Главная » Файлы » В помощь учителю » Мой Казахстан |
[ Скачать с сервера (41.4 Kb) ] | 2012-05-06, 9:14 PM |
Этнокультурные аспекты в обучении и воспитании на уроках казахского языка. В условиях глобализации современной цивилизации и развития электронных технологий важнейшим фактором мирового влияния становится культура. Сохранение культуры одна из важнейших задач духовной безопасности общества, ибо выход за рамки нормы под воздействием различного ряда факторов (прежде всего, культурного, ценностно-нормативного характера) ведет к дезорганизации, в конечном счете, к национальной катастрофе, т.е. распаду общества, как целостной системы в связи с разрушением структурирующих его духовных ценностей. Принятие культурных особенностей каждого народа окружающих этносов является как условие достижения взаимного признания существующих норм. Выдающиеся мыслители народной педагогики: Ч. Валиханов, Ы. Алтынсарин, А. Кунанбаев, Ш. Кудайбердиев, М. Жумабаев, живя в свое время, считали, что «общей системы народного воспитания для всех народов не существует не только на практике, но и в теории, не педагогика и не педагоги, а сам народ и его великие люди прокладывают дорогу в будущее». Традиционно человек понимался как звено в цепи бытия. Абай показывает, что без человека бытие теряет смысл. Он – центр мироздания. Духовность является одним из основных начал в человеке. Человек впитывает ее посредством книг и народных сказаний, звучаний музыкальных инструментов, посещения минаретов и мечетей. Постигая мир культуры, человек познает идеи и идеалы, языки и нормы поведения. Это приводит его к осмыслению и восприятию духовно-нравственных принципов, идей добра, красоты, блага, истины, справедливости. Если человек является центром мироздания, то его центром становится его самосознание. Каждый человек как представитель этноса в своем развитии проходит несколько ступеней этнизации (инкультурации), благодаря освоению этносоциальных ролей. Каждая этносоциальная роль – своего рода “пакет” заданных качеств личности как представителя данного этноса и функций как обязанностей, связанных с выполнением данной роли. Этносоциальная роль – комплекс норм поведения и общения, неписаная визитная карточка, вжившегося в данную этносоциальную роль. Казахский народ – один из тех народов, который ценит и дорожит родственными отношениями. У этого народа каждое отношение имеет свое несогласное обоснование, заложенное в определенных нормах взаимоотношений (обычаях, традициях), предполагает определенную последовательность тех или иных действий, их внешнее проявление через обряд, ритуал. Родственные формы связей – это этносоциальные роли, которые проявляются через родственные отношения, в строгом соответствии с функцией реализуемой роли. Одной из ведущих этических традиций у казахов является знание своей родословной, своего генеалогического древа, что всегда было характерно для кочевников в их стремлении продолжать род, развивать обычаи и традиции своей общины. Во многих семьях хранились реликвии, которые передавались из поколения в поколение, от отца к сыну и т.д. Таким образом, ребенку с детства внушалось почитание и уважение к своим предкам и своему роду. Не случайно казахские пословицы гласят: «Незнание своей родословной до седьмого колена – признак сиротства», «Пока живы знавшие отца – жива и память о нем». Культ памяти предков берет свое начало из глубин патриархально-родовой эпохи. В мусульманской семье воспитание детей является одной из главных ее составляющих. Оно включает в себя не только хорошее образование. Образование – лишь часть культуры воспитания, касающаяся жизненных познаний ребенка и обращенная к его разуму. Воспитание – это постепенное, шаг за шагом, развитие ребенка, ведущее его к полноценности и совершенству. Оно ключает в себя материальную, физическую, интеллектуальную, моральную, духовную, персональную и общественную стороны. Пророк Мухаммад говорил: «Лучшее, что может дать, безвозмездно даровать, родитель своему ребенку – это хорошее воспитание»; «Будьте щедры к детям и воспитывайте их наилучшим образом»; «То, что Всевышний направит на правильный путь кого-то посредством тебя [о человек, а в первую очередь – о родитель, уделяющий должное внимание воспитанию своего чада], лучше всего [всех богатств и ценностей], над которыми восходит и заходит солнце. [То есть это выше по ценности и значимости пред Всевышним, чем все мирские богатства и сокровища]»; «Для отца воспитание ребенка более значимо и ценно, чем ежедневная выплата весомой милостыни». Имам аль-Газали, с учетом многих аятов и хадисов, сказал: “Знай, что воспитание детей является, среди прочих, наиважнейшим, наиглавнейшим