ТЕМА: «Три друга». Казахская народная сказка. Тип урока: предметный урок. Цель: знакомство учащихся с произведением казахского фольклора – сказкой. Задачи: - отрабатывать умение работать с текстом; продолжить работу по усо-вершенствованию техники чтения; - способствовать развитию познавательной активности и устойчивого интереса у школьников к чтению; - воспитание культуры речи, речевого этикета в общении. Методические приёмы: - самостоятельная работа учащихся в парах; - иллюстративно – наглядный; - работа с книгой; - словесный; Оборудование: учебник «Литературное чтение 2 класс», слоговые таблицы, сюжетные и предметные картинки, карточки с заданиями, таблицы для работы в парах, картинки с изображением настроения, аудиозапись. План. 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний. 3. Сообщение темы и цели урока. 4. Работа по теме урока. 5. Домашнее задание. 6. Рефлексия. ХОД УРОКА 1. Организационный момент. - Я рада вам, ребята, я рада видеть гостей в нашем классе, я рада свету, солнцу. - Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте удачи. Ну-ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «Пять»! 2. Актуализация знаний. - Что такое «Устное народное творчество»? (УНТ – произведения, которые создаются и передаются из уст в уста народом) - Что такое сказка? - Какое определение сказки вы нашли в словарях? - Какими словарями вы пользовались? - Какие виды сказок вы знаете? (о животных, волшебные, бытовые) - С чего начинается сказка? (с присказки, зачина) - Чем заканчивается? (концовкой) Самостоятельная работа. «Найди пару». (Соединить стрелками) - Из какой сказки зачин и концовка? 3. Сообщение темы и цели урока. - Послушайте музыку. - В исполнении какого инструмента звучит музыка? (домбра) - Что вы о нём знаете? (Древнейший казахский двухструнный щипковый муз. инструмент; найден в 4 в. нашей эры; похож на разрезанную пополам грушу.) - Как вы думаете, сказку какого народа мы будем сегодня читать? - Название сказки вы узнаете, найдя значения выражений. - Переведите название сказки на казахский язык. (Үш дос, үш жолдас Р 50 + 6 У 78 – 70 И 90 – 60 Г 87 – 7 Т 10 + 6 Д 99 – 9 А 18 – 8 16 56 30 90 56 8 80 10 4. Работа по теме урока. Чтение сказки с элементами инсценировки. Первичное восприятие. - Понравилась ли вам сказка? - Чем понравилась сказка? - К какому виду относится сказка? (о животных) Чтение с остановками. Три друга. Казахская народная сказка. Подружились как-то козлёнок, ягнёнок и телёнок. Раз козлёнок поглядел на дальнюю гору и говорит: - Кто из вас видел, как солнце по вечерам уходит за гору? - Я видел, - сказал ягнёнок. - Я видел, - сказал телёнок. - Так давайте, - предложил козлёнок, - разведаем, где же прячется на ночь солнышко. И в тот же день они убежали из стада. Искали их пас¬тухи, да разве найдёшь в степи? Степь широка: всю не объехать, не обойти, арканом не измерить, глазом не оки¬нуть. Вопросы: - Что узнали из прочитанного? - Какие события происходят? (подружились, убежали) - Кто мама козлёнка? Ягнёнка? Телёнка? - Как понимаете слова: разведаем (узнаем), аркан (длинная верёвка с петлёй для ловли животных), выражение «глазом не окинуть» (большая). * * * * * * * * * Вот идут друзья степью. Всё ближе гора. Радуются они. Вдруг, перед ними арык. Как перебраться? Разбежал¬ся козлёнок и вмиг перескочил на другой берег. А за ним ягнёнок с телёнком. Идут дальше, и нашли на дороге ме¬шок. Развязали его, а в нём четыре звериные шкуры барса, медведя, волка и лисицы. Побрели с мешком даль¬ше. Вот уже гора совсем рядом. Видят - у горы стоит бе¬лая юрта. А в юрте шум и гам, песни и звон домбры. Дру¬зья и