Разработка урока начального класса по познанию мира 4 класс Тема: Понятие о космосе. Исследование космоса. ГУСО школа-лицей №7 г.Семей Казымбетова Р.С. Тема: Понятие о космосе. Исследование космоса. Цели: -дать ученикам представление о том, что такое космос, космические тела, космический корабль, орбитальная станция, Вселенная, галактика. Задачи: 1. Расширить их представления о звездах, планетах; познакомить с биографиями космонавтов Гагарин, Аубакиров, Мусабаев; историей освоения космоса. 2. Воспитывать стремление всегда достигать поставленной цели, быть самостоятельными, патриотизм. 3. Развивать интерес к предметам: физика, астрономия, техника и история; развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой, анализировать полученные сведения. Оборудование: - слайды по теме урока; -фильмы на тему урока; - раздаточный материал (карточки для индив. работы и дом. заданием); карточки со словами на космическую тематику; фотоиллюстрации. -выставка книг о космосе. Все видеофайлы прилагаются. ХОД УРОКА. I Организационный момент. В классе звучит музыка (Земляне - Земля в иллюминаторе.mp3), учащиеся входят в класс и занимают свои места. II. Эмоциональный настрой. Сообщение темы и целей урока. -Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение. Садитесь. -Ребята, что за музыка звучит в классе? (космическая) Правильно, тема нашего урока «Понятие о космосе. Исследование космоса». Как вы думаете, о чем вы узнаете на уроке? (о космосе, планетах, звездах и т. п.) -Сегодня на уроке вы узнаете, что такое Солнечная система, чем отличаются звезды и планеты, расширите знания о планетах Солнечной системы, о космонавтах. III Основная часть. А) - Солнце и планеты. -Каждое утро в золотой колеснице, запряженной четверкой огнедышащих коней, поднимается из моря в небо Гелиос – бог Солнца. Так гласит легенда древних греков. Земля представлялась им в виде диска, плавающего в море. А небо - в виде большого купола. Днем оно отражало солнечный свет, а ночью удерживало звезды, планеты. А какой миф про Солнце вы изучали в начале четвертого класса?(Миф Др. Египта «Борьба Ра с Апопом») Другие древние утверждали, что наша планета поддерживается слонами. А каков на самом деле наш мир? -Нашу Землю вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство. Это космос. -Просмотрите фильм. После просмотра ответьте на мой вопрос: что нас окружает в космическом пространстве? (Звезды, планеты, метеориты, спутники, кометы) № 1 фильм «Космос» (Комментарии учителя.) В космосе находятся небесные тела: звезды, планеты, метеориты, кометы, спутники. № 2 Слайд «Астероид» № 3 Слайд «Метеорит» № 4 Слайд «Кометы» Звезды (на каз.яз. жулдыз) - это очень большие небесные тела. Звезды – гиганты почти в 100 раз больше нашего Солнца. Звезды – карлики в 50 раз меньше Солнца. Самые горячие звезды – белые, температура от 10 тысяч до 100 тысяч градусов по Цельсию. Теплые звезды, например наше Солнце, с температурой 6 тысяч градусов. Холодные звезды – красноватые температура 2- 3 тысячи градусов по Цельсию. Они светятся сами и освещают планеты. Они занимают в небе определенное положение. Для удобства люди условно делят небо на области- созвездия (каз. шокжулдыз). Скопление звезд, которое мы можем увидеть ночью, древние греки называли Галактика, что на русском языке означает Млечный путь. Слайд №5«Галактика Млечный Путь» Их так много, и они так далеко, что свет этих звезд сливается для невооруженного глаза в сплошное, не очень яркое свечение. Наше Солнце тоже входит в состав галактики Млечный Путь. Она состоит из 100 миллиардов звезд Есть и другие галактики. Самое близкое к нашей Галактике Магелланово облако. Слайд № 6 «Галактика Магеланово облако» -Все созвездия составляют Вселенную, а древние греки называли Вселенную космос. 