Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Мой Казахстан

Литературно-правовой турнир "Мой Казахстан"
[ Скачать с сервера (70.5 Kb) ] 2013-03-20, 7:00 PM
Автор разработки: Дудниченко Светлана Викторовна
учитель русского языка и литературы
Мамлютской школы-гимназии №1
города Мамлютки
Мамлютского района
Северо-Казахстанской области
Литературно-правовой турнир «Мой Казахстан»
Цель турнира: Формирование патриотизма через изучение культурного наследия народа, активизация познавательного интереса к знанию государственного языка.
Задачи:
• воспитывать любовь, уважение и интерес к культуре, историческому прошлому и наследию казахского народа;
• обогатить внутренний мир учащихся через овладение и понимание казахского и русского языков, развивать общий кругозор;
• пополнить багаж знаний, полученных на уроке, закрепить и активизировать полученные знания во внеклассном мероприятии.
Ход турнира.
Ведущий: Моя Республика Казахстан!
Она велика: от Алтая до Каспия,
Она широка, как народа душа.
Она же – Европа, она же и Азия,
И волны Урала, и плеск Иртыша.
Родная земля – молодая и древняя,
Пою о тебе и тобою живу.
Ведущая: Мой Казахстан любимый,
Где я родился, где я учусь
Ты – небо! Ты – земля! Ты – солнце!
Ты – звезда! Ты – Родина – мать моя!
Твоя природа – это горы, реки,
Степи, леса, и моря,
Мой Казахстан люблю тебя!
Ведущий: Сегодня у нас появилась еще одна возможность поговорить о своей прекрасной родине, о Казахстане, а вы можете показать свои знания о нашей Независимой Республике. В турнире принимают участие три команды. И сейчас мы попросим команды представить друг друга.
Представление команд:
«Парасат». Девиз команды: «Тебя, родной мой Казахстан, тебя воспеть хочу!»
«Отан». Девиз команды: «На всех одна, для всех едина, и все ж у каждого одна»
«Достық» Девиз команды: «Сто наций, сто народов, сто племен,
Всем Вам рахмет и низкий Вам поклон!
Пусть дружба, о которой пел Абай,
Как солнце, освещает мирный край!»
Представление членов жюри.
Ход турнира.
Первый конкурс «Лучший переводчик»
Ведущий: У Расула Гамзатова есть прекрасные слова: «Для меня языки народов – как звезды на небе. Я хотел бы, чтобы звезды слились в одну огромную, занимающую полнеба звезду. То есть солнце. Но пусть сияют и звезды. Пусть у каждого будет своя звезда».
Ведущая: Каждый язык – это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его боль, его память, сокровище. Он должен вызывать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение.
Задание: За три минуты каждая команда должна перевести текст с казахского языка на русский. Слова из словаря предлагаются только в том случае, если у детей они вызовут затруднения при переводе. При выполнении задания учитывается точность перевода, скорость и литературный перевод.
Текст для первой команды:
Қазақстан жері.
Қазақстан жер көлемі 2756000 шаршы километр. Оның 40 % - өзен , көл, теңіз. Жерінің 50 % шөл және шөлейт аймақтар алып жатыр. Ал 10% таулы жер. Қазақстан жері өте бай.
Словарь:
Көлем- обьем
Шаршы- квадрат
Шөл- пустыня
Аймақтар- территория
Текст для второй команды:
Қазақстан Республикасы.
Қазақстан Республикасы-егеменді ел. Республика Президентінің Жарлығымен қазанның 25-сі Республика күні деп аталды және бұл күн демалыс күн болып жарияланды. Қазақстан Республикасы Тәуелсіз Мемлекеттер Достастығының құрамына енді.
Словарь:.
Егеменді- суверенный
Жарлық- указ
Тәуелсіз Мемлекеттер Достастығы – Содружество Независимых Государств
Құрамы- состав
Текст для третьей команды:
Қазақстан Республикасы
Қазақстан Республикасы – тәуелсіз ел. Мұнда көптеген ұлттар өкілдері тұрады. Олар: қазақ, орыс, татар, өзбек және т.б. Қазақстан жері пайдалы қазбаларға өте бай.
«Жері байдың- елі бай, »- дейді халық.
Қазақстан табиғаты әдемі.
Словарь:
өкілдері- представители
пайдалы қазбалар- полезные ископаемые.
Второй конкурс «Духовное наследие народа»
Каждая команда должна как можно больше назвать пословиц на заданные темы на русском и казахском языках. За каждую пословицу команда получает по два балла.
Тема: «Труд»
«Ер дәулеті - еңбек» («Богатство жигита – труд»).
«Жал қаулық аздырады, еңбек оздырады» («Труд прославляет, лень с пути сбивает»).
«Қолы қимылдағанның аузы қимылдар» («Руки поработают – зубам будет работа»).
Тема: «Народ», «Родина»
«Отан елдің анас, ел-ердің анасы» («Родина – мать народу, народ – мать жигиту»).
«Кісі елінде сүлтан болғанша, өз еліңде үлтан бол»( «Чем быть на чужбине султаном, лучше быть на Родине подметкой»).
«Жалғыз журіп жол тапқанша, көппен бірге адас» («Лучше блуждать вместе с народом, чем находить дорогу одному»).
Тема: «Дружба», «Учение»
«Дос сыртыңнан мақтар, дұшпан қөзіңе мақтар» («Друг хвалит за глаза, недруг в глаза»).
«Оқу білім бұлағы, білім өнер шырағы» ( «Учение – знания родник, знания – жизни светильник»).
«Білімде өлсе, қоғазда аты қалар, ұста өлсе, істенген заты қалар» («Имя матери останется в его творениях, имя ученого останется в его книгах»).
Третий конкурс «Я гражданин»
За каждый правильный ответ команда получает 1балл. Если команда затрудняется ответить, то возможность есть заработать дополнительный балл у другой команды, знающей ответ.
Вопросы первой команде:
1. Назовите основной закон государства? (Конституция).
2. Дайте юридическое определение способности иметь права и выполнять обязанности. (Правоспособность).
3. В чем отличие права от морали? (Право – правила поведения людей, охраняемых государством, мораль – система норм поведения, охраняемая силой общественного мнения).
4. Назовите наименование двух Палат Парламента. (Мажалис - нижняя Палата, Сенат – верхняя Палата).
Вопросы второй команде:
1. Конституция Республики Казахстан начинается словами… («Мы, народ Казахстана…»).
2. Название учреждения, которое от имени государства осуществляет высший надзор за единообразным применением законов. (Прокуратура).
3. Виды собственности в Казахстане? (Государственная и частная).
4. Как называется совокупность правил, которые установлены и санкционированы государством? ( Право).
Вопросы третьей команде:
1. Дайте юридическое определение способности приобретать права и выполнять обязанности в ходе деятельности. (Дееспособность).
2. Отрасль права, которая регулирует отношение в сфере управления? (Административное право).
3. Состав Парламента Республики Казахстан? (Мажалис и Сенат).
4. Как называется один из самых древних вокальных жанров – символ государственного единства? (Гимн).
Ведущий: Я люблю Казахстан за прекрасные степи,
За высокие горы и шумные реки,
За орла, что парит в высоте надо мной
И за солнце люблю, и за неба покой.
За богатство народа люблю,
За его доброту, чистоту,
За единство и дружбу людей,
За их честность и мудрость идей.
Ведущая: Кто же, как не поэты и писатели, так вдохновенно, с любовью могут рассказать о своей родной земле. Поэтические звезды Казахстана, которые не только прославили своими произведениями родную землю, но и своей деятельностью улучшили жизнь казахского народа. (Каждой команде предоставляется сначала визитная карточка, по которой нужно определить имя и фамилию писателя – 1 балл, затем по словесному портрету определить имя автора, произведение, героя произведения – 2 балла).
Третий конкурс: «Литературный»
Задание для первой команды.
Визитная карточка.
Родился в первой половине девятнадцатого века в урочище Кушмурун близ Кокшетау. Потомок ханского рода. Учился в Омском кадетском корпусе. Состоял на государственной службе. Совершил многочисленные экспедиции по Казахстану, Киргизии, в Китай. Крупный ученый, географ, этнограф, фольклорист. (Шокан Уалиханов 1835-1865).
Словесный портрет.
…. был сыном бая, а … – сыном бедняка. Оба были ровесниками. Однажды аул снялся с кочевья, а про детей забыли… начал громко плакать, а … постоял в раздумье и сказал:
- Оттого что ты плачешь, ничего не получится. Лучше будем искать откочевавший аул.
- Где мы найдем наш аул, мы же не видели, в какую сторону он откочевал? – ответил …. (Ибрай Алтынсарин «Сын бая и сын бедняка», Асан – сын бая, а Усен – сын бедняка).
Задание для второй команды.
Визитная карточка. Педагог-просветитель. Родился в Кустанайской области.
Создал в Казахстане сеть народных школ, научно разработал, написал учебные и методические пособия. В «Киргизской хрестоматии» использовал новый алфавит. Сочиненные им стихи и рассказы положили начало развитию детской казахской литературы.(Ибрай Алтынсарин 1841-1889).
Словесный портрет.
Я просто-таки обалдел от неожиданности. Почему он решил, что я должен быть парикмахером, я не понял ни тогда, ни после.