зашли в юрту. А там дикие звери праздник справ¬ляют. Пёстрый барс кумыс пьёт. Толстый медведь халву сосёт. Серый волк ба-урсаки уплетает. Рыжая лиса на дом¬бре играет. Вопросы: - О чём узнали из этой части? - Какие картины можете нарисовать? - Что такое «арык», «кумыс»? (оросительный канал, кобылье молоко) - Как друзья перебрались через него? - Что по дороге нашли? (мешок) - Что в нём было? - Что стояло возле горы? - Кого увидели в юрте друзья? (пёстрого барса, толстого медведя, серого волка, рыжую лису) - Кто такой барс? - Как лису называют в других сказках? - Что делали дикие звери? - Почему их называют дикими? * * * * * * * * Застыли на пороге козлёнок, ягнёнок и телёнок. По¬няли, что попали в беду. А у зверей глазищи разгорелись: такая лакомая закуска сама в зубы идёт! Подмигнула лиса своей шайке и ласково заговорила: - Милости просим, дорогие гости! Сам аллах прислал вас сюда. Сейчас мы вас так угостим, что вам никогда больше кушать не захочется. А пока сыграйте нам на домбре и спойте. Вопросы: - Как повели себя друзья? (застыли на пороге) - Почему? - Как понимаете слово «шайка»? * * * * * * * * Ягнёнок молчит, слова вымолвить не может. Телёнок только пятится. А козлё-нок тряхнул кудрявой шёрсткой и говорит: - Давай, лиса, домбру! Только слушайте внимательно. И запел: - Трынди-трын, моя домбра! Пусть не ждут враги добра! Пёстрый барс нам нипочём, Толстый мишка нипочём, И волчище нипочём, И лисица нипочём. Как накинемся втроём, Всех злодеев задерём! - Да вы кто такие? - зарычал барс. - Мы охотники степные, - отвеча¬ет козлёнок. - А куда идёте? - взревел медведь. - Несём товар на базар. - А какой у вас товар? - спросил волк. - Звериные шкуры. - Где же вы их взяли? - С ваших родичей сняли, - ответил козлёнок и выт¬ряхнул из мешка все че-тыре шкуры. Вопросы: - Как повёл себя ягнёнок? Телёнок? - А козлёнок? (запел песню) - О чём он пел? - Кто такие родичи? * * * * * * * * Окаменели зубастые разбойники от страха. Потом взвыли да разом в дверь и бежать без оглядки! А три дру¬га остались в юрте. Закусили они с дороги и стали ду¬мать, как быть дальше. Козлёнок говорит: - Сейчас мы своих врагов напугали. Но они могут опомниться и вер-нуться назад. Тогда уж нам не сберечь костей. Побежим-ка лучше поскорее домой. В родном краю нам никакой зверь не опасен, джигиты-пастухи нас ни-кому в обиду не дадут. Вопросы: - О чём узнали из прочитанного? - Что произошло? (окаменели, убежали) - Как понимаете выражения: «бежать без оглядки», «не сберечь костей»? (быстро бежать, погибнуть) - Кто такие джигиты? (сильные, смелые) * * * * * * * * И через минуту все трое были уже далеко от белой юрты, ещё дальше - от го-ры. Впереди мчался козлёнок, следом за ним ягнёнок, а сзади - телёнок. К вечеру до-мой добрались. Пастухи так им обрадовались, что и бранить не стали. Вот как славно всё получилось. Одно нехорошо: так и не узнали три дружка, где солнышко на ночлег прячется. Вопросы: - Когда попали домой друзья? - Что значит «бранить»? Обобщение прочитанного. - Кто из героев сказки вам понравился? - На кого из них вы бы хотели быть похожи? - Почему? - Что помогло козлёнку спастись самому и спасти друзей от врагов? - Если бы друзья добрались до горы, узнали бы они, куда солнышко уходит спать? - А вы знаете, куда уходит солнышко? (за горизонт) - Вспомните, что такое горизонт? - Можно ли дойти до горизонта? - Чему учит сказка? Словесное иллюстрирование. 5. Домашнее задание. пересказ сказки, найти в толковых словарях определение слову «друг» 6. Рефлексия. - Чем мы занимались на уроке? - Всё ли было понятно на уроке? - Как вы оцениваете свою работу на уроке?
|