Мануковская Лариса Петровна ГУ «СОШ №2» г. Семей Тема: «Детство, опалённое войной» Цели: образовательная – на примере отрывка из поэмы А.Галича «Песенка про кораблик показать учащимся, что война несет разруху, горе, выделить тему произведения, его основную мысль; познакомить с жизнью маленьких героев во время ВОв. развивающая – развивать эмпатию (умение сопереживать, сочувствовать) воспитательная – воспитывать чувство гордости за свой народ, уважительное отношение к памяти поколений Ход урока. I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. II.Основная часть. 1. Вступительное слово. - Сегодня мы поговорим с вами о том, как жили дети в годы ВОв, о чем мечтали, чего боялись. О том, как страшная дата, 22 июня, опалила детские судьбы, как, несмотря на то, что пережили дети, они не разучились верить, надеяться. Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших, кланяется живым. Война 1941 – 1945 г.г. была самой жестокой, самой кровопролитной войной, которую только знало человечество. Тема нашего урока «Детство, опаленное войной».. Эпиграфом к нашему уроку будут слова: На парте осталась открытой тетрадь. Не выпало им дописать, дочитать, Когда навалились на город Фугасные бомбы и голод. 2.Рассказ о Тане Савичевой. - Самый страшный голод и бомбежки пережили жители Ленинграда. Долгие 900 дней (почти 2,5 года) город был в блокаде. Несмотря на то, что город обстреливали, взрослые ходили на работу, а дети в школу. Воды в городе не было. За водой ходили на озеро или реку. Зимой воду брали прямо из полыньи или из проруби. В этом городе жила девочка со своей семьей. Звали её Таня Савичева. Ничто не может передать атмосферу войны так, как рассказ очевидца либо запись в личном дневнике. Двенадцатилетняя ленинградка Таня Савичева записывала в свой дневник трагические события своей жизни. К сожалению, она умерла в июле 1944 года и не дождалась Победы. Но ее дневник до сих пор напоминает нам об ужасах фашизма… Девочка, теряющая силы от голода и холода, писала неровно... У неё уже не осталось эмоций, остались силы только фиксировать факты. Таня просто записывала трагические «визиты смерти» в родной дом: «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи. 1941 г.». «Бабушка умерла 25 января в 3 часа. 1942 г.». «Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.». «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 г.». «Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 г.». «Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.». «Умерли все». «Осталась одна Таня». Таня так и не узнала, что не все Савичевы погибли. Сестра Нина была спасена и вывезена в тыл. В 1945-м году она вернулась в родной город, в родной дом и среди осколков нашла Танин дневник. Оправился после тяжелого ранения на фронте и брат Миша. Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Вместе с другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали… Но Танин организм так и не смог оправиться. Врачи в течение двух лет сражались за ее жизнь, но процессы в организме ребенка оказались необратимыми…Таня Савичева умерла 1 июля 1944 в возрасте 14-ти с половиной лет. - После войны был открыт мемориал памяти погибшим в Ленинграде. Страницы дневника Тани были высечены на гранитных плитах. 3. Работа со стихотворением «Песенка про кораблик». - Таня перенесла ужасы войны в тылу. Но были дети, которые оказывались на линии фронта. Тогда их ждала другая участь. Они становились узниками конц.лагерей. Всех узников одевали в специальные полосатые одежды, которые хорошо было видно в любое время суток. Родителей разлучали с детьми. Детей плохо кормили, проводили над ними опыты. Спали прямо на земле. Но и в этих условиях ребята о чем-то мечтали. Одной из таких узников была девочка Натя из Польши. После тяжелой болезни девочка не могла ходить. Её носили на руках. Натя хорошо рисовала, сочиняла стихи. Песенка про кораблик - одна из них. Я кораблик клеила из цветной бумаги, Из коры и клевера, с клевером на флаге. Он зеленый, розовый, он в смолистых каплях, Клеверный, березовый, славный мой кораблик. А когда забулькают ручейки весенние, Дальнею дорогою, синевой морской, Поплывет кораблик мой к острову Спасения, Где ни войн, ни выстрелов, – солнце и покой. Я кораблик ладила, пела, словно зяблик, Зря я время тратила, сгинул мой кораблик. Не в грозовом отблеске, буре, урагане – Попросту при обыске смяли сапогами. Но когда забулькают ручейки весенние, В облаках приветственно протрубит журавлик, К солнечному берегу, к острову Спасения Чей-то обязательно доплывет кораблик! - Из чего девочка мастерила кораблик? - Как вы думаете, почему из этого материала она делает кораблик? - Что мог для девочки значить клевер? Береза? - Для чего она мастерит кораблик? - О чем мечтает девочка? - Почему её мечта не осуществилась? - Во что верила Натя? - Давайте почтим память погибших в концлагерях. - Сейчас вы услышите песню в исполнении М. Магомаева. Вслушайтесь в слова песни. (Песня «Бухенвальдский набат») 4. Рассказ о пионерах – героях. - Последние слова песни «Берегите мир». Мира не было долгих 4 года. За него воевали не только взрослые, но и дети. Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие подпольщиками и партизанами. Отдавшие жизни за то, чтобы другие школьники могли спокойно расти в мирное время.(Рассказ о Марате Казее и Наде Богдановой) III. Итог урока. - Вот так на трудных дорогах войны ценой миллионов жизней, в том числе и детских, была завоевана победа. Итогом урока сегодня будет написание мини-сочинения «Мы должны это помнить». - О чем можно написать в сочинениях? ( О детях, которые защищали Родину, о том, что дети всего мира и во все времена мечтали о мире. О том, что войну начали взрослые, а страдали дети) - Напишите, как вы относитесь к войне.
|