-Иди, получишь путевку.
Я молча вышел. Во мне все кипело от злости. Ведь море казалось мне по колено. Я мог управлять чем угодно, мог командовать армией… и вдруг – в парикмахеры!
Меня бесплатно подстригли и выдали белый халат.
-Вытряхните, пожалуйста, простынь, потом подметите,- был первый приказ, данный мне старшим мастером в характерном, слишком вежливом и слегка оскорбительном тоне. (Габит Мусрепов «Солдат из Казахстана»).
Задание для третьей команды.
Визитная карточка.
Автор произведений незаурядной художественной ценности. Родился в степях возле города Кустаная. Учился в Оренбурге в Омском сельскохозяйственном институте. Редактор республиканских газет и журналов, много лет возглавлял Союз писателей Казахстана. Заметное место в творчестве занимает цикл рассказов о матери, драматические произведения «Кыз-Жибек», «Амангельды», «Козы-Корпещ и Баян-Сулу». В годы Великой Отечественной войны написал роман «Солдат из Казахстана» - учебник жизни. (Габит Мусрепов1902-1985).
Словесный портрет.
По свидетельству китайской истории, народ гао-гюй, иначе называемый телэ или чилэ, происходит от волка и от прелестной хуннской царевны. Один из хуннских шаньоев (царей) имел двух дочерей такой необыкновенной красоты, что не хотел выдать замуж за обыкновенных смертных и, построив высокую башню, оставил в необитаемой пустыне, сказав: «Умолю небо принять их!» Младшая царевна, соскучившись одиночеством, обратила свое внимание на старого волка, который в продолжение целого года день и ночь ходил около замка и, наконец, даже устроил у подножья башни свое логовище, несмотря на убеждение сестры, она вышла замуж.Тюгю почитали своей родительницей волчицу, а туфаны – собаку.(Шокан Уалиханов «очерки Джунгарии»).
Ведущий: Родина моя,
Что будет и что было,-
Все я пополам
С тобою разделю
Вовсе не затем,
Чтоб ты меня любила,
Просто потому,
Что я тебя люблю.
Ведущая: Я прошлым Родины горжусь,
Истоки языков познать стремлюсь.
Хочу, чтоб в будущем мой Казахстан
Стал сильным и великим среди стран.
Четвертый конкурс «Традиции и обычаи Казахстана»
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, за дополнения жюри имеет право добавить дополнительные очки.
1. Какой любимый напиток казахов? (чай, кумыс).
2. Что подают к чаю? (Варенье, сливочное масло, сливки, сухофрукты, свежие фрукты, орехи, печенье, сладости).
3. Какое главное национальное блюдо, которое готовят на любой праздник? Из чего его готовят? (Бесбармақ тонкое тесто, мясо – конина, баранина).
4. Назовите горячие блюда? (Қуырдақ, самса, палау (плов по-казахски), қазы, жал, шұжык, қарта, т.д.).
5. Что такое «бата», кто его дает? ( Благословение, дают старики, родители).
6. По традиции, что поручается самому почетному гостю? (Баранья голова – «Қой басы» – разделывается и отдается гостям).
7. Что такое айтыс? (Песенное состязание акынов).
8. Как называется «священный гость», который окружался особой заботой и вниманием, для него специально резали барана и угощали достойным мясным блюдом? (Құдайы қонақ).
9. Как называют подарок за добрую весть? (Сүйінші).
10. Назовите наиболее распространенную свадебную казахскую песню. Что она означает? («Жар-жар» – друг-супруг.).
11. Какую песню называют «Бет-ашар»? С какой целью она поется? («Бет-ашар» - открывание лица невесты, в этой песне даются наставления, поучения, как относиться к мужу, семье, родителям).
12. .Кто исполняет песню «Жар-жар»? (Две группы молодежи, одна группа хвалит жениха, другая – невесту).
Подведение итогов турнира.
Ведущая: И тот народ непобедимый,
Кто меч на речь сменил в боях.
Народ, кто твердо понимает,
Что мир – к содружеству рука,
Где человек, бесспорно, уважает
Обычаи других и выбор языка.
Как уважаю я язык своей Отчизны,
Считая долгом в совершенстве его знать.
Ведущий: Язык отцов – наследие святое
Глубокий, острый, сильный, словно клык.
Своих детей заботливой рукою
К себе притягивает мой родной язык!
Любой язык по-своему велик,
Бесценное наследство вековое.
Так берегите свой родной язык,
Как самое на свете дорогое!
Категория: Мой Казахстан | Добавил: Дудниченко | Теги: внеклассное мероприятие
Просмотров: 1414 | Загрузок: 349 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-11-30, 7:04 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru