Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа

Авторская программа "Пиши красиво"
[ Скачать с сервера (172.5 Kb) ] 2015-11-15, 8:34 PM
Коммунальное государственное учреждение
«Средняя школа №18 отдела образования акимата города Тараза»


Авторская программа
«Пиши красиво»
для учащихся первых классов

Авторы: Кемельбекова Роза Кенесовна
учитель начальных классов высшей категории
Солякова Валентина Владимировна
учитель начальных классов первой категории

Тараз-2015 год
Коммунальное государственное учреждение
«Средняя школа №18 отдела образования акимата города Тараза»
«Утверждаю» «Согласовано» Рассмотрено
________________ ___________________ на заседании М/О №___
Директор СШ №18 Зам. директора по НМР Руководитель М/О
И.Г. Баклагина Л.В. Шепелева А.М. Курегенова ___________________ _____________________ ___________________
«_ »____2015-2016 уч.г. «__»_____2015-2016 уч.г. «__»_____2015-2016 уч.г.

Программа курса по выбору
«Пиши красиво»
для учащихся первых классов

Авторы: Кемельбекова Роза Кенесовна
учитель начальных классов высшей категории
Солякова Валентина Владимировна
учитель начальных классов первой категории

Тараз-2015 год
Содержание :

1.Пояснительная записка, введение в предмет………………..…2-3
1.1 Статус документа
1.2 Общая характеристика учебного предмета
1.3 Место предмета в базисном плане
1.4 Резерв учебного времени
1.5 Виды практической деятельности
1.6 Виды самостоятельной работы учащихся
1.7 Формы итогового контроля
2.Требования к уровню подготовки учащихся, общие учебные
навыки, умения и способности ………………………….……………...4
3.Прогнозируемый результат
4.Основное содержание предмета………….…………………………..…5
5.Методические рекомендации……………………………………………6
6.Тематическое планирование по предмету………..……………..……..7
7.Рекомендуемая литература………………………………………………8


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели и задачи курса
Цель курса – обучение первоначальному письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных знаний и умений.
Обучение письму идет с учетом требований координации устной и письменной речи.
Овладение графическим действием в период усвоения грамоты – важнейшая задача обучения первоклассников, так как на основе этого действия у учащихся формируются общеучебные умения, навыки письма, без которых невозможно их дальнейшее полноценное обучение.
Задачи:
-усвоить формы печатных и письменных буквенных знаков.
-обучить первоначальному письму
- формировать дифференцированные представления, во-первых, о звуках-фонемах,
во-вторых, о зрительно-двигательных образцах обозначающих их букв и, в-третьих,
о соотношении звуковой и графической форм слова.

Период обучения письму состоит из трех этапов:
1) подготовительного;
2) основного (звукобуквенного);
3) заключительного.
На подготовительном этапе (Тетрадь по письму) первоклассники знакомятся с девятью структурными единицами, или элементами, графической системы письменных букв русского алфавита. Элементы даны в виде линий и полосок, идентичных по форме этим линиям, то есть шаблонов для конструирования письменных букв. Дети узнают названия элементов-линий и элементов-шаблонов, обращают внимание на их размер (целый, половинный, четвертной) и учатся писать элементы-линии по алгоритму на соответствующей разлиновке тетради при соблюдении правил посадки и пользования письменными принадлежностями.
На основном этапе обучения первоначальному письму, первоклассники овладевают написанием всех письменных букв и их соединений в слогах, словах, предложениях.
На заключительном этапе проводится работа по исправлению графических и каллиграфических ошибок в письме детей и закреплению элементарного графического навыка, так как именно на этой основе в последующих 2–4 классах начальной школы у учащихся вырабатывается полноценный графический навык.
Вместе с этим учащиеся овладевают технологией начертания письменных букв и их соединений в слогах, словах и предложениях.
СТРУКТУРА КУРСА
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Письмо
Правила посадки и пользования письменными принадлежностями во время письма.
Пространственная ориентировка на странице тетради, ее разлиновка. Понятие о вертикальных, горизонтальных и наклонных (вправо) линейках.
Линии-элементы как структурные единицы графической системы письменных букв русского алфавита. Письмо девяти элементов-линий по алгоритму. Знакомство с формами шаблонов элементов письменных букв. Воспроизведение элементов письменных букв в процессе рисования узоров-бордюров.
Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письменных букв как структурных единиц графической системы.
Основной (звукобуквенный) период
Письмо
Правила посадки и пользования письменными принадлежностями. Выработка навыка правильной посадки и пользования письменными принадлежностями.
Анализ и конструирование письменных букв (на уроке письма) из элементов-шаблонов. Выполнение логических заданий на сравнение букв и объединение их в группы на основе общего по форме элемента.
Формирование в памяти первоклассников чётко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв (больших (заглавных) и малых (строчных)). Отработка технологии начертания этих букв по алгоритму и под счет.
Знакомство с тремя видами соединений букв при письме (верхнее, среднеплавное, нижнее). Усвоение алгоритмов трех видов соединений букв, изучаемых на уроке, с ранее изученными.
Упражнение в ритмичном чередовании напряжений и расслаблений мышц руки на основе приема тактирования, то есть письма букв под счет.
Чтение образцов письма: слогов, слов, предложений, зафиксированных письменными буквами, запись по образцу, проверка учеником результатов своего письма.
Заключительный период
Письмо
Закрепление технологии написания всех письменных букв и их соединений в графических слогах и цельных словах по алгоритмам.
Формирование умения чередовать напряжение мышц руки с расслаблением в процессе воспроизведения букв под счет (прием тактирования) . Работа по исправлению графических ошибок и совершенствованию каллиграфического качества письма: четкости, устойчивости и удобочитаемости его результатов. Формирование графической грамотности, связности и каллиграфического качества письма при условии ускорения его темпа.
Списывание слов и предложений с печатного и письменного текстов, письмо под диктовку.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа и материал "Пиши красиво" рассчитаны на 33 недели: 1 час в неделю

Адресат
Спец. курс «Пиши красиво» составлен для учащихся 1 классов общеобразовательных школ.
Виды практической деятельности
-работа в индивидуальных тетрадях.
Виды самостоятельной работы учащихся
-написание элементов по предложенному учителем пособию;
- списывание текста;
-решение творчески-поисковых заданий;

Формы итогового контроля
Итоги и контроль знаний проводятся в конце каждого раздела , в конце изучения курса лучшие работы отмечаются .



2. Требования к уровню подготовки учащихся
По завершении 1 класса учащиеся должны знать:
1) Правила посадки и пользование письменными принадлежностями
2) Пространственную ориентировку на странице тетради, ее разлиновку.
3) Технологию начертания букв по алгоритму и под счет
4) Три вида соединений букв при письме
должны уметь:
1) писать все письменные буквы и их соединения в графических слогах и
цельных словах по алгоритмам
2) совершенствовать каллиграфическое качества письма
3) соблюдать графическую грамотность и каллиграфическое качество письма при условии ускорения его темпа
4) Списывать слова и предложения с печатного и письменного текстов, письмо
под диктовку.
6)Выполнять логические задания на сравнение букв и объединение их
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Ожидаемые результаты формирования УУД по курсу «Пиши красиво».
• правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания;
• писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;
• выполнять три вида соединения букв в слогах и словах;
• при письме под счет чередовать напряжение мышц руки с расслаблением;
• конструировать печатные и письменные буквы из элементов-шаблонов;
• правильно записывать предложение и собственные имена при списывании и диктанте.
Планируемые предметные результаты освоения курса к концу заключительного периода5.
Обучающиеся научатся:
• пользоваться при чтении и письме графическими системами печатных и письменных букв русского алфавита;
• правильно сидеть при письме и пользоваться письменными принадлежностями;
• читать печатный и письменный текст в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе;
• связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 4 1) при списывании с печатного или письменного текста; 2) при письме по памяти; 3) под диктовку учителя;
• выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: -чк-, -чн-, -чт-, а также с сочетаниями букв -жи-, -ши-, -ча-, -ща-, -чу-, -щу-, -же-, -ше-, -це-, находящимися в сильной позиции, то есть под ударением;
• анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов.

5.Методические рекомендации
На курсах по выбору полезно предоставить каждому ученику возможность самостоятельной и коллективной творческой работы на занятиях и дома. Содержание программного материала должно быть построено в такой последовательности, чтобы рассмотрение предшествующих тем влияло на успешность освоения последующих. Чтобы была реализована их взаимосвязь по структуре, логике и сосодержанию.
Особое внимание обращается на целеполагание и постановку учебных задач, которые способствуют личностному восприятию материала, умению анализировать, обобщать и творчески использовать знания в самостоятельной и групповой работе.
Учебные задачи позволят ученику сразу же поработать с новым материалом, практически исследовать, сформировать собственное мнение об изучаемом предмете, определять отношение к нему, понять где и как в дальнейшем можно его использовать, как связь с жизнью и другими предметами учебного цикла.
На каждом занятии предусмотрена групповая работа для развития коммуникатив-ной, информационной и других базовых и ключевых компетенций.
Компетентностный подход включает методы и приёмы, формы работы, способствующие развитию критического мышления.
Роль учителя - организовать, направить, научить добывать знания при работе , подобрать методы и приёмы, стимулирующие творческое мышление.
Стратегия «Ассоциация». –это письменный вид деятельности (можно в виде рисунка). Самое эффективное время для работы- 2-3 минуты, далее следует отвлечение от темы.

