Министерство науки и образования Республики Казахстан Департамент образования Северо-Казахстанской обл. РК Городской отдел образования при акиме г. Петропавловска Гуманитарный центр образования и воспитания Москаленко Н. А. Русский язык Тема: Поурочные планы в 3 классе «ГЛАГОЛ» Первая гимназия Г. Петропавловск 2009 г. ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данное пособие охватывает одну из центральных тем программы 3 класса, а именно: ГЛАГОЛ. Решая задачи по развитию познавательных способностей детей младшего школьного возраста, я включила в уроки различные виды заданий: письмо по памяти(ППП), выборочное списывание, выборочные диктанты и др. Всё это направлено как на развитие орфографической зоркости, так и на развитие нестандартного , творческого мышления. Текстовой материал упражнений, различный по жанру (пословицы. Поговорки, загадки, стихотворения, сказки), способствует развитию познавательных процессов. Некоторые тексты взяты из произведений классиков русской литературы. Это обеспечивает полноценное формирование навыка грамотного письма, обогащает словарь учащихся, оказывает воспитательное воздействие на младших школьников. СОДЕРЖАНИЕ 1. Объяснительная записка. 2. Календарное планирование. 3. Поурочные планы по теме: «Глагол» в 3 классе. 4. Список используемой литературы. КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1. Неопределённая форма глагола. 1ч 2. Изложение «Орёл» 1ч 3. 3-4Изменение глаголов по временам. 2ч 4. 5.Изменение глаголов по числам. 1ч 5. 6.Не с глаголами. 1ч 6. 7.Роль глагола в предложении. 1ч 7. 8.Контрольный диктант. 1ч Тема: НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА. Цель: Повторить и обобщать знания о глаголе как части речи; Формировать умение ставить вопросы к глаголам в начальной форме; Способствовать развитию речи. Обогащению словарного запаса, мышления, внимания. ХОД УРОКА: 1. Организационный момент. О какой части речи пойдёт речь? Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто что делает расскажет: Чертит, пишет иль поёт, Вышивает или пашет. Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит- Всё расскажет нам глагол! 2. Работа над новым материалом. Слово ГЛАГОЛ заимствовано из старославянского языка и обозначает слово «речь». По частоте употребления глагол занимает 2 место(после сущ.). Чаще всего встречаются глаголы: быть, мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, видать, думать, дать, понять, жить, иметь, делать, значить. -На какие вопросы отвечают данные глаголы?(что делать? Что сделать?). ВЫВОД: Начальная форма только показывает действие, но не указывает ни на время, когда происходит действие, ни на того, кто совершает это действие. Такую форму называют неопределённой или инфинитивом. Прочитайте правило на с. 190 3. Закрепление. Образуйте глагол неопределённой формы. Кусает - Ходит - Шумит - Прыгнул - Разобрать слова по составу: насыпать, припекать, холодеть, зарядить, вспорхнуть. ФИЗМИНУТКА Попишите, постучите, Помахайте , потянитесь. Поморгайте, улыбнитесь. Посидите. Пошепчите, Успокойтесь, подремлите… А теперь все поднимайтесь И за дело принимайтесь. Работа по учебнику с.191 упр.614 Самостоятельная работа 1 уровень Образуйте глаголы неопределённой формы. Взмахнул-…, смотрел-…, любит-…, срезают-…, делает-… . 2 уровень Образуйте глаголы неопределённой формы. Дело-…, винт-…, пляс-…, чёрный-…, блеск-…, крик-… . 3 уровень Придумайте и запишите гл инфинитивы с суффиксами: -а-, -ну-, -е-, -ыва-(ива-). Д/З с. 192 упр. 615 ИТОГ УРОКА -Что нового вы узнали? -О чём говорили на уроке? -Как называются глаголы, которые не указывают на время и число? ТЕМА: ИЗЛОЖЕНИЕ. ЦЕЛЬ: Формировать умение письменно излагать содержание рассказа близко к тексту, выбирать наиболее точные слова, обогащать словарный запас. Учить определять тему и идею текста. ХОД УРОКА: 1. Организационный момент. -Какую тему изучаем? -В чём заключается особенность гл.?(Глагол может выражать бесчисленное количество действий. К одному глаголу можно подобрать большое количество слов-синонимов.) 2. Постановка темы -Сегодня пишем изложение 3. Орфографическая подготовка. Подбери проверочные слова. Гн_здо-… Д_тей-… Пр_сили-… Л_скать-… Выв_л-… Огл_делся-… Нак_рмил-… Раскрой скобки (с)вил (с)рыбой (к)дереву (в)орла (в)когтях (у)него (вы)вел (на)кормил Подбери синонимы Просить-…, устать-…, бросать-… . 4. Знакомство с текстом. ОРЁЛ. Орёл свил гнездо и вывел детей. Дети пищали и просили есть. Орёл подлетел к дереву с рыбой. Люди увидели рыбу. Они стали бросать в орла камнями. Он выронил рыбу. Люди взяли её и ушли. Орлята просили корм. Орёл устал и не мог лететь. Он прикрыл орлят крыльями и стал их ласкать. Птица как будто просила подождать. Птенцы стали кричать. Орёл полетел к морю. Он вернулся ночью с рыбой. Орёл накормил детей. (По Л. Толстому) Вопросы по тексту. 1)Почему орлята остались голодными? 2)Как можно назвать поступок людей? 3)Как усталый орёл успокаивал детей? 4)Удалось ли орлу накормить детей? 5)Кому в этом рассказе вы сочувствуете? 5.Пересказ, составление плана. 6.Повторное чтение текста. 7.Написание изложения. 8.Д/З 9. Итог урока. ТЕМА: ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ВРЕМЕНАМ (2 часа) ЦЕЛЬ: Познакомить с тремя временными формами глаголов. Формировать умения изменять глаголы по временам. ХОД УРОКА: 1. Организационный момент… 2. ППП (письмо по памяти). Найти глаголы. Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи. И лес оденется листвою! А. Плещеев 3. Работа над новым материалом. Как мама Глаголиха учила глагольчиов. Жила была мама Глаголиха со своими детьми - десятью глагольчиками. Они были весёлые и шустрые. Очень любили глагольчики гулять с мамой по двору. Во время прогулок она рассказывала своим деткам много интересного о том, что их окружает. Так шло время, глагольчики повзрослели, и мама решила вывести их со двора на первую рабочую прогулку. -Дети, и я, и весь наш род занимается интересной работой. Мы трудимся в предложении. ТАМ подбираем для себя существительные или местоимения и вместе служим… А сейчас мы поиграем в любимую игру глаголов. Называется она «Узнай моё время». Только для определения времени мы не будем смотреть на часы. У нас есть для этого… Как вы думаете, ребята, о чём хотела рассказать Глаголиха своим деткам? Этот хитренький глагол Себе ВРЕМЯ изобрёл. «Ухожу», - кричит сегодня. «А вчера, - кричит, - ушёл», «Завтра, - скажет, - я уйду!» Позавидуйте ему. Глаголы изменяются по временам: -Глаголы в форме ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ обозначают действие. Которое происходило до того, как о нём стали говорить. -Глаголы в форме НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ обозначают действие, которое происходит сейчас, в то время, когда о нём говорят. -Глаголы в форме БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ обозначают действие, которое произойдёт после того, как о нём скажут. Чтение правила каз. С.193 4.Закрепление. У доски 3 ученика. Написать в 3 столбика глаголы. Зеленеет, пошёл, победит, проходит, блестел, прочитаю, прилетит, спала, будет играть, читаем. Кем он будет? На доске записан рассказ про одного мальчика. Как видите, вместо многих глаголов стоят вопросы. Можно ли по вопросам узнать время глагола? Как это сделать? Спишите рассказ, заменяя вопрос подходящим по смыслу глаголом нужного времени. Шёл по улице мальчик и мечтал. Вот(что сделает?) он большой, (что сделает?) на Луну, (что сделает?) какой-нибудь подвиг. Вдруг слышит мальчик: кто-то (что делает?). Это маленький котёнок (что сделал?) в яму и (что делает?) там. Мальчик (что сделал?) и (что сделал?) дальше. Он опять (что делал?) о полётах на Луну, о подвигах. Прочитайте, что у вас получилось. Как вы думаете, будет ли этот мальчик космонавтом? Подчеркните глаголы и укажите их время. 5. Самостоятельная работа. 1 уровень Запишите глаголы в три столбика. Закроют, строим, нарисовал, бегали, надену, гуляете, будем есть, свяжете, иду, ловить, светит. 2уровень Укажите с помощью глаголов на цвет ромашки, васильков, одуванчиков, травы. Составьте с этими глаголами предложения. Разберите предложения по членам. 