Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа |
[ Скачать с сервера (172.5 Kb) ] | 2015-11-15, 8:34 PM |
Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа №18 отдела образования акимата города Тараза» Авторская программа «Пиши красиво» для учащихся первых классов Авторы: Кемельбекова Роза Кенесовна учитель начальных классов высшей категории Солякова Валентина Владимировна учитель начальных классов первой категории Тараз-2015 год Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа №18 отдела образования акимата города Тараза» «Утверждаю» «Согласовано» Рассмотрено ________________ ___________________ на заседании М/О №___ Директор СШ №18 Зам. директора по НМР Руководитель М/О И.Г. Баклагина Л.В. Шепелева А.М. Курегенова ___________________ _____________________ ___________________ «_ »____2015-2016 уч.г. «__»_____2015-2016 уч.г. «__»_____2015-2016 уч.г. Программа курса по выбору «Пиши красиво» для учащихся первых классов Авторы: Кемельбекова Роза Кенесовна учитель начальных классов высшей категории Солякова Валентина Владимировна учитель начальных классов первой категории Тараз-2015 год Содержание : 1.Пояснительная записка, введение в предмет………………..…2-3 1.1 Статус документа 1.2 Общая характеристика учебного предмета 1.3 Место предмета в базисном плане 1.4 Резерв учебного времени 1.5 Виды практической деятельности 1.6 Виды самостоятельной работы учащихся 1.7 Формы итогового контроля 2.Требования к уровню подготовки учащихся, общие учебные навыки, умения и способности ………………………….……………...4 3.Прогнозируемый результат 4.Основное содержание предмета………….…………………………..…5 5.Методические рекомендации……………………………………………6 6.Тематическое планирование по предмету………..……………..……..7 7.Рекомендуемая литература………………………………………………8 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Цели и задачи курса Цель курса – обучение первоначальному письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных знаний и умений. Обучение письму идет с учетом требований координации устной и письменной речи. Овладение графическим действием в период усвоения грамоты – важнейшая задача обучения первоклассников, так как на основе этого действия у учащихся формируются общеучебные умения, навыки письма, без которых невозможно их дальнейшее полноценное обучение. Задачи: -усвоить формы печатных и письменных буквенных знаков. -обучить первоначальному письму - формировать дифференцированные представления, во-первых, о звуках-фонемах, во-вторых, о зрительно-двигательных образцах обозначающих их букв и, в-третьих, о соотношении звуковой и графической форм слова. Период обучения письму состоит из трех этапов: 1) подготовительного; 2) основного (звукобуквенного); 3) заключительного. На подготовительном этапе (Тетрадь по письму) первоклассники знакомятся с девятью структурными единицами, или элементами, графической системы письменных букв русского алфавита. Элементы даны в виде линий и полосок, идентичных по форме этим линиям, то есть шаблонов для конструирования письменных букв. Дети узнают названия элементов-линий и элементов-шаблонов, обращают внимание на их размер (целый, половинный, четвертной) и учатся писать элементы-линии по алгоритму на соответствующей разлиновке тетради при соблюдении правил посадки и пользования письменными принадлежностями. На основном этапе обучения первоначальному письму, первоклассники овладевают написанием всех письменных букв и их соединений в слогах, словах, предложениях. На заключительном этапе проводится работа по исправлению графических и каллиграфических ошибок в письме детей и закреплению элементарного графического навыка, так как именно на этой основе в последующих 2–4 классах начальной школы у учащихся вырабатывается полноценный графический навык. Вместе с этим учащиеся овладевают технологией начертания письменных букв и их соединений в слогах, словах и предложениях. СТРУКТУРА КУРСА СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Письмо Правила посадки и пользования письменными принадлежностями во время письма. Пространственная ориентировка на странице тетради, ее разлиновка. Понятие о вертикальных, горизонтальных и наклонных (вправо) линейках. Линии-элементы как структурные единицы графической системы письменных букв русского алфавита. Письмо девяти элементов-линий по алгоритму. Знакомство с формами шаблонов элементов письменных букв. Воспроизведение элементов письменных букв в процессе рисования узоров-бордюров. Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письменных букв как структурных единиц графической системы. Основной (звукобуквенный) период Письмо Правила посадки и пользования письменными принадлежностями. Выработка навыка правильной посадки и пользования письменными принадлежностями. Анализ и конструирование письменных букв (на уроке письма) из элементов-шаблонов. Выполнение логических заданий на сравнение букв и объединение их в группы на основе общего по форме элемента. Формирование в памяти первоклассников чётко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв (больших (заглавных) и малых (строчных)). Отработка технологии начертания этих букв по алгоритму и под счет. Знакомство с тремя видами соединений букв при письме (верхнее, среднеплавное, нижнее). Усвоение алгоритмов трех видов соединений букв, изучаемых на уроке, с ранее изученными. Упражнение в ритмичном чередовании напряжений и расслаблений мышц руки на основе приема тактирования, то есть письма букв под счет. Чтение образцов письма: слогов, слов, предложений, зафиксированных письменными буквами, запись по образцу, проверка учеником результатов своего письма. Заключительный период Письмо Закрепление технологии написания всех письменных букв и их соединений в графических слогах и цельных словах по алгоритмам. Формирование умения чередовать напряжение мышц руки с расслаблением в процессе воспроизведения букв под счет (прием тактирования) . Работа по исправлению графических ошибок и совершенствованию каллиграфического качества письма: четкости, устойчивости и удобочитаемости его результатов. Формирование графической грамотности, связности и каллиграфического качества письма при условии ускорения его темпа. Списывание слов и предложений с печатного и письменного текстов, письмо под диктовку. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа и материал "Пиши красиво" рассчитаны на 33 недели: 1 час в неделю Адресат Спец. курс «Пиши красиво» составлен для учащихся 1 классов общеобразовательных школ. Виды практической деятельности -работа в индивидуальных тетрадях. Виды самостоятельной работы учащихся -написание элементов по предложенному учителем пособию; - списывание текста; -решение творчески-поисковых заданий; Формы итогового контроля Итоги и контроль знаний проводятся в конце каждого раздела , в конце изучения курса лучшие работы отмечаются . 2. Требования к уровню подготовки учащихся По завершении 1 класса учащиеся должны знать: 1) Правила посадки и пользование письменными принадлежностями 2) Пространственную ориентировку на странице тетради, ее разлиновку. 3) Технологию начертания букв по алгоритму и под счет 4) Три вида соединений букв при письме должны уметь: 1) писать все письменные буквы и их соединения в графических слогах и цельных словах по алгоритмам 2) совершенствовать каллиграфическое качества письма 3) соблюдать графическую грамотность и каллиграфическое качество письма при условии ускорения его темпа 4) Списывать слова и предложения с печатного и письменного текстов, письмо под диктовку. 6)Выполнять логические задания на сравнение букв и объединение их РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Ожидаемые результаты формирования УУД по курсу «Пиши красиво». • правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания; • писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму; • выполнять три вида соединения букв в слогах и словах; • при письме под счет чередовать напряжение мышц руки с расслаблением; • конструировать печатные и письменные буквы из элементов-шаблонов; • правильно записывать предложение и собственные имена при списывании и диктанте. Планируемые предметные результаты освоения курса к концу заключительного периода5. Обучающиеся научатся: • пользоваться при чтении и письме графическими системами печатных и письменных букв русского алфавита; • правильно сидеть при письме и пользоваться письменными принадлежностями; • читать печатный и письменный текст в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе; • связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 4 1) при списывании с печатного или письменного текста; 2) при письме по памяти; 3) под диктовку учителя; • выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: -чк-, -чн-, -чт-, а также с сочетаниями букв -жи-, -ши-, -ча-, -ща-, -чу-, -щу-, -же-, -ше-, -це-, находящимися в сильной позиции, то есть под ударением; • анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов. 5.