делом. Дети – это временно вверенное Всевышним родителям, за что им держать ответ пред Ним. Сердце ребенка при рождении лишено каких-либо отпечатков жизни, сознание его свободно от стереотипов, правил и убеждений. Ребенок восприимчив ко всему, все впитывает. Если его приучат к благому, обучат хорошему и воспитают в этом, то он будет счастлив и в мирском, и в вечном. Родителям его и всем, кто принимал участие в его образовании и воспитании, воздастся благом за все его праведные дела и поступки. Если же он привыкнет к злу и будет оставлен без внимания, подобно животному, то он будет несчастен, погибнет, и ляжет грузом на плечи тех, кто обязан был воспитать его». На мой взгляд, воспитание зависит от человеческого достоинства нации, ее национальный характер определяется терпимостью в отношениях между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами. «Воспитание, - пишет М. С. Каган, - есть способ превращения ценностей социума в ценности личности, а оно может происходить только в процессе ее приобщения к ценностному сознанию других людей, которое и происходит (осознаваемое или неосознаваемое) в ходе общения человека с человеком». Высокая культура межнационального общения стимулирует дальнейшее углубление единства людей, их взаимопонимание, взаимоуважение. Почти весь мир приходит к идее диалога и добрососедских отношений, уступок и терпимости. Формирование толерантного отношения – это способность видеть в другом самого себя, один из способов выживания человечества, а также условие гармоничных отношений в обществе. Моральная ценность человека не мыслилась без взаимного уважения, ревностно хранились благородство, мудрость и уважение в отношениях между людьми. Честность и правдивость рассматривались, как самые высокие моральные ценности, ложь и обман – самые низкие поступки. Вся наша система образования должна основываться на нравственных началах и духовных ценностях. Необходимо прививать интерес к хорошей литературе, развивать чувство прекрасного, раскрывать у учащегося его способности, чтобы он нашел путь к самому себе, чтобы жил в ладу с самим собой, уважая себя и других. У каждого народа имеются свои, национально-особенные педагогические идеалы, составляющие стержнеобразную основу этнопедагогики. Только на основе этих этнокультурных ценностей в процессе межкультурной коммуникации этноса формируются духовно-нравственные ценности, адекватные специфике этногенеза и культурного развития нации. Хранителем духовных ценностей является язык. Для каждого народа он служит важным источником и средством познания своей истории. Уникальность культуры, традиции и обычаи народа познаются через язык. Каждый этнос за многовековую историю создал бессмертные духовные ценности, такие, как предания, песни, сказки, пословицы, сказания, которые передаются из поколения в поколение. В этом отношении родной язык является носителем и хранителем богатейшего этнокультурного феномена, носителем его национальной идеи. Значимость национальной идеи в том, что она может ориентировать общество на межнациональное согласие, культурное взаимодействие, взаимопонимание, взаимоуважение и признание суверенных прав и свобод человека, независимо от его социального статуса, общественного положения, расового происхождения, религии. Такой путь носит специфический характер, поскольку мотивирован обстоятельствами, действительностью, как политической, так и экономической. Открывая сокровищницу народного опыта, я на своих уроках по теме «Атакәсіп», «Атамекен», «Туған жер», «Ұлттық тағамдар» раскрываю, что человек живет в развивающемся этнокультурном пространстве, целостность которого зависит от единства четырех стихий: земли, воздуха, огня, воды, что жизнь Человека невозможна без гармонии, что Человек ко всему должен относится с уважением, любовью, терпением. Каждому человеку важно прожить свою жизнь красиво, спокойно, уравновешенно, чтобы вспышки эмоций не вносили диссонанца в окружающий мир. Человек – Творец и Создатель, в этом его истинное предназначение. Он должен нести в мир не зло, разрушения, а только благие дела и мысли. И он несет личную отвественность за то, что проходит на планете Земля, т.е. в его Доме. Человечество тысячелетиями искало ответ на вопрос о том, как воспитать молодых людей достойными членами общества. Приемлемым для нашего государства может быть лишь один путь – воспитать человека Человеком. То главное качество гармонично развитой личности можно привить только через Великую любовь к себе, к ближнему, к семье, к родному краю, к государству и в целом ко всей Земле. | |
Просмотров: 2456 | Загрузок: 196 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|