Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа |
[ Скачать с сервера (17.3 Kb) ] | 2016-01-12, 7:44 AM |
Программа проектно-исследовательской деятельности в начальной школе. Проектно-исследовательская деятельность – это совместная учебно-позновательная , творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности. Основным отличием учебной проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате ее учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения деятельности, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося. Цель проектно-исследовательской деятельности в начальной школе: - развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного или младшего школьного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей. Задачи: - содействовать развитию творческой исследовательской активности детей; - формировать у учащихся представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни; - стимулировать у школьников интерес у фундаментальным и прикладным наукам; - поддерживать стремление ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира; - развивать организационно-коммуникационные навыки; - развивать познавательные способности; - развивать творческое воображение. Формы и методы исследовательской деятельности в начальной школе: - общеисследовательские методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) - эмпирические (наблюдение, опыт, эксперимент, экскурсия) Умение и навыки, которые формируются в процессе работы над проектом или исследованием. а) мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предложения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия; б) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе; в) коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус; г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов; д) информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск; е) проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственного эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов. Этапы проектно-исследовательской деятельности в начальной школе: Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя: - поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений; - развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели; - формирование первоначальных представлений о деятельности исследования. Для решения этих задач используются следующие формы и способы деятельности: в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, игра «Вопрошайка», рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности – игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ. Кроме того, включение школьников в деятельность на основе индивидуальных проявлений исследовательского опыта осуществляется через стимулирование активности и самостоятельности детей посредством оценочных суждений учителя и взаимооценки школьников. Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя: - развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования; - поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников. Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. На данном этапе используется следующие формы и способы деятельности: в урочной деятельности: - учебная дискуссия; - наблюдения по плану; - рассказы детей и учителя; - упражнения на развитие способов мыслительной деятельности; - мини-исследования; во внеурочной деятельности: - экскурсии; - индивидуальное составление моделей и схем; - мини-доклады; - ролевые игры; - эксперименты. В большей степени внимание обращается на те действия, которые обеспечивают полноценную ориентацию ученика в информационном потоке и способствует анализу и усвоению необходимой информации: прогнозирование, выделение основной мысли и опорных слов, аргументированное выражение своих мыслей по прочитанному и другие. Кроме того в ходе работы с различными текстами организуется обучение детей графической организации материала в виде таблиц, схем, чертежей. Третий этап соответствует третьему и четвертому классам начальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенности данного этапа выделяются соответствующие формы и способы деятельности школьников: - мини-исследования - уроки-исследования - групповая работа - ролевые игры - самостоятельная работа - коллективное выполнение и защита исследовательских работ («Чистота воздуха в нашем городе», «Что я люблю» и др.) - составление энциклопедий - наблюдение - анкетирование - эксперимент и другие На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений. Для детей первой группы предоставляется возможность выступить в роли помощника учителя при выполнении коллективных работ; у учеников второй группы появляется возможность выполнить индивидуальные исследовательские задания; учащиеся третьей группы активно включаются в оценку и анализ исследовательских работ. В программе определено, что кроме урочной учебно-исследовательской деятельности необходимо активно использовать и возможность внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников. Домашние задания являются необязательными для детей, они выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей обязательно представлены и прокомментированы учителем или самим детьми (показ, выставка). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследования, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка. Общие темы исследований в начальной школе. Тематика детских исследований Фантастические Темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений Экспериментальные Темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов. Теоретические Темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. | |
Просмотров: 694 | Загрузок: 11 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|