Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа |
[ Скачать с сервера (774.5 Kb) ] | 2016-01-01, 8:15 PM |
Кукольный театр на уроках музыки. Музыкальные занятия по новой программе нацелены на развитие музыкальной культуры учащихся. Важнейшим компонентом музыкальной культуры является восприятие музыки. Музыка как живое искусство рождается и живет в результате соединения всех видов деятельности. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении. Воображение необходимо в любом виде деятельности человека, тем более при восприятии музыки и «музыкального образа». Активное восприятие музыкального образа предлагает единство двух начал – объективного и субъективного, т.е. того, что заложено в самом произведении, и тех толкований, представлений, ассоциаций, которые рождаются в сознании маленького слушателя и в связи с ним. Очевидно, чем шире круг таких субъективных представлений – тем богаче и полнее восприятие. На своих уроках мне нравиться применять игрушки кукольного театра. Кукольный театр является элементом одного из разделов педагогики – артпедагогики т.е. вовлечение учащихся в различные виды деятельности (рисование, лепку, слушание музыки, танец, движение и речь). Сущность артпедагогики заключается, во-первых, в ее воспитательной функции, она воздействует на нравственно-этические, эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствует социокультурной адаптации с помощью искусства. Кроме того, артпедагогика реализует еще и психотерапевтическую функцию, помогая детям справляться со своими психологическими проблемами, восстанавливать эмоциональное равновесие, переключаться с отрицательных переживаний на положительно окрашенные чувства и мысли. На практике, особенно у детей, не имеющих достаточного опыта общения с музыкой, субъективные представления не всегда адекватны самой музыке. Поэтому так важно научить учащихся разбираться в том, что объективно содержится в музыке, а что привноситься ими самими; что в этом «своем» обусловлено музыкальным произведением, а что произвольно, надумано. Чем шире, многограннее на уроке будет выявляться связь музыки с жизнью, тем глубже будут проникать учащиеся в авторский замысел, тем больше становиться вероятность возникновения у них правомерных личностно-жизненных ассоциаций. Опыт показал, насколько полезно для общего развития детей вовлекать их в самостоятельную деятельность, воспитывать творческое отношение к музыке. Обучая детей, мы развиваем у них интерес, фантазию, т.е. непосредственность действий, увлечённость, стремление по-своему передать образ, импровизировать в пении, игре, танце. Дети очень любят смотреть спектакль кукольного театра. Он им близок, понятен, доступен. Они видят знакомых мишку, зайку, лису, собачку, которые ожили, задвигались и заговорили, стали еще привлекательней и интереснее. Однако нельзя рассматривать кукольный театр как развлечение. Очень важно его воспитательное и развивающее значение. На уроке музыки можно успешно применять игрушки. Условность кукольного театра близка школьникам, они привыкли к ним в своих играх. Вот почему они быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, меняют тембр голоса, в зависимости от героя и ситуации. Необычность зрелища захватывает их, переносит в сказочный увлекательный мир. Слушаем музыку – и наглядно передаем особенности образа, поем и играем одновременно, передавая характер и эмоционально исполняя песню, руководим куклой так, как чувствуем – совместно и индивидуально анализируя действия, поведение, дикцию. Применяя элементы кукольного театра в начальных классах мы говорим о том, что это первое приобщение учащихся к высокому театральному искусству. Наиболее доступно объяснение музыкальных терминов о тембре, темпе, динамике на примере сказочных историй, которые дети самостоятельно (под чутким руководством учителя) показывают своим одноклассникам. Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства. Но своими сокровищами музыка одаривает не всякого. Чтобы человек стал их обладателем, нужно обязательно потрудиться. Для того, чтобы развить у ребенка умение различать разные по силе звуки, можно на уроке выполнить несколько игровых заданий, поиграть в специальные, развивающие игры, применяя игрушки кукольного театра. Играем сказку. СКАЗКА ПРО КОТА Хотите услышать сказку про кота? Тогда слушайте. Каким он был и что с ним приключилось. Жил кот Василий. Ленивый был кот! Острые зубы и толстый живот. Очень тихо всегда он ходил. Громко, настойчиво кушать просил, Да чуть потише на печке храпел – Вот вам и все, что он делать умел. Вот как-то раз видит сон вот такой, Будто затеял с мышами он бой. Громко крича он их всех исцарапал Своими зубами, когтистою лапой. В страхе тут мыши тихо взмолились: -Ох, пожалей, пощади, сделай милость! Тут чуть погромче воскликнул кот: «Брысь» - И врассыпную они понеслись! ( А на самом деле в то время, когда наш Василий спал, происходило вот что.) Мыши тихо вышли из норки, Громко хрустя съели хлебные корки, Потом чуть потише смеялись над котом, Они ему хвост завязали бантом. Василий проснулся, внезапно громко чихнул, К стене повернулся и снова заснул. А мыши лентяю на спину забрались До вечера громко над ним потешались. Вот и сказка вся! (Е.Королева) МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАГАЗИН ИГРУШЕК. Несколько ребят стоят в центре, у них игрушки. Напевают: Дин-дин-дин, Дин-дин-дин, Открываем магазин! Заходите, заходите, Выбирайте что хотите! На меня вы посмотрите И к себе домой возьмите. Буду вас любить и слушать, А зовут меня Катюша. Я игрушку покупаю И с собою забираю. Кукла Катя: Прежде чем меня забрать, Должен ты меня догнать (стишок рассказать, ритм простучать) Дин-дин-дин, Дин-дин-дин, Открываем магазин! Заходите, заходите, Выбирайте что хотите! Я прыгун – веселый зайчик, Не люблю того, кто плачет, Не люблю того, кто плачет, А люблю того, кто скачет. Я конек не простой, Я конек заводной. Го-гоп, цок-цок, Забирай меня дружок! А я котик Котофей, Хорошо ловлю мышей, Всем вам песенки пою: Баю-баюшки-баю. Дин-дин-дин, Дин-дин-дин, Закрываем магазин. (Слова В.Болдыревой) С каждым годом все больше внимания уделяется развитию творческой активности учащихся. Играя можно достичь больших успехов в понимании музыки, ее особенной роли в жизни человека. Занятия детей с применением кукол кукольного театра развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности ребёнка, развивают моторику рук и пальцев, двигательную активность ребёнка. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. Кроме того, особое значение для школьной образовательной практики имеет такая форма групповой работы, участниками которой является весь класс. | |
Просмотров: 1149 | Загрузок: 25 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|