1)-Солнце - это самая близкая к нам звезда. Благодаря ему на Земле есть жизнь. Оно дает нам свет и тепло. Солнце в 109 раз больше нашей планеты. Как и все остальные звезды, наше Солнце представляет собой гигантский шар из раскаленных газов. В основном это водород и гелий. Астрономы подсчитали, что Солнцу хватит газового топлива еще на 5 миллиардов лет. Слайд № 7 «Солнечные пятна» Солнечная активность характеризуется различными факторами: Слайд№8 «Вспышки» пятнами, вспышками, протуберанцами. Слайд № 9 «Протуберанцы» -Солнце от Земли очень далеко. Так далеко, что до Земли доходит только маленькая часть его тепла. Такое расстояние трудно представить, т.к. на нашей планете нет таких расстояний. Но мы все-таки попробуем представить это расстояние. Одно и то же расстояние можно преодолеть за разное время. От того, с какой скоростью двигаться: пешком, на машине, на самолете. Рассмотрите рисунок и проанализируйте: Слайд № 10 «Расстояние до Солнца» Бег - примерно 3,5 тысяч лет на автомобиле – 200 лет на самолете – 20 лет со скоростью света – 8 минут Представили расстояние? -Как переводится на казахский язык ? 2)-Вокруг Солнца вращаются планеты, образующие вместе с ним Солнечную систему. Назовите их. Слайд № 11 «Расположение планет» Слайд № 12 «Меркурий» Ученик 1, подготовил сообщение об этой планете: - Поверхность очень напоминает лунную: множество кратеров самых различных размеров. Состав атмосферы плохо известен. Меркурий имеет собственное магнитное поле. Его можно увидеть вечером как «звезду», расположенную не далеко от места захода Солнца. Спутников нет. Дополнительно учитель: *Меркурий (каз. Кiшi Шолпан)– ближайшая к Солнцу планета, по размерам похожая на Луну. Период обращения вокруг Солнца составляет около 88 земных суток. Меркурий является самой маленькой планетой земной группы – менее половины диаметра Земли, и немного больше чем Луна. Меркурий одна из пяти планет, которые были известны еще в древние времена. 3) Слайд № 13 «Венера» Ученик 2, подготовил сообщение о Венере: - Венера хорошо отражает солнечный свет, За один оборот вокруг Солнца на Венере происходят два восхода и два захода Солнца. Наличие мощной атмосферы установлено в 1761 году русским ученым М.Ломоносовым. Поверхность планеты гористая и каменистая. Дополнительно учитель: *Венера (каз. Шолпан)– вторая планета Солнечной системы, удаленная от Солнца на 108 млн.км. За один оборот продолжительность составляет 117 земных суток. 4) Слайд № 14 «Земля» Ученик3, подготовил сообщение о Земле: - Период осевого вращения относительно звезд 23часа 56 минут 4 секунды. Атмосфера Земли в основном состоит из азота и кислорода, с малыми примесями других газов. Тепловой баланс поддерживает атмосферу Земли в средних и экваториальных широтах на уровне, оптимальном для существования живых теплокровных организмов. Спутник 1-Луна. Дополнительно учитель: *Земля(каз. Жер) - третья от Солнца планета, удаленная от него на среднее расстояние. Земля отличается от всех других планет Солнечной системы наличием гидросферы и биосферы, а также динамической активностью земной коры и атмосферы. 5) Слайд № 15 «Марс». Ученик 4– сообщение об этой планете: - Экватор наклонен к плоскости орбиты. Марсианский год длится 687 земных суток. Грунт раздолблен и усыпан множеством каменных блоков. На поверхности наблюдается множество устойчивых деталей: материки, «моря», бассейны и кратеры. Имеет два близких спутника, открытые в 1877г. Оба спутника имеют неправильную форму. Дополнительно учитель: *Марс - четвертая планета Солнечной системы, удаленная от Солнца на среднее расстояние 228 млн.км, примерно вдвое меньше Земли. Оранжевый сосед Земли. По составу породы похожи на земные, но с преобладанием окислов железа. 6) Слайд № 16 «Юпитер» Ученик 5– сообщение: - Видимая поверхность представляет собой сплошной облачный покров и множество не постоянных деталей, исключение - Большое красное пятно, в целом же состав атмосферы существенно не отличается от солнечного. Дополнительно учитель: *Юпитер (каз. Есеккырfан)- самая крупная, пятая планета СС. Масса в 318 раз больше земной. Имеет Большое красное пятно, наблюдавшееся еще в 17 веке. В целом химический состав не отличается от солнечного. 7) Слайд № 17«Сатурн» Ученик 6- сообщение о планете: - На диске можно наблюдать полосы, зоны. По внутреннему строению Сатурн похож на Юпитер. Имеет электромагнитное поле, 22 спутника, самый красивый-Титан. Дополнительно – учитель: *Сатурн - шестая большая планета СС. Расположен примерно вдвое дальше от Солнца, чем Юпитер, и обращается вокруг него за 30 лет. Уникальная по яркости по сравнению с кольцами других газовых гигантов, система колец Сатурна имеет диаметр около 250 тыс. км, однако толщина колец - всего несколько десятков метров. 8) Слайд № 18 «Уран» Ученик 7 – сообщение об Уране: - Уран виден только в телескопе и выглядит зеленоватым диском. Масса урана в 14 раз больше земной. Плотность Дополнительно – учитель: *Уран - седьмая большая планета СС. Уран виден только в телескоп. Период обращения вокруг Солнца 84 года. Имеет 21 спутник и систему колец. 9) Слайд № 19 «Нептун» Ученик – сообщение. Дополнительно – учитель: *Нептун - восьмая планета СС. Период обращения вокруг Солнца почти 165 лет. Известны 8 спутников и система колец. 10) Слайд № 20 «Плутон» Дополнительно - учитель: *Плутон - это самая малая из планет СС. Поверхность Плутона покрыта льдами из метана и азота с примесью углеводородов. Атмосфера состоит из тех же газов. Период обращения спутника Харона вокруг Плутона составляет 6.5 суток. 11) Физ. Минутка. Фильм № 21 «Запоминайка» 12) Сравнение планет: фильм № 22 «Соотношение размеров планет Солнечной системы» Плутон 2306 км Меркурий 4879 км Марс 6804 км Венера 12 103 км Земля 12756 км Нептун 49528 км Уран 51 118км Сатурн 120536 км Юпитер 142984 км На доске этот плакат. - Назовите самую маленькую планету и ее диаметр (Плутон-2306км) - Назовите самую большую планету и диаметр. (Юпитер- 142984 км) -Посчитайте и скажите на сколько диаметр Земли меньше диаметра Юпитера. (диаметр Земли меньше диаметра Юпитера на 130228 км ).Почти меньше в 2 раза, поэтому нам необходимо беречь нашу планету. Б)- Космос и люди. -С древних времен человек изучал небо, звезды, используя примитивные телескопы, оборудование. Мысль о полете подобно птице издавна не давало человеку покоя. Чего только он не придумывал- надувал шары теплым воздухом, мастерил крылья…Наконец научились строить дирижабли и самолет. Русский ученый изобретатель Константин Эдуардович Циолковский внес огромный вклад в области техники и механики движения. Это у него были первые замыслы металлических дирижаблей и идеи возможности вылета человека за пределы земного тяготения. Советский ученый и конструктор в области ракетостроения и космонавтики Королев Сергей Павлович - пионер освоения космоса. Под его руководством создан первый космический комплекс, ракеты, искусственный спутник Земли, осуществлены полеты космических кораблей «Восток» и «Восход», на которых впервые в истории совершен космический полет человека и выход человека в открытое космическое пространство. После старта ракета начинает двигаться в сторону, противоположную той, куда направлена струя газов. Такое движение называется реактивным. Фильм № 23 «Запуск ракеты» -Кто стал первым космонавтом? Слайд № 24 «Гагарин» Первым летчиком – космонавтом стал 27-летний Ю.А.Гагарин. -Когда был совершен первый космический полет? (12 апреля 1961г.) -12 апреля 1961г. с космодрома Байконур впервые в мире отправился в полет космический корабль с человеком на борту. Первый полет продолжался 1 час 48 минут. Задача состояла в том, чтобы совершить один виток вокруг Земли. Слайд № 25 « Терешкова В.» 6 июня 1963г. полет в космос совершила первая в мире женщина – космонавт-Терешкова В. Полет длился 70 часов 50 минут. Удостоена звания Герой СС. Ее имя носит один из кратеров на Луне. - А первым человеком, который покинул космический корабль и вышел в открытый космос, стал Алексей Леонов. Это было 18 марта 1965г. Слайд №26 «Леонов А.» Слайд № 27 «Выход человека в открытый космос» Первый полет человека на Луну совершили американские космонавты 20 июля 1969г. Слайд №28 «Первый полет на Луну» - Посмотрите на скафандр, в котором был Ю. Гагарин. Слайд № 29 «Скафандр Гагарина» - А теперь посмотрите как выглядят современные скафандры. Слайд № 30 «Современный скафандр» -А в какой стране находится космодром Байконур? -Покажите на карте. В Казахстане первыми космонавтами являются Талгат Аубакиров и Талгат Мусабаев. Аубакиров Т. Слайд №26 «Аубакиров» Мусабаев Т. Слайд № 27 «Мусабаев» - Помощниками людей в изучении Земли, Солнца, планет, звезд стали искусственные спутники - космические аппараты, которые вращаются в космосе вокруг Земли и доставляют нам оттуда разнообразную информацию. Космические телескопы доставляют на Землю фотографии далеких звезд. А снимки, сделанные со спутников, помогают предсказать погоду, искать полезные ископаемые. Спутники могут помочь морякам, попавшим в беду, а также помогают увидеть нам телепрограммы, передаваемые из других стран. - Космические станции «Мир» и «Салют». Слайд №31 «Космическая станция» -А это международная орбитальная станция, используемая как многоцелевая космическая лаборатория. Слайд №32 «МКС» IV Работа по учебнику. Самостоятельное чтение статьи в учебнике на стр.106-107. Беседа о прочитаном. -Что такое звезда? -Чем отличается планета от звезды? -Какие космические тела входят в Солнечную систему? V Работа в тетрадях: *Записать тему. *Работа в календаре погоды. Отметить температуру, есть ли осадки. -Итак, каждая звезда имеет свою систему. Системы объединяются в Галактику. Галактика образует Вселенную или космос. Посмотрите на схему. Слайд № 33 «Земля-Солнечная система-Галактика-Вселенная(космос)» -Запишите в тетрадь: Земля - Солнечная система – Галактика – Вселенная (космос). VI Обобщение. Карточки – тесты лежат на партах у каждого ученика. Инструкция: 1. Прочитать вопрос. 2. Выбрать правильный вариант ответа. 3. Записать вариант ответа в колонку ответов. 4. За каждый правильный ответ – 1 балл, за неправильный – 0 баллов. Если 10 баллов – оценка «5» Если 7-9б. – «4» Если 6 – 4 б. – «3» Если 3 б. и меньше - «2». Сдайте свои работы. VII Рефлексия. Урок наш подходит к концу и мне хотелось бы узнать, понравился ли вам урок, все ли было понятно, узнали ли вы новое на уроке? - Перед вами плакат на доске, а на партах лежат «звезды». -Если вы на уроке узнали новое, вы отлично поработали, у вас прекрасное настроение, вам понравился урок, то выбираете белую звезду. -Если вам на уроке было что – то непонятно и вы захотели узнать больше, у вас хорошее настроение и урок вам понравился, то выбираете желтую звезду. -Если не понравился урок, то берете красную звезду. VIII Итог урока. Оценки за урок всем, кто приготовил сообщения, а также проверю ваши работы по карточкам. Спасибо за урок. Домашнее задание: стр. 106- 110, пересказ, рисунок на тему «Космос» на А4.
|