Методические рекомендации На курсах по выбору полезно предоставить каждому ученику возможность самостоятельной и коллективной творческой работы на занятиях и дома. Содержание программного материала должно быть построено в такой последовательности, чтобы рассмотрение предшествующих тем влияло на успешность освоения последующих. Чтобы была реализована их взаимосвязь по структуре, логике и сосодержанию. Особое внимание обращается на целеполагание и постановку учебных задач, которые способствуют личностному восприятию материала, умению анализировать, обобщать и творчески использовать знания в самостоятельной и групповой работе. Учебные задачи позволят ученику сразу же поработать с новым материалом, практически исследовать, сформировать собственное мнение об изучаемом предмете, определять отношение к нему, понять где и как в дальнейшем можно его использовать, как связь с жизнью и другими предметами учебного цикла. На каждом занятии предусмотрена групповая работа для развития коммуникатив-ной, информационной и других базовых и ключевых компетенций. Компетентностный подход включает методы и приёмы, формы работы, способствующие развитию критического мышления. Роль учителя - организовать, направить, научить добывать знания при работе , подобрать методы и приёмы, стимулирующие творческое мышление. Стратегия «Ассоциация». –это письменный вид деятельности (можно в виде рисунка). Самое эффективное время для работы- 2-3 минуты, далее следует отвлечение от темы. 5 Тематическое планирование программы « Пиши красиво» Всего 33 часа, 1 час в неделю № НАЗВАНИЕ ТЕМЫ К-во часов дата 1 Знакомство с новым предметом. Гигиенические правила письма. Ориентировка в пространстве. Письмо прямой линии. 1 2 Прямая линия с закруглением с одной стороны: влево и вправо. Наклонная прямая с закруглением с двух сторон (г). 1 3 Наклонные прямые с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовала с петлёй в рабочей строке (е). Письмо элементов букв прямые линии (короткие и длинные с закруглением внизу и вверху) 1 4 Письмо овалов: малого и большого (О, о) Письмо короткой прямой линии с половинным овалом (ь) 1 5 Письмо палочек прямых и с закруглением. Элементы буквы И. Письмо начальных элементов букв м и л 1 6 Строчная буква –а. 1 7 Заглавная буква –А. 1 8 Строчная буква –и. Написание слогов, нижнее соединение букв. 1 9 Заглавная буква –И. Логическое задание «Найди и раскрась птицу.» 1 10 Строчная буква –о, заглавная буква –О. Нижнее соединение букв. Логическое задание «Найди и раскрась ослика.» 1 11 Строчная буква –м, заглавная буква –М. Логическое задание «Найди и раскрась машину.» 1 12 Повторение написания букв , слов, предложений. Поиграем. 1 13 Строчная буква –т, заглавная буква –Т. Верхнее и нижнее соединение букв. 1 14 Повторение – мать учения. Напиши под диктовку. 1 15 Строчная буква –л, заглавная буква –Л. Логическое задание «Найди и раскрась льва.» 1 16 Повторение письма букв и соединений Поиграем. Объединение букв одинаковых по написанию 1 17 Строчная буква-с, заглавная буква – С. Логическое задание «Найди и раскрась слона.» 1 6 18 Строчная буква-р, заглавная буква – Р. Логическое задание : «Найди и раскрась рыбу» 1 19 Повторение написания букв, слов, предложений. Поиграем. 1 20 Строчная буква –ш, заглавная буква –Ш. Нижнее и верхнее соединение букв.Логическое задание «Найди и раскрась шляпу.» 1 21 Повторение – мать учения. Напиши под диктовку. 1 22 Строчная буква –п, заглавная буква –П. Нижнее и соединение букв.Логическое задание «Найди и раскрась машину пожарную машину.» 1 23 Повторение – мать учения. Напиши под диктовку. 1 24 Строчная буква – г.Нижнее и верхнее соединение 1 25 Заглавная буква –Г. Соединение с буквой - Г. Логическое задание : «Найди и раскрась грибы». 1 26 Повторение – мать учения. Поиграем. 1 27 Повторение – мать учения. Списывание предложения. Вставь пропущенные буквы. 1 28 Повторение – мать учения. Составь предложение. Заглавные буквы. 1 29 Соединение букв 1 30 Высота букв. 1 31 Наклон и параллельность букв 1 32 Интервал между словами 1 33 Списывание печатного текста 1 7 7. Используемая литература. Для учителей. Основная : 1. Учебные программы прикладных курсов общеобразовательной школы. – Астана, 2013. 2. «Методическое руководство. Грамота ».- «Атамура», 2014 Дополнительная : 1. «Нестандартные уроки в начальной школе» - Москва - 2008 2. «Учителю начальных классов на уроках письма» Москва, «Просвещение»- 2007 3. « Каллиграфия в первом классе», Кудышева Б.К. Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2007 4. Журнал «Начальная школа» Просвещение,1991 Для учащихся. Основная : 1. «Учимся писать» Атамура, 2013 2. «Пропись» Алматы «Атамура», 2012 3. Дидиактический материал : «Знакомство с буквами» 4. «Маленьким умникам и умницам» , Ростов-на-Дону «Феникс», 2012 8 | |
Просмотров: 1212 | Загрузок: 36 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|