Тема: «Умеют ли птицы думать?» По рассказу В. Чаплиной «Хитрые вороны» 3 класс Пинаева Е.А., учитель начальных классов Цели: Познакомить с рассказом В. Чаплиной «Хитрые вороны»; развивать речь детей; учить составлять план; учить выражать мысли; расширять словарный запас. Метод направленного чтения Ассоциативная карта Толстый, тонкий вопрос. Ход урока Эвокация. - Урок чтения. Тему мы сформулируем в конце урока. Прежде, чем начнем работать, я хочу прочитать вам стихотворение А. Барто «Думают ли звери» … - Она сказала: - Нет! Но я еще проверю. - И мы, ребята, тоже попробуем это проверить. На примере рассказа В. Чаплиной «Хитрые вороны». - Откройте тетради и запишите: В. Чаплина «Хитрые вороны» План. - Ребята, подумайте, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово хитрость. (Составляется ассоциативная карта). - Работая над рассказом, подумайте над вопросом: Необходима ли была птицам хитрость? Могли они поступить в этой ситуации по-другому и почему? (Метод направленного чтения). Реализация. - Работать будем по группам. Каждая группа получит отрывок из рассказа. Вы внимательно читаете его и готовитесь отвечать на вопросы. Затем в группе обсуждаете, как можно озаглавить отрывок, выбираете, кто будет отвечать и даете ответ. I часть. (Стратегия «Толстый, тонкий вопрос») - Как называется город, который описан в рассказе? - Найдите и прочитайте описание дворика. - Скажите, что смущало детей? - Почему? (Рядом находился большой заброшенный пустырь). - Подумайте, как можно озаглавить эту часть. (Обсуждение в группе. Опрос. Запись на доске). (I. Город моего детства. Тесный дворик) II часть. (Стратегия «Толстый, тонкий вопрос») - Читаем дальше. - Найдите описание пустыря, где играли дети. - Что было раньше на месте пустыря? - Были дети дружны между собой? Зачитайте. - Что было любимым занятием детей? - Легко ли доставались орехи детям? (II. Место для игр. Заброшенный пустырь. Любимое место детей). III часть. - Как выглядели ореховые деревья? -Легко ли сбить орехи? - Как можно озаглавить эту часть? (III. Новая затея. Ореховый промысел). IV часть. - Кто еще лакомился орехами? - Все орехи брали вороны? - Как вороны использовали углубления в деревьях? - Что делали птицы прилетая на другой день? - Как можно озаглавить эту часть? (IV. Вороны лакомились орехами). V часть. - Что делали вороны, когда наедались? - Какую хитрость придумали вороны, чтобы никто не догадался где орехи? - Что решают сделать дети? - Как назовем эту часть? (V. Запасы на зиму. Умное решение. Кладовая с орехами). VI часть. - Что решили дети? - Кто помогал детям? - Что делал Тузик? - Как озаглавим эту часть? (VI. Охота за вороньими запасами). VII часть. - Как сначала реагировали вороны? - Радовались дети? - Долго ли продолжался «ореховый промысел» детей? - Как озаглавим эту часть? (VII. Полные тюбетейки орехов. Перепуганные вороны). Рефлексия. - Рассказ заканчивается следующим отрывком. Прежде, чем вы узнаете, что было дальше, я хочу предложить вам попробовать самим закончить это рассказ. А потом мы узнаем, чем закончилась эта история. (Дети пишут небольшое эссе. Затем слушаем несколько вариантов из разных групп.) А теперь узнаем, чем закончился этот рассказ. VIII часть. - Как можно озаглавить эту часть? (VIII Умные птицы. Догадливые вороны). - В начале урока я просила подумать над вопросом: Необходима ли была птицам хитрость? Могли они поступить в этой ситуации по-другому и почему? (Ответы детей.) - Как вы думаете, какая была основная тема рассказа? (Думающая птица, которая боится остаться без запасов). - Давайте сформулируем тему урока. (Умеют ли думать птицы). Домашнее задание. Составить пятистишие.
|