5

Тематическое планирование программы « Пиши красиво»
Всего 33 часа, 1 час в неделю
№ НАЗВАНИЕ ТЕМЫ К-во часов дата

1 Знакомство с новым предметом.
Гигиенические правила письма. Ориентировка
в пространстве. Письмо прямой линии. 1
2 Прямая линия с закруглением с одной стороны: влево и вправо. Наклонная прямая с закруглением с двух сторон (г). 1
3 Наклонные прямые с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовала с петлёй в рабочей строке (е). Письмо элементов букв прямые линии (короткие и длинные с закруглением внизу и вверху) 1
4 Письмо овалов: малого и большого (О, о)
Письмо короткой прямой линии с половинным овалом (ь) 1
5 Письмо палочек прямых и с закруглением. Элементы буквы И. Письмо начальных элементов букв м и л 1
6 Строчная буква –а. 1
7 Заглавная буква –А. 1
8 Строчная буква –и. Написание слогов, нижнее соединение букв. 1
9 Заглавная буква –И. Логическое задание «Найди и раскрась птицу.» 1
10 Строчная буква –о, заглавная буква –О. Нижнее соединение букв. Логическое задание «Найди и раскрась ослика.» 1
11 Строчная буква –м, заглавная буква –М. Логическое задание «Найди и раскрась машину.» 1
12 Повторение написания букв , слов, предложений. Поиграем. 1
13 Строчная буква –т, заглавная буква –Т. Верхнее и нижнее соединение букв. 1
14 Повторение – мать учения. Напиши под диктовку. 1
15 Строчная буква –л, заглавная буква –Л. Логическое задание «Найди и раскрась льва.» 1
16 Повторение письма букв и соединений
Поиграем. Объединение букв одинаковых по написанию 1
17 Строчная буква-с, заглавная буква – С. Логическое задание «Найди и раскрась слона.» 1 6
18 Строчная буква-р, заглавная буква – Р. Логическое задание : «Найди и раскрась рыбу» 1
19 Повторение написания букв, слов, предложений. Поиграем. 1
20 Строчная буква –ш, заглавная буква –Ш. Нижнее и верхнее соединение букв.Логическое задание «Найди и раскрась шляпу.» 1
21 Повторение – мать учения. Напиши под диктовку. 1
22 Строчная буква –п, заглавная буква –П. Нижнее и соединение букв.Логическое задание «Найди и раскрась машину пожарную машину.» 1
23 Повторение – мать учения. Напиши под диктовку. 1
24 Строчная буква – г.Нижнее и верхнее соединение 1
25 Заглавная буква –Г. Соединение с буквой - Г.
Логическое задание : «Найди и раскрась грибы». 1
26 Повторение – мать учения. Поиграем. 1
27 Повторение – мать учения. Списывание предложения. Вставь пропущенные буквы. 1
28 Повторение – мать учения. Составь предложение. Заглавные буквы. 1
29 Соединение букв 1
30 Высота букв. 1
31 Наклон и параллельность букв 1
32 Интервал между словами 1
33 Списывание печатного текста 1 7

7. Используемая литература.

Для учителей.

Основная :

1. Учебные программы прикладных курсов общеобразовательной школы. – Астана, 2013.
2. «Методическое руководство. Грамота ».- «Атамура», 2014

Дополнительная :

1. «Нестандартные уроки в начальной школе» - Москва - 2008
2. «Учителю начальных классов на уроках письма» Москва, «Просвещение»- 2007
3. « Каллиграфия в первом классе», Кудышева Б.К. Алматы: ННПООЦ «Бобек», 2007
4. Журнал «Начальная школа» Просвещение,1991


Для учащихся.

Основная :
1. «Учимся писать» Атамура, 2013
2. «Пропись» Алматы «Атамура», 2012
3. Дидиактический материал : «Знакомство с буквами»
4. «Маленьким умникам и умницам» , Ростов-на-Дону «Феникс», 2012

8
Категория: Начальная школа | Добавил: Val75 | Теги: Каллиграфия, 1 класс, авторская программа, пиши красиво
Просмотров: 1230 | Загрузок: 36 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 1:40 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru