Тема "Части речи (общее понятие) 3 «Б» класс
Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи, учить определять части речи.
Задачи:
1.Систематизировать знания учащихся о частях речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;
2.Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;
3. Воспитывать интерес к изучению родного языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.
Ход урока
1.Орг. момент
Ребята, готовы вы к уроку? (Да)
На вас надеюсь я, друзья.
Мы веселый, дружный класс
Всё получится у нас. (слайд)
-Постараемся, чтобы наше отличное настроение сохранилось на весь урок.
-Мне очень хочется, чтобы этот урок русского языка был для вас интересным и познавательным.
Прежде чем начать наш урок, я хочу, чтобы вы отгадали загадку и узнали, с кем мы его сегодня проведем.
Этот умный коротышка
Прочитал уже все книжки
Он и вправду много знает
И девчат не обижает. (слайд)
Давайте покажем Знайке, как мы умеем красиво писать.
2. Минутка красивого письма. (слайд)
и а е п т ю я
Запишите только гласные буквы.
Обведите в кружок лишнюю букву.
Объясните выбор.
3. Постановка темы и цели урока
Знайка приготовил вам загадки
Загадки про части речи
Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты
Называются ПРЕДМЕТЫ.
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Сёла, города , планеты -
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Ах, какие все слова восхитительные,
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ!!!
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду – всё в действие придет.
Летит ракета,
Люди строят здания,
Цветут сады
И хлеб в полях растет. (Глагол.)
Художницу нашу знает весь свет:
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
(Имя прилагательное.)
НА дороге пёс сидит,
ЗА дорогой столб стоит.
ДО дороги добегу,
ПОД дорогой пробегу.
Там подземный переход.
ОТ дороги - кот идёт,
У дороги - поворот.
НАД дорогой - облака.
Шёл К дороге пешеход
Полчаса издалека.
Едем С классом НА попутке,
Мы В дороге будем сутки.
Нам С дорогой повезло,
В дождь её не развезло.
Нам В рассказе О дороге
Очень помогли...
Что вы можете сказать, про отгадки? В какую группу их можно объединить? - Какой вывод можно сделать? (слайд) Вы догадались, какова тема нашего урока?
Послушайте стихотворение о частях речи
(читает Захарова Лера)
ВЕСЁЛАЯ ГРАММАТИКА
Существительное - школа.
Просыпается - глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришёл.
Встали мы- местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем .
Мы наречием отлично
На уроках дорожим
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни- у нас частицы.
Нам их надо повторять.
И при это не лениться
И ни часу не терять!
После школы как известно,
Мы катаемся на санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
А потом
У тёплой печи
Повторяем
Части речи!
3. Повторение пройденного материала о частях речи.
С какими частями речи мы уже знакомы? Давайте вспомним их
- На какие группы делятся части речи (самостоятельные и служебные) (слайд)
- Назовите самостоятельные части речи : имя существительное, имя прилагательное, глагол. Служебные (предлог). Молодцы!
Вспомним их. (имя существительное(слайд) имя прилагательное(слайд) глагол(слайд) . Рассмотрим таблицу в учебнике стр. 92 -93. С какой частью речи мы ещё не знакомы?
На слайде слова Книга, решил, девочка, у, она, шахматы, красивый.
-Назовите к какой части речи относится каждое слово. - (Дети зачитывают ответы)
-Докажите! (Проговаривают правила о частях речи)
А к какой части речи относится слово ОНА . Как вы думаете?
Давайте прочитаем, что говорит Знайка. (слайд)
Местоимение часть речи, которая не называет предмет, а только на него указывает. Позже мы подробнее с ней познакомимся.
4. Физкультминутка А сейчас немного отдохнем. (слайд)
5. Применение знаний на практике
Работа по слайду. Задайте вопрос к рисунку используя вопросы и называя часть речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол или местоимение (устно)
Знайка приготовил вам задания по учебнику
Работа по учебнику стр. 93 упр. 206 1 ученик у доски
Стр. 94 № 208. Перечислите глаголы. Напишите отгадку. Назовите орфограмму в слове. Перечислите существительные. Напишите отгадку. (самостоятельно)
Проверка. Назовите орфограмму в словах отгадках.
Работа в группах.
Вспомним правила работы в группе
А теперь Знайка хочет узнать, как вы можете сочинять загадки. Составить загадку с именем существительным.
6. Итог урока О чем говорили на уроке. Перечислите части речи. На какие 2 группы делятся части речи? Д/З стр.95 упражнение 210. Комментировать.
7.Рефлексия.
Обведи кружочком цифру с высказыванием.
Я: 1. Доволен собой.
2. Не совсем доволен своей работой.
3. Не доволен своей работой.
Дело: 1. Вспомнил все части речи.
2. Допускаю ошибки в распознавании частей речи.
3. Так и не научился распознавать части речи.
- Спасибо всем за урок! Молодцы, работали активно, повторили самое главное. На следующих уроках продолжим эту работу.
|