Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа |
2013-03-13, 3:28 PM | |
Открытый урок по познанию мира На тему: «Птицы весной» Цель: 1. Углубить и расширить знания о признаках весны, об изменениях в жизни растений и животных с приходом весны. 2. Развитие у младших школьников стремления к познанию окружающего мира, образного мышления, любознательности, речи. 3. Воспитывать бережное отношение к природе. Оборудование: картинки с изображением человечка, картинки весны, птиц. Ход урока: 1. Оргмомент – Ребята, у нас на уроке сегодня гости. Я желаю вам быть радушными хозяевами и работать так, чтобы всем было интересно! - Давай рассмотрим изображения человечков. Они не говорят, но ты наверняка отгадал их настроение. (грустное, спокойное.) - А теперь подумайте и скажите, каким должно быть настроение у последнего человечка. Нарисуйте его на своих заготовках. - Мне хочется, чтобы в течение всего урока у вас было хорошее настроение! Загадка Я раскрываю почки. В зеленые листочки Деревья одеваю, Посевы поливаю Движения полна Зовут меня ... (Весна) (картинка весны) – Сегодня на уроке мы продолжим разговор об удивительном времени года, возвращении птиц домой и их весенних заботах. – Ребята, а знаете ли вы, что: • Ласточка – это перелетная птица. • Птицы улетают на юг из-за того, что холодно. • Первыми из теплых стран возвращаются грачи. • Что воробьи могут жить в скворечниках. • Что лебедь делает свое гнездо на дереве. • Что птица уничтожают вредных насекомых. Вывешиваю слово весна – Как изменилась температура воздуха с приходом весны! – Что произошло с почвой? (Снег сошел, почва оттаяла) – Если потеплело, то что стало с водоемами? (Лед на водоемах растаял) – Изменения в неживой природе повлияли на жизнь растений и животных. – Если почва оттаяла, то что произошло с растениями весной? (Зазеленела трава, появились первые цветы) - А на водоемах, если растаял лед? (Проснулись рыбы) - Если появились первые цветы, то кто появился? (Насекомые) 2. Осмысление содержания Сниться ночью пауку Чудо- юдо на суку: Длинный клюв и два крыла. Прилетит - плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это … (птица) – Вспомните отличительный признак птицы. (Птица - это животное, тело которых покрыто перьями) – По оперению мы обычно узнаем птиц. – А чем они еще отличаются? (Формой тела, клювом, цветом, голосом …) – Каких птиц называют перелетными? – Каких птиц называют зимующими? – Назови зимующих птиц. (Воробей, снегирь, синица, голубь) – Назови перелетных птиц. (Грач, скворец, ласточка, аист) Завершение работы – Почему птицы осенью улетают от нас в теплые края? (Отсутствие пищи: насекомых и рыбы.) – Что позволяет птицам вернуться? (Появилась пища: растения, насекомые, рыбы. Еще у этих птиц здесь гнездовья. Родина там, где я родился.) – Каждая перелетная птица возвращается в родные края в определенное время. Первыми прилетают те птицы, которые осенью улетели позднее. Журавли летят – клином, утки – косяком, мелкие птицы, такие как скворцы, жаворонки, ласточки, летят – беспорядочной стаей. Загадки. Сообщение учителя 1. Всех перелетных птиц черней, Чистит пашню от червей. Взад-вперед по пашне вскачь, А зовется птица … грач. – Грачи прилетают одними из первых. Они не боятся холодов. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. На одном дереве можно насчитать 15-20 гнезд. 2. На шесте – дворец, Во дворце – певец, А зовут его … скворец. – Вслед за грачами прилетают скворцы-папы, а через несколько дней за ними прилетают скворцы-мамы. К их прилету скворцы-папы подыскивают скворечник для семьи. 3. Прилетает к нам с теплом, Путь, проделав длинный, Лепит домик под окном Из травы и глины (Ласточка) – Прилетают ласточки в середине мая. Её легко узнать по черному оперенью и белой грудке. И пьют, и едят ласточки на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мухи и комары. Физминутка В небе высоком Птички летают, В гнездышке в теплом они отдыхают: Крылья сложили, Глазки сомкнули За день налетавшись, тут же уснули. Солнышко встало. Тепло улыбнулось: «Доброе утро!» Птички проснулись. – На первый взгляд – жизнь птиц беззаботна. Но это не так. – Все перелетные птицы, когда возвращаются домой, что делают в первую очередь? (Гнезда) – Не легко без рук, без топоренка, построить избенку. А вот птицы мастерят свои гнёзда так, что диву даешься. Про то, как птицы прилетают и создают свои гнёзда вы узнаете в паре и расскажите. 1 группа - Жаворонок Прилетают жаворонки одновременно со скворцами, даже бывает чуть раньше. Только скворцы летят молча, а жаворонки прямо на лету весело поют. Жаворонок устраивает гнездовье в лугах, на травянистых опушках, но самым лучшим местом для устройства гнездовий для этих птиц являются поля, засеянные в озимых и яровых хлебах. Гнездо очень простое, строится оно в ямке на земле, среди травы. В качестве строительного материала полевой жаворонок использует стебли и корешки травы, внутри гнездо укладывается мягкой шерстью, собранной птицей, конским волосом и пухом. Гнездо маскируется очень тщательно, его трудно обнаружить. 2 группа - Зяблик Эта птичка прилетает в наши края весной, когда ещё холодно, зябко. За это и получила своё название. Прилетают зяблики в первых числах апреля и сразу же радуют нас своей песней . Продолжается песня зяблика всего несколько секунд, но повторяется много раз. Один зоолог подсчитал, что за 2 часа зяблик пропел 824 раза. 3 группа – Ласточки Ласточки прилетают позже других птиц. Время прилёта – май. Они пользуются не только большой известностью, но и заслуженной любовью. С каким нетерпением ожидают их весеннего прилета труженики сельского хозяйства. Это полезнейшие птицы. Количество мух, мошек и комаров, уничтоженных одной птицей в течение суток, достигает нескольких десятков тысяч. Ласточки прекрасно летают, скорость полета этих птичек может доходить до 100 км в час и более. Гнезда ласточек очень интересно построены. Особенно хорошо строит гнездо городская ласточка. Она так искусно лепит из глины, смоченной слюной, шарообразное гнездышко, что оно может оставаться целым в течение нескольких лет; прочность его очень велика. 4 группа – Грач Время прилёта – март Гнездятся грачи колониями, устраивая на деревьях по нескольку больших гнёзд. Члены колонии знают друг друга, живут шумно и дружно. Демонстрация полученных знаний. Проблема – Как вы думаете, как скворечник укрепить на дереве? (Нельзя прибивать гвоздями, а привязать проволокой как можно дальше от земли) – Весна – радостное время года, так как у птиц появляются птенцы. Игра «Назови малышей» – У утки – … утята – У скворца – … скворчата – У гуся – ... гусята – У воробья – ... воробьята – У грача – ... грачата – У ласточки – … ласточата – У аиста – … аистята – У галки – … галчата – А чем кормят птицы своих птенцов? (Насекомыми, личинками, червяками) Сообщения детей – Синица в течении дня поедает до 600 насекомых. – Грачи – до 8000 вредных червей и гусениц. – Ласточки – за лето 1 миллион мошек и комаров. Экологическая минутка – А задумались ли вы о том, как мы должны относиться к птицам? – Что может сделать человек для птиц и чего он не должен делать? – У вас на столах, в память о нашем уроке лежит картинка с изображением птички. – Я буду читать вам лозунги, если это нужно делать для птиц, вы поднимаете птичку. – А если нет, то птичку не поднимаете. 1. Вывешивать скворечники весной. 2. Стрелять из рогатки по птицам. 3. Помогать больной или раненой птице. 4. Разорять птичьи гнезда. 5. Подкармливать птиц ранней весной. 6. Уносить домой здоровых птенцов. 7. Подходить близко к гнездам птиц. 8. Изучать птиц. Итог по теме «Перелетные птицы» • Птицы • Перелетные, зимующие • Вернулись, гнездятся, поют • Приносят огромную пользу природе • Весна! – Пожалуйста, постарайтесь, что бы за всю жизнь ваши руки не убили ни одного живого существа, а сердце было добрым ко всему, что бегает, прыгает, ползает, летает. | |
Просмотров: 2358 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|