Главная » Файлы » В помощь учителю » Начальная школа |
2016-05-01, 5:53 PM | |
Открытый урок литературного чтения во 2 классе Тема: Секреты дружбы Цель: способствовать углубленному осмыслению понятия “дружба”, “друг”,осознание своих обязанностей перед друзьями через анализ прочитанных произведений в разделе « Мои друзья». Задачи: • способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования личностей учащихся; • формировать умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения по прочитанным произведениям . • формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу. Предварительная работа. Чтение художественных произведений и обсуждение прочитанных произведений в разделе « Мои друзья» и «Книга для чтения» Подбор пословиц и поговорок о дружбе. Выставка книг разных писателей, поэтов о дружбе. Разучивание новых песен о дружбе и доброте. Оборудование: Презентация (Приложение 1); песенки о дружбе. На партах раздаточный материал (ромашки, листики, ладошки, магниты). Лист ватмана для оформления “Доска для объявлений”, куда будут крепиться листочки-объявления “Ищу друга”. Карточки со словами – понятиями: Понимание, Деликатность, Мелочность, Близость взглядов, Неуверенность, Зависть, Прощение, Доброта, Равнодушие, Благородство, Самокритичность, Болтливость, Сдержанность, Обдуманность фраз и поступков, Нахальство, Раздражительность, Искренность, Приветливость, Честность. Ход урока 1. Организационный момент. (1,5 мин.) (Диалог между учениками) – Поговорим? – О чем? – О разном и о прочем. – О том, что хорошо. – И хорошо не очень. – Поговорим? – Поговорим. Вдруг будет интересно. Психогимнастика. (Слайд 4) Для создания психологического настроя в начале урока ученикам предлагается упражнение “Улыбка” и просмотр клипа “ Дружба = Я + ты”. Слово учителя. Улыбнуться соседу слева, соседу справа, пожать друг другу руки, взяться за руки со своим соседом. Ребята, давайте сейчас посмотрим, друг другу в глаза, улыбнемся и скажем: “Я желаю тебе…” (Ребята говорят пожелания друг другу.) 2. Актуализация знаний. Постановка проблемы. (1 мин.) Слайд-тема 1–2. «Секреты дружбы» “Поговорим о дружбе… Настоящий ли ты друг?” Слайд 3. Актуальные вопросы для обсуждения: Можно ли научиться общению? Как стать хорошим товарищем ? Кто становится другом? Как его найти? Какие личные качества необходимы для настоящей дружбы? А какие противопоказаны ей? Почему дружбу называют школой самовоспитания? -Итак, ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на нашем занятии? Открывается тема урока: «Секреты дружбы» “ Поговорим о дружбе… Настоящий ли ты друг?” 3. Обсуждение основных вопросов занятия (в парах). (7–8 мин.) - Как вы понимаете слово « дружба» ? (ответы детей) Слайд 5. Написано предложение “Дружба – это…” Открывается слайд со словами “друг”, “товарищ”, “приятель”. Слайд 6 чтение стихотворения со слайда) -Кто в дружбу верит горячо, Кто рядом чувствует плечо, Тот никогда не упадет, В любой беде не пропадет. А если и споткнется вдруг, То встать ему поможет друг, Всегда ему надежный друг В беде протянет руку. – Дорогие ребята, сегодня мы говорим о дружбе, о настоящем друге, о том как распознать настоящую дружбу от лживой, как распознать человека, который считает себя твоим другом, а сам имеет корыстные цели в общении с тобой. -А что для вас значит это слово? Какое значение вы придаете дружбе? -Да, ребята, дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом. 4. Проверка домашнего задания.(4-5 мин) а) Чтение рассказа Пляцковского « Урок дружбы» по ролям. -Чему научил нас этот рассказ? Какова главная идея произведения? - Какой секрет дружбы открыл нам этот рассказ? б) Обсуждение раннее прочитанных произведений (в группах по 2 произведения) 1) В. Драгунский «Друг детства» 2) С. Михалков « Песенка друзей» 3) А. Митта « Шар в окошке» 4) А. Раскин « Как папа был маленьким» 5) Ю. Яковлев « А Воробьёв стекло не выбивал» - Какова главная идея каждого произведения? Чему учит каждый из прочитанных рассказов? Какие секреты дружбы открывает нам каждый рассказ? Беседа: –А есть ли у вас настоящие друзья? А вы можете назвать себя хорошим другом? ( ответы) 5. Физкульминутка (1 мин.) Песня “Песенка о дружбе” – караоке (Слайд 7). –Быть другом – это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой. Давайте подумаем, существуют ли некие секреты дружбы? Учитель: Каждый человек стремится к общению с другими людьми. Это нормальное и естественное чувство. Но, к сожалению, в жизни мы встречаем как общительных, так и малообщительных людей. С детства мы усваиваем набор житейских правил, соблюдение которых обеспечит в будущем “роскошь общения”. А существуют ли секреты общительности? Можно ли этому научиться? Прежде всего необходимо осознать свои особенности и возможности. Это по силам каждому. Понаблюдайте за собой. Не исключены некоторые открытия, но ведь честный взгляд полезнее “розовых очков”. 6. Игра “ Знакомство – представление”. (5 мин.) Слайд 8. Игра “ Знакомство – представление”, “Ищу друга!” (Раздаются цветные листочки.) Друг должен подходить вам по характеру, по темпераменту, по увлечениям. Ваш друг должен подходить вам как “ пазлы”. Например: -“Веселый жизнерадостный человек любитель бокса ищет друга”. -“Скромная застенчивая девушка, любит стихи ищет подругу”. -“Ищу друга, с которым можно ходить в походы!”. -Вы решили найти друга по переписке и для этого вам нужно написать объявление о себе в газету. Расскажите о своих сильных сторонах – о том, что любите, цените, применяете в себе, о том, что дает вам чувство уверенности. Не умоляйте своих достоинств, но сообщите и о своих недостатках.(Все пишут объявления, а затем прикрепляют его на “ Доску объявлений”.) Думаю, что ваши объявления обязательно привлекут к себе внимание, ведь в основе общительности лежат два чувства – уважение и доверие, а эти чувства связаны с желанием понять, внутренний мир другого человека. Умение жить среди людей, иметь товарищей и друзей зависит исключительно от воспитания и самовоспитания. 7. Работа в группах. Игра “Слова”(5 мин.) Слайд 9. Слова. Что же сближает людей? Какие черты характера вы хотели бы видеть в своих друзьях? Давайте вместе с вами “разобьем” на две группы предложенные слова, обозначающие необходимые другу качества, и слова, обозначающие качества, которые нужно “изживать”. Понимание, Деликатность, Мелочность, Близость взглядов, Неуверенность, Зависть, Прощение, Доброта, Равнодушие, Благородство, Самокритичность, Болтливость, Сдержанность, Обдуманность фраз и поступков, Нахальство, Раздражительность, Искренность, Приветливость, Честность.( ставят на карточках + - ) - Вот теперь вы смогли убедиться, сколько нужно воспитать в себе качеств, чтобы научиться стать хорошим Другом. Больше всего общительность проявляется в чувстве товарищества. Надпись на доске: “Лже – Друг” “Настоящий Друг”: к какой колонке вы поставите данные надписи?(+ -) Дайте теперь определение Друг – это … Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью. Наверное, и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера. 8. Игра “Ромашка” (3 мин.) (групповая работа 3 по 5) Слайд 10. “Ромашка”. Итак, мы с вами рассказали друг другу, кто такой друг. Вы высказали интересные суждения о том, как надо дружить и какие секреты и правила дружбы должны существовать. А сейчас я вам предлагаю поиграть в “Ромашку”. Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просто словами, а напишите на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может. (Каждой группе выдается по ромашке, ребята пишут в тайне, а затем прикрепляют на доске.) Ученикам предлагается прочитать свое качество. Все вместе, используя “ромашку”, еще раз отвечают на вопрос “Какими качествами должен обладать настоящий друг? ”. 9. Клип о дружбе”Барбарики– дружба” с обсуждением (3-4 мин.) 10. Игра “Доскажи словечко”… (Слайд 11). (2 мин) -Если есть друзья на све…. те Все прекрасно, все цве….. тет Даже самый сильный ве…., тер Даже буря не сло….. . мает Мы и в дождь, и в снег, и в стужу Будем весело ша… . гать При любой погоде дру…. – жим Дружбы этой не пор….. . вать И любой из нас ответит, Скажут все, кто юн и смел: Мы с тобой живем на свете Для………… Для хороших славных дел. 11.Подведение итогов урока. Повторное обсуждение и подведение « Секретов дружбы” (3-4 мин.) – Давайте мы с вами попытаемся составить универсальные секреты дружбы. (Коллективное обсуждение и составление секретов дружбы). Слайд № 12 Если хочешь быть хорошим и верным другом: -Делись своими успехами, неудачами и новостями. -Умей слушать. -Оказывай другу эмоциональную помощь и поддержку. -Доверяй другу и будь уверенным в нем. -Сохраняй тайны своего друга. - Не критикуй друга публично. -Не будь назойливым и не поучай. -Не обсуждай друга в его отсутствие. - Не ревнуй друга к другим его друзьям. -Уважай внутренний мир и чувства своего друга. - Возвращай долги. - Радуйся успехам своего друга. Помните: “Дружба– это школа воспитания человеческих чувств. Дружба нужна нам не для того, чтобы заполнить время, а для того, чтобы утверждать в человеке и прежде всего в самом себе добро”. Чем лучше кажутся вам люди, тем лучше вы сами. “Будьте для всех солнышком. Человек только тогда и обретает мир в душе, если отдает себе на служение ближним”. Дарите друг другу знаки симпатии и уважения, стройте общение на равных, а не в позиции сверху. “Если хочешь иметь друга – будь им!” “У дружбы свои законы. Здесь отдают не поровну. Здесь каждый отдает свое”. “Не хочу ничего, не прошу ничего, Не нужны мне ни деньги, ни слава, Только б знать, что всегда у плеча моего Два товарища – слева и справа”. 12 Рефлексия. (Слайды ) (3-4 мин.) “Ладошки” На столе у вас лежат листочки. Нарисуйте на них свою ладошку. Я попрошу вас написать на них добрые пожелания своему другу -однокласснику и подарить её. – Написали? Вывод: Дружба предполагает взаимную помощь и эмоциональную близость, т.е. сходство чувств, переживаний. От друга ждут верности, у друга ищут поддержки – помощи в трудную минуту. К другу идут с радостью – он разделит ее с вами. Друг поймет ваши заветные мечты, сохранит ваши тайны. (Слайд .) Песенки о дружбе. Под музыку дарят ладошки. | |
Просмотров: 2434 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|