ГУ Вспомогательная школа интернат Г. Семей Соколова В. С. Планета Земля. Экология. Цель: 1. Формировать интерес к окружающему миру и стремление беречь природу; 2. Формировать умение и навыки, необходимые для практической работы по охране окружающей среды; 3. Учить преодолевать потребительское отношение к природе, формировать у детей экологическое сознание и соответствующие ценности ориентации. Пособия: пластилин, фломастеры, воздушные шары, магнитофон. I. Психологический настрой. Прослушивание музыки «Шум прибоя». Беседа: Как музыка повлияла на настроение детей? Изменилось ли оно сейчас? Что. кроме музыки может поднять настроение людям. (Отношения друг к другу, улыбка, помощь друг другу и т.д.) II. Разгадывание кроссворда с ключевым словом «экология». 1. Живу без тела, говорю без языка, Плачу без горя, смеюсь без радости, Никому меня не видно, А всякому слышно. (Эхо) 2. Зимой скрываюсь, весной появляюсь, Летом веселюсь, осенью спать ложусь. (Река) 3. Не зверь, не птица, А нос как спица Нос долог, голос звонок. (Комар) 4. Два Егорки, живут возле горки, Живут дружно, а друг друга не видят. (Глаза) 5. По горам, по долам Ходит шуба, да кафтан. (Овца) 6. В лесу на одной ножке Выросла лепешка. (Гриб) 7. Глаза - на рогах, А домик на спине. (Улитка) 8. Идешь, идешь, а конца не найдешь. (Земля) III. Ключевое слово «экология». Что такое экология? Это слово мы часто слышим. Взрослые используют его, когда говорят об отношениях между человеком и природой. Например, экологически чистыми называют те участки нашей планеты, где человек дружит с природой, заботится о ней. А экологически грязными - те территории Земли, отравленные химикатами, засыпанные мусором, задымленные заводами и выхлопными газами. Чем больше будет на нашей планете чистых уголков, тем лучше будет наша Земля, тем легче станет жить на ней человеку. Прекрасна и многообразна природа нашей страны, но много - ли мы знаем о том, кто живет рядом с нами, как сберечь эту красоту, почему, желая помочь природе, мы часто наносим ей непоправимый вред. IV. Игра: «Экологический светофор». Цель: развивать представление детей о рациональном взаимодействии человека с природой - допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранительной деятельности. Ведущий зачитывает описание поступка человека на природе, демонстрирует соответствующий рисунок. Дети оценивают и поднимают один из сигналов светофора (зеленый - разрешает и поощряет действия, помогающие растениям, животным; красный - запрещает действия, приносящие вред окружающей среде и жизни людей). Объясняют свое решение. V. Совместно с детьми вырабатываются главные правила экологии: 1. Не рви цветы, не ломай деревья. 2. Не разоряй гнезда и муравейники. 3. Оберегай растения и муравейники. 4. Жги костры только в специально оборудованных местах; (костер обложен камнями, удален от деревьев, перед уходом костер затушить) 5. Не жги траву, так как от нее может загореться лес. 6. Не устраивай мусорных куч, все пустые банки и бутылки вместе с другим мусором унеси с собой из леса и выбрось в специально оборудованном для этого местах или закопай. 7. Не вырывай с корнем и не обламывай ягодные кусты. 8. Устрой домики и кормушки для птиц и других животных. 9. Не шуми и не тревожь обитателей леса. VI. Много есть на свете кроме Казахстана хороших стран и земель. Но одна у человека мать и одна у него Родина. Она нуждается в ваших умных, добрых сердцах, заботливых руках. Какие красивые, заповедные места вы знаете в нашем городе? (Река Иртыш, остров Полковничий, сосновый бор) Беседа о красоте, пользе этих мест. О проблемах этих мест, о том, что сами жители нашего города наносят непоправимый вред природе своими необдуманными действиями, жаждой к наживе, халатностью. Все чаще дуют ветра, засыпая город песком из-за уничтожения деревьев в бору. В Иртыше опасно для здоровья купаться летом из-за его загрязнения. Остров Полковничий завален мусором, там отдыхать невозможно и т.д. Деревья - это легкие человека. Они дышат, очищая воздух для человека. Эксперимент. 1) Каждому ребенку дается шар. Сделав вдох, выпустить воздух в шар. Чем здоровее легкие у человека, тем больше раздуется шар. У кого самые здоровые легкие? Это напрямую связано с экологией нашего города. 2) В целлофановый пакет поместить растение и завязать плотно. Через несколько дней понаблюдать. На пакете капельки влаги. О чем это говорит? Растение дышит. 3) эксперимент: на растении несколько листиков смазать жиром, кремом, вазелином. Через несколько дней они погибнут. Выхлопные газы, дымящиеся трубы заводов и т.д. губят деревья, цветы, растения гибнут. Как вы считаете, могут ли растения, животные, вода воздух существовать отдельно друг от друга? В природе все взаимосвязано. Что можем сделать мы сейчас, пока еще дети? (Содержать в чистоте двор, подъезд, улицы и т.д.) VII. Профориентация Существует много экологических профессий это: дворник, садовник, работник зеленстроя, теплиц, лесничие, работники санитарной полиции, работники зоопарков, заповедников. Могут - ли дети освоить эти профессии, когда закончат школу? Кто защитит наш бор от вырубки и пожаров? Благодаря кому наш город летом весь в цветах и деревьях? Кто восстанавливает бор, выращивая молодые саженцы сосны? Профессии экологические очень благородные и необходимы, и только добрые и беспокойные сердца спасут нашу планету - Земля от гибели. Пословица: 1. «Экология начинается с улыбки». 2. «Добрая душа, добрые поступки, добрый мир». VIII. Восстановим наш сосновый бор. Работа с пластилином. Коллективная. По трафарету дети большим пальцем руки пластилином рисуют (размазывая тонким слоем пластилин внутри трафарета, предварительно хорошо разогрев его в руках) Деревья, цветы, птиц дети располагают на ватмане с тонированием пейзажей.
|