3 уровень Придумайте глаголы, используя окончания –ю, -ем, -им, -ещь,- ишь, -ет, -ит, -ут, -ют, -ат, -ят. Запись под диктовку: Обрядила зима сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы. Вот с севера подул холодный ветер. Что-то зашуршало в углу комнаты. -Что можно сказать о сказуемых? Какой частью речи выражены? В каком времени употреблены глаголы? Что общего во всех глаголах? (-л-) С помощью какого суффикса образовались данные глаголы? ВЫВОД: Глаголы в форме ед. ч. Прошедшего времени изменяются по родам. -м.р. имеет нулевое окончание -ж.р. имеет окончание –а -с.р. имеет окончание –о 6. Работа по учебнику. Каз. С.194 упр.621 Списать, расставить знаки препинания. Всё проснулось. Я открыл глаза ещё не румянилась заря, но на востоке уже забелело всё стало видно серое небо светлело, холодало, синело, звёзды мигали слабым светом и исчезали запотели листья жидкий, ранний ветерок уже пошёл бродить и порхать над землёй моё тело ответило ему лёгкой дрожью я проворно встал и пошёл вдоль реки она синела из-под редеющего тумана. По И. Тургеневу. Д/З каз. С.194 упр. 621 ИТОГ УРОКА: -Как изменяются глаголы? Назовите. -Назовите показатель прошедшего времени. -Как изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе? ТЕМА: ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЧИСЛАМ. ЦЕЛЬ: Актуализировать знания учащихся об изменении глаголов по числам; формировать понятие о том, что у гл. , стоящих в неопределённой форме, определить форму числа невозможно. ХОД УРОКА: 1.Организационный момент… -Какую часть речи изучаем? -Что называется глаголом? -Как понимаете смысл пословицы: «Когда он заговорит, то и собаке не даст слова «сказать»? 2.Чистописание. -Что вы знаете о букве Ю? -В каких случаях буква Ю обозначает два звука? -Проведите слого-звуковой анализ слова ЮННАТ 3.Актуализация знаний Расшифруй слова СП (спели) змеи Цв (цвели) ягоды Про (проели) птички Зашип (зашипели) ученики Покрасн (покраснели) колокольчики -Где спрятались ЕЛИ? К данным гл. соотнесите сущ., чтобы получились нераспространённые предложения. -В каком числе употреблены имена существительные? -Глаголы указывают на действие одного или многих предметов? -Могли гл. указывать действие одного предмета? 4.Постановка темы урока. -Чем будем заниматься на уроке? 5.Работа по теме урока -Измените глаголы., стоящие в неопределённой форме так, чтобы они сначала приняли форму ед.ч. (мн.ч.). Запишите в столбик. Гулять - гуляет, гуляют Прыгать-…, … Думать-…, … Резать-…, … Разберите по составу гл., стоящие в форме ед.ч. ВЫВОД: Глаголы изменяются по числам. Глаголы в ед.ч. обозначают действие одного предмета. Если гл. обозначает действие двух и более предметов, то он стоит во мн.ч. 7. Работа по учебнику. Упр. 626, 627 8. Закрепление. Из данных пословиц и примет выпишите гл., укажите число. В какой форме гл. нельзя определить его число? *Зимой бы съел грибок, да снег глубок. *Апрельские лучи землю будят. *Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. *Кто хочет много знать, тому надо мало спать. *Комнатные птицы молчат в весеннюю пору, значит, холод ещё долго простоит. 9. Д/З упр. 628 10. Итог урока: -Что мы называем глаголом? -В каких формах, кроме неопределённой, могут употребляться глаголы? -На какие вопросы отвечают глаголы в ед.ч. и мн.ч.? ТЕМА: «НЕ» С ГЛАГОЛАМИ. ЦЕЛЬ: Познакомить с правописанием не с глаголами. Формировать умения изменять глаголы по временам. ХОД УРОКА: 1. Орг.момент… -Какую тему изучаем? -Что вы знаете о глаголе? -Сегодня расширим знания о глаголе. 2. Чистописание. Но не ни в а на к -Какие части речи написали? (служебные) 3. Работа по теме урока. В языке есть части речи, которые называются служебными. Они не называют ни предметов, ни признаков, ни действий и не бывают членами предложений. К служебному лову нельзя поставить вопрос. К служебным частям речи относятся предлоги, союзы, частицы. Отрицательная частица НЕ пишется с гл. раздельно. Есть глаголы, которые без НЕ не употребляются.(ненавидеть, неволить, негодовать) 4. Закрепление. Слуховой диктант. Выпишите гл. с отрицательными частицами НЕ Ленивая кошка Не ловит мышей. Ленивый мальчишка Не моет ушей. Ленивая мышка Не выроет норку Ленивый мальчишка Не любит уборку. Ю. Мориц. -Спишите пословицы, ставя отрицательную частицу НЕ Шила в мешке…утаишь. Лёжа хлеба…добудешь. Одна ласточка весны … делает. После драки кулаками … машут. ППП В огороде стоит- ничего не говорит, Сам не берёт и воронам не даёт. (пугало) 5. Д/З Составить и записать 5-7 предложений с отрицательной частицей НЕ о правилах поведения в школе. Выделить окончания у глаголов. 6. Итог урока: -Что относится к служебным частям речи? -Как пишется НЕ с глаголами? ТЕМА : РОЛЬ ГЛАГОЛА В ПРЕДЛОЖЕНИИ. ЦЕЛЬ: Повторить и обобщить знания о глаголе, как части речи; умения распознавать глаголы в тексте; развивать правильно употреблять глаголы в письменной речи. ХОД УРОКА: 1. Орг. момент… -Что вы знаете о глаголах? -Какие вопросы у вас вызывают затруднения? 2. Чистописание. Ф фа фв фо 3. Повторение. -Как пишется НЕ с глаголами? Запись под диктовку: Не мог, не стал смотреть, далеко не ездил, хлебом не угощал, рассказ не слушал, солнце не выглянуло, не заготовил дров. 4. Работа по теме урока. (У) з_лен_го б_лотца густо цв_тут, г_лубеют и улыбаются н_забу_ки. -Охарактеризуйте предложение, разберите по частям речи и членам предложения. Объясните орфограммы. -Каким образом сущ. связано с глаголом? -Каким членом предложения бывает глагол? ВЫВОД: Глаголы в предложении выполняют роль СКАЗУЕМОГО. 5. Закрепление. На доске записан текст, выписать гл., ставя их в неопределённую форму. Текст записать, как запомнили. Мой гриб. В грибном лесу одна полянка другой руку подаёт через кусты. Когда эти кусты проходишь, на полянке встречает тебя твой гриб. Твой гриб всегда на тебя смотрит. По М. Пришвину. Выделить основу предложений. 6. Объяснительный диктант. Птицы. Деревья и кусты освободились от снежного плена. Показалось солнце. Ожила земля. Радует слух чудное пение птиц. Быстро кружат в воздухе ласточки. На лету они пьют воду, ловят мошек. Удивляет гнездо этой птицы. Ласточка ловко лепит его из земли и глины. У иволги гнездо сделано из травки, гибких стебельков. Я люблю смотреть на птиц. Грустно жить без них. Подчеркнуть глаголы, выделить число. 7. Д/З упр. 642 8. Итог урока: -Что называем глаголом? -Какую роль играют глаголы в речи? -Каким членом предложения являются глаголы? ТЕМА: ДИКТАНТ. ЦЕЛЬ: Проверить усвоение правил написания изученных орфограмм; умение правильно писать родовые окончания у им.прил., предлоги, приставки; разбирать предложения по членам, изменять гл. по временам. ХОД УРОКА: Диктант. Весенняя вода. Над водой пронеслась стая перелётных птиц. Они радостно встречали весну. Но много бед жителям леса несёт вода. Солнце растопило снег. Вода хлынула в жилища. Жить там стало опасно. Выбежала из норки полевая мышь. Вот низкий куст. Он широко раскинул ветки. Мышь прыгнула на куст и замерла. Трудно и зайцу. Он жил на островке. Кругом холодная вода. Не переплыть бедняжке это море. Надо ждать. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ: 1.Разобрать по составу Полевая, перелётных, островке. 2.Разобрать предложение по членам и частям речи. 1в- 1предложение 2в- 10 предложение 3.Выписать 3 словосочетания гл. с им. сущ., указать число ивремя. Итог урока: -Написание каких слов вызвало затруднение? -Какие правила вам необходимо повторить, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Р. Т. Мендекинова, С. А. Никитина, К. Л. Кабдолова, Т. А.Кульгильдинова Русский язык 3 класс Алматы «Атамура» 2003 2. Л. Т. Григорян Язык мой- друг мой Москва ,1976 3. Большая энциклопедия начальной школы. Москва «ОЛМА-ПРЕСС», 2001 4. Г. В. Александрова Занимательный русский язык (нескучный учебник) Санкт-Петербург,1997 5. 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку. Москва «Дрофа»,1999 6. Н. М. Бетенькова Конкурс грамотеев Москва,1995 7. В. П.Канакина Дидактические материалы по русскому языку. Москва,2007
|