Главная » Файлы » В помощь учителю » Мой Казахстан |
[ Скачать с сервера (70.5 Kb) ] | 2013-03-20, 7:00 PM |
Автор разработки: Дудниченко Светлана Викторовна учитель русского языка и литературы Мамлютской школы-гимназии №1 города Мамлютки Мамлютского района Северо-Казахстанской области Литературно-правовой турнир «Мой Казахстан» Цель турнира: Формирование патриотизма через изучение культурного наследия народа, активизация познавательного интереса к знанию государственного языка. Задачи: • воспитывать любовь, уважение и интерес к культуре, историческому прошлому и наследию казахского народа; • обогатить внутренний мир учащихся через овладение и понимание казахского и русского языков, развивать общий кругозор; • пополнить багаж знаний, полученных на уроке, закрепить и активизировать полученные знания во внеклассном мероприятии. Ход турнира. Ведущий: Моя Республика Казахстан! Она велика: от Алтая до Каспия, Она широка, как народа душа. Она же – Европа, она же и Азия, И волны Урала, и плеск Иртыша. Родная земля – молодая и древняя, Пою о тебе и тобою живу. Ведущая: Мой Казахстан любимый, Где я родился, где я учусь Ты – небо! Ты – земля! Ты – солнце! Ты – звезда! Ты – Родина – мать моя! Твоя природа – это горы, реки, Степи, леса, и моря, Мой Казахстан люблю тебя! Ведущий: Сегодня у нас появилась еще одна возможность поговорить о своей прекрасной родине, о Казахстане, а вы можете показать свои знания о нашей Независимой Республике. В турнире принимают участие три команды. И сейчас мы попросим команды представить друг друга. Представление команд: «Парасат». Девиз команды: «Тебя, родной мой Казахстан, тебя воспеть хочу!» «Отан». Девиз команды: «На всех одна, для всех едина, и все ж у каждого одна» «Достық» Девиз команды: «Сто наций, сто народов, сто племен, Всем Вам рахмет и низкий Вам поклон! Пусть дружба, о которой пел Абай, Как солнце, освещает мирный край!» Представление членов жюри. Ход турнира. Первый конкурс «Лучший переводчик» Ведущий: У Расула Гамзатова есть прекрасные слова: «Для меня языки народов – как звезды на небе. Я хотел бы, чтобы звезды слились в одну огромную, занимающую полнеба звезду. То есть солнце. Но пусть сияют и звезды. Пусть у каждого будет своя звезда». Ведущая: Каждый язык – это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его боль, его память, сокровище. Он должен вызывать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение. Задание: За три минуты каждая команда должна перевести текст с казахского языка на русский. Слова из словаря предлагаются только в том случае, если у детей они вызовут затруднения при переводе. При выполнении задания учитывается точность перевода, скорость и литературный перевод. Текст для первой команды: Қазақстан жері. Қазақстан жер көлемі 2756000 шаршы километр. Оның 40 % - өзен , көл, теңіз. Жерінің 50 % шөл және шөлейт аймақтар алып жатыр. Ал 10% таулы жер. Қазақстан жері өте бай. Словарь: Көлем- обьем Шаршы- квадрат Шөл- пустыня Аймақтар- территория Текст для второй команды: Қазақстан Республикасы. Қазақстан Республикасы-егеменді ел. Республика Президентінің Жарлығымен қазанның 25-сі Республика күні деп аталды және бұл күн демалыс күн болып жарияланды. Қазақстан Республикасы Тәуелсіз Мемлекеттер Достастығының құрамына енді. Словарь:. Егеменді- суверенный Жарлық- указ Тәуелсіз Мемлекеттер Достастығы – Содружество Независимых Государств Құрамы- состав Текст для третьей команды: Қазақстан Республикасы Қазақстан Республикасы – тәуелсіз ел. Мұнда көптеген ұлттар өкілдері тұрады. Олар: қазақ, орыс, татар, өзбек және т.б. Қазақстан жері пайдалы қазбаларға өте бай. «Жері байдың- елі бай, »- дейді халық. Қазақстан табиғаты әдемі. Словарь: өкілдері- представители пайдалы қазбалар- полезные ископаемые. Второй конкурс «Духовное наследие народа» Каждая команда должна как можно больше назвать пословиц на заданные темы на русском и казахском языках. За каждую пословицу команда получает по два балла. Тема: «Труд» «Ер дәулеті - еңбек» («Богатство жигита – труд»). «Жал қаулық аздырады, еңбек оздырады» («Труд прославляет, лень с пути сбивает»). «Қолы қимылдағанның аузы қимылдар» («Руки поработают – зубам будет работа»). Тема: «Народ», «Родина» «Отан елдің анас, ел-ердің анасы» («Родина – мать народу, народ – мать жигиту»). «Кісі елінде сүлтан болғанша, өз еліңде үлтан бол»( «Чем быть на чужбине султаном, лучше быть на Родине подметкой»). «Жалғыз журіп жол тапқанша, көппен бірге адас» («Лучше блуждать вместе с народом, чем находить дорогу одному»). Тема: «Дружба», «Учение» «Дос сыртыңнан мақтар, дұшпан қөзіңе мақтар» («Друг хвалит за глаза, недруг в глаза»). «Оқу білім бұлағы, білім өнер шырағы» ( «Учение – знания родник, знания – жизни светильник»). «Білімде өлсе, қоғазда аты қалар, ұста өлсе, істенген заты қалар» («Имя матери останется в его творениях, имя ученого останется в его книгах»). Третий конкурс «Я гражданин» За каждый правильный ответ команда получает 1балл. Если команда затрудняется ответить, то возможность есть заработать дополнительный балл у другой команды, знающей ответ. Вопросы первой команде: 1. Назовите основной закон государства? (Конституция). 2. Дайте юридическое определение способности иметь права и выполнять обязанности. (Правоспособность). 3. В чем отличие права от морали? (Право – правила поведения людей, охраняемых государством, мораль – система норм поведения, охраняемая силой общественного мнения). 4. Назовите наименование двух Палат Парламента. (Мажалис - нижняя Палата, Сенат – верхняя Палата). Вопросы второй команде: 1. Конституция Республики Казахстан начинается словами… («Мы, народ Казахстана…»). 2. Название учреждения, которое от имени государства осуществляет высший надзор за единообразным применением законов. (Прокуратура). 3. Виды собственности в Казахстане? (Государственная и частная). 4. Как называется совокупность правил, которые установлены и санкционированы государством? ( Право). Вопросы третьей команде: 1. Дайте юридическое определение способности приобретать права и выполнять обязанности в ходе деятельности. (Дееспособность). 2. Отрасль права, которая регулирует отношение в сфере управления? (Административное право). 3. Состав Парламента Республики Казахстан? (Мажалис и Сенат). 4. Как называется один из самых древних вокальных жанров – символ государственного единства? (Гимн). Ведущий: Я люблю Казахстан за прекрасные степи, За высокие горы и шумные реки, За орла, что парит в высоте надо мной И за солнце люблю, и за неба покой. За богатство народа люблю, За его доброту, чистоту, За единство и дружбу людей, За их честность и мудрость идей. Ведущая: Кто же, как не поэты и писатели, так вдохновенно, с любовью могут рассказать о своей родной земле. Поэтические звезды Казахстана, которые не только прославили своими произведениями родную землю, но и своей деятельностью улучшили жизнь казахского народа. (Каждой команде предоставляется сначала визитная карточка, по которой нужно определить имя и фамилию писателя – 1 балл, затем по словесному портрету определить имя автора, произведение, героя произведения – 2 балла). Третий конкурс: «Литературный» Задание для первой команды. Визитная карточка. Родился в первой половине девятнадцатого века в урочище Кушмурун близ Кокшетау. Потомок ханского рода. Учился в Омском кадетском корпусе. Состоял на государственной службе. Совершил многочисленные экспедиции по Казахстану, Киргизии, в Китай. Крупный ученый, географ, этнограф, фольклорист. (Шокан Уалиханов 1835-1865). Словесный портрет. …. был сыном бая, а … – сыном бедняка. Оба были ровесниками. Однажды аул снялся с кочевья, а про детей забыли… начал громко плакать, а … постоял в раздумье и сказал: - Оттого что ты плачешь, ничего не получится. Лучше будем искать откочевавший аул. - Где мы найдем наш аул, мы же не видели, в какую сторону он откочевал? – ответил …. (Ибрай Алтынсарин «Сын бая и сын бедняка», Асан – сын бая, а Усен – сын бедняка). Задание для второй команды. Визитная карточка. Педагог-просветитель. Родился в Кустанайской области. Создал в Казахстане сеть народных школ, научно разработал, написал учебные и методические пособия. В «Киргизской хрестоматии» использовал новый алфавит. Сочиненные им стихи и рассказы положили начало развитию детской казахской литературы.(Ибрай Алтынсарин 1841-1889). Словесный портрет. Я просто-таки обалдел от неожиданности. Почему он решил, что я должен быть парикмахером, я не понял ни тогда, ни после. -Иди, получишь путевку. Я молча вышел. Во мне все кипело от злости. Ведь море казалось мне по колено. Я мог управлять чем угодно, мог командовать армией… и вдруг – в парикмахеры! Меня бесплатно подстригли и выдали белый халат. -Вытряхните, пожалуйста, простынь, потом подметите,- был первый приказ, данный мне старшим мастером в характерном, слишком вежливом и слегка оскорбительном тоне. (Габит Мусрепов «Солдат из Казахстана»). Задание для третьей команды. Визитная карточка. Автор произведений незаурядной художественной ценности. Родился в степях возле города Кустаная. Учился в Оренбурге в Омском сельскохозяйственном институте. Редактор республиканских газет и журналов, много лет возглавлял Союз писателей Казахстана. Заметное место в творчестве занимает цикл рассказов о матери, драматические произведения «Кыз-Жибек», «Амангельды», «Козы-Корпещ и Баян-Сулу». В годы Великой Отечественной войны написал роман «Солдат из Казахстана» - учебник жизни. (Габит Мусрепов1902-1985). Словесный портрет. По свидетельству китайской истории, народ гао-гюй, иначе называемый телэ или чилэ, происходит от волка и от прелестной хуннской царевны. Один из хуннских шаньоев (царей) имел двух дочерