Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа |
[ Скачать с сервера (42.1 Kb) ] | 2016-01-09, 9:46 PM |
Формы и методы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся. В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. И я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более эффективным? Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением слышать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса. Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями. Мотивировать учащихся я начинаю с первой секунды урока. Урок всегда начинаю с эмоционального настроя. Использую настрои разных видов: 1. Четверостишия: Все сумели мы собраться, За работу дружно взяться. Будем думать, рассуждать, Можем мы урок начать. - Давайте улыбнёмся друг другу! Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуйте, мои друзья! Всех вас рада видеть я! 2. Отрывки из мультфильмов: Мультфильм «Командное взаимодействие». Цель просмотра: понимание силы и важности взаимодействия учащихся при работе в группе. Мультфильм «Барбарики. Доброта» - Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка. Мультфильмы «Мультяшки в кармашке» - «Три котёнка», - «Книжки» и другие. Музыкальные видеоролики. Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. Дидактическая игра помогает оживить в данном случае уроки и способствует развитию элементов творчества и самостоятельности. Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. В таких случаях использую приём “Привлекательная цель”. В этом же случае можно дать возможность ученикам соревноваться, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего. Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Поддержание постоянного интереса к предмету обеспечивается через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала: - найди лишнее число в каждом ряду - зачеркни его - оставшиеся числа, расставь в порядке возрастания - подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово - запиши его 20 25 32 37 46 48 51 55 61 64 75 84 94 Ю Т З У М Г Е Я А Й Р И Н 61, 25, 48, 84, 55, 94, 75, 37 51, 20, 32,46, 64 За время работы заметила, что больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: найти площадь класса, средний возраст членов семьи, или при изучении темы по математике «Решение задач на взаимосвязанные величины: цена, количество, стоимость» применила упражнение « Покупка» (ПОСЧИТАЛ, ПОДУМАЛ, СКОПИЛ, КУПИЛ) например, надо было узнать цену пачки сигарет, посчитать, сколько денег на них потратится. Используя в среднем одну пачку в день. Потом вспомним те вещи, которые очень хотите купить: телевизор, телефон, ролики, компьютер, фотоаппарат и т.д. Вот что получилось: цена пачки - 70 тенге. 1. Сумма денег потраченная за неделю: - 490 тг; 2. за месяц – 2170тг; 3. за год – 25550 тг. 4. за 3 года – 76650тг. 5. за 5 лет ….. Игровой прием должен не отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему еще больше внимания. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Для развития интеллектуальной мыслительной деятельности учащихся на уроках применяю следующие игры: «Ребусы». 1очка (одиночка) 1бор (разбор) ш1а (школа) ф1а (фраза) 2д (парад) 100Л(стол) 7Я (семья) «Провоцирующие задачи». Сколько горошин войдет в стакан? (нисколько). На 2 руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? 50 Крышка стола имеет 4 угла. Сколько будет углов у крышки, если один из них отпилить? 5. Шесть рыбаков съедят 6 судаков за 6 дней. Сколько судаков съедят 12 рыбаков за 12 дней? 24. У палки 2 конца. Сколько получится концов, если один из них отпилить? 4. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из них включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Мотивирует учащихся на знание правил и вообще учебного материала приём «Горячий стул». Впервые, при использовании этого приёма, дети очень волновались и даже внесли предложение выходить на горячий стул группой. На уроках я использую такие приёмы, как «Кластер», «Да-нет-ка», «Дерево предсказаний» и большое количество других приёмов и методов. Как сделать урок русского языка интересным, занимательным и любимым предметом для ребенка? Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по письму, является дидактическая игра. Я задумалась над тем, как пробудить интерес у учащихся к занятиям, как повысить грамотность письма. . Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я применяю на своих уроках. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке русского языка использую игру “Иду в гости”. Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимся, с кем необходимо провести индивидуальную работу. В игре участвует весь класс. У детей фишки (они выбирают сами): красные – это «гости», жёлтые – это «хозяева». Хозяева приглашают в гости и предлагают «гостю» задание, написанное на карточке. «Хозяева» проверяют выполненное задание и ставят оценку. Затем приглашают нового «гостя». Материал для игры: карточки с заданием. Вставь пропущенную букву и напиши проверочное слово. Оценка, которую ставит «хозяин». 1. по…зда - 2. г…лубок - 3. м…сной - При изучении словарных слов использую ассационные картинки словарных слов, Игры. * «Выбери три слова» ( ее можно использовать при закреплении тем на уроках письма и развитие речи). Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем. На карточках записаны девять слов: 1-й набор: народ, тюль, чулок, дуб, варенье, чучело, тополь, чум, гриб. 2-й набор: помидор, склад, ворона, град, товарищ, клад, ворота, класс, воробей. Участники по очереди берут карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму. Игра « Почтальон» Цель: закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух. Ход: почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения-карточки с заданием. гря-ки доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-ка кали-ка бере-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-ка реди-ка ду-ки ло-ки тетра-ка сли-ки тра-ка морко-ка ли-ки остро-ки промока-ка голу-цы реше-ка Задания: объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова. Составить предложения, используя данные слова. * Игра « Шифровальщики». Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений. Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово. Например: аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок); оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка); плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег). Игровые приемы. 1. Найди «лишнее слово» 2. Какие орфограммы встретились в этих словах? 3. Детям очень нравятся такие задания, как: Заменить словосочетания одним словом: - промежуток времени в 60 минут, - … , осенняя непромокаемая обувь, -…., место, где выращивают овощи, -…., 12 месяцев вместе - … при изучении темы имя существительное я использовала упражнения как : «Домино», «Ловушка», «Исправь ошибку», «Интервью» и т.д. Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать и развивать орфографическую зоркость и многое другое. Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей. Информационно-коммуникационные технологии также способствуют развитию мотивации учебной деятельности. На сегодняшний день это одно из самых эффективных средств для повышения интереса детей к предмету. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Поэтому я считаю, что использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является необходимостью современного школьного образования. Использование ИКТ позволяет мне на уроках разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повысить творческий потенциал личности. позволяет экономить время урока. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Часто на уроках с помощью ИКТ разгадываем кроссворды, иллюстрации, рисунки, различные занимательные задания, которые воспитывают интерес к уроку, делают урок более интересным. Таким образом, игровые технологии позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют познавательные компетенции учащихся. Игра позволяет сделать урок интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащихся. | |
Просмотров: 1076 | Загрузок: 20 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|