Главная » Файлы » В помощь учителю » Мой Казахстан |
[ Скачать с сервера (252.0 Kb) ] | 2012-01-30, 7:06 PM |
Урок 2. Воздушные массы, их циркуляция. (ОК № 2) Образовательно-воспитательные задачи: - Формировать знания о движении воздушных масс над страной. -углубить знания о свойствах воздушных масс, действующих над ее территорией. - Обучать умениям применять ранее усвоенные знания по физике о теплоемкости и теплопроводности для объяснения свойств морского и континентального воздуха. - Познакомить учащихся с трансформацией воздушных масс и разви-вать идею о взаимосвязи атмосферных явлений и процессов. - учить читать климатические карты учебника. Опорные знания и умения. Понятия «воздушная масса» и «циркуля-ция атмосферы». Типы воздушных масс и свойства воздуха аркти-ческих, умеренных и тропических широт. Оборудование. Климатическая карта, ОК №№ 1,2 (используются ОК Бенькович Т.М., Бенькович Д.Л. «Опорные конспекты в обучении географии России: 8 класс: Книга для учителя: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1997.- 127 с.,) переработанные и дополненные мной в методическое пособие, в соответствии с тематикой раздела «Климат Казахстана», проектор. Ход урока: 1. Оргмомент. 2. Опрос (вариант1): работа с опорным конспектом по теме «Факторы, определяющие климат» пред¬ставляет определенные трудности для графического воспроизведения на доске, так как заключает в себе довольно большой объем информации и по-требует значительного времени на подготовку учеников у доски. (при опросе можно вывести изображение и на экран)Кроме того, в первой половине урока планируется проведение практической работы с кар¬той по определению солнечной радиации. Для этого потребуется 15—20 ми¬нут. Таким образом, (вариант 2) повторение пройденной темы следует уплотнить за счет экспресс-опроса. Для этого предполагаются вопросы, одно¬значные или краткие ответы. Например: 1. На какие группы делятся климатообразующие факторы? 2. Что называют солнечной радиацией? 3. Назовите виды солнечной радиации и дайте их определение. 4. Каковы закономерности распределения солнечной радиации на территории Казахстана? 5. Перечислите названия крупных природных районов нашей страны с благоприятными условиями для использования солнечной энергии. Для формирования у учащихся умения анализировать карты солнечной радиации можно провести практическую работу. Вариант I Определите количество суммарной солнечной радиации для Петропавловска и Кызылорды. Объясните различия. Определите величины суммарной радиации для Астаны и Усть-Каменогорска, расположенных примерно на одной широте, и объясните, почему они различны, назовите факторы, от которых зависит распределение радиации. По картам определите суммарную и поглощенную радиацию в Семее, Алматы и объясните причины полученных показателей этих видов радиации. Вариант II Определите количество суммарной солнечной радиации для Костаная и Шымкента. Объясните различия. Объясните величины суммарной радиации для Атырау и Балхаша, расположенных примерно на одной широте, и объясните, почему они различны, назовите факторы, от которых зависит распределение поглощенной радиации. По картам определите суммарную и поглощенную радиацию в Павлодаре и Таразе и объясните причины полученных показателей этих видов радиации. Результаты работы ученики заносит в таблицу: Вопросы Названия городов Суммарная радиация Поглощенная радиация Выводы 3. Новая тема. Новая тема является продолжением начатой, так как изучается один из климатообразующих факторов — атмосферная циркуляция. Запишите тему и основные вопросы. Вспомните о том, что называется воздушной массой. Рисунок, отражающий определение, предложить объяснить учащимся. В ходе беседы выясняем вместе, какие типы воздушных масс характерны для нашей планеты, территории Казахстана. Впишите их краткие обозначения в опорный конспект. Подчеркните, что умеренные воздушные массы имеют самое широкое распространение на территории нашей страны, что связано с особенностями ее географического положения. Переходя ко второму вопросу, вспомните о том, что называется атмо¬сферной циркуляцией. Это перемещение воздушных масс раз-личного происхождения. Отметьте, что атмосферная циркуляция возникает вследствие различия физических свойств суши и океанов, т. е. неодинакового нагревания и охлаждения их и соприкасающегося с ними воздуха. Атмосферная цирку¬ляция возникает под влиянием центров высокого и низкого давления. К центрам давления, расположенным вне Казахстана, но влияющим на природу страны, относятся Арктиче¬ский максимум и Исландский минимум. Найдите эти центры на карте. В зимнее время, в пределах России и Казахстана, основное климатообразующее воздействие оказывает Сибирский максимум. Найдите этот центр на карте. Проходя над территорией России, а затем Казахстана воздушные, массы подвергаются трансформации, т. е. преобразованию. Например, арктический воздух летом, продвигаясь с севера на юг, над теплой поверхностью суши нагре-вается и становится более сухим, превращаясь в континентальный воздух умеренных широт, более сухим становится и воздух, пришедший к нам с Атлантики. Атмосферная циркуляция над территорией Казахстана упрощенно представлена на картосхеме. В блоке схемы изображаются направление воздушных масс на территории страны летом (в июне — августе солнце лучше освещает северное полушарие, поэтому воздушные массы перемещаются к северу), а также смещение воздушных масс зимой к югу. Приступая к работе с картосхемой, сообщите ученикам о том, что основное же предназначение данной схемы заключается в том, чтобы представить, каким образом происходит смена воздушных масс по сезонам года на территории Казахстана. Изучение новой темы завершите работой по заполнению таблицы «Воздушные массы Казахстана» с использованием данной картосхемы и текста учебника: 1.Название ВМ 2. Район формирования 3.Свойства 4. Погодно- климатические условия, формирующиеся в Казахстане. 4. Рефлексия. Домашнее задание: параграф 21 стр.81-83, задание на к/карту. | |
Просмотров: 3852 | Загрузок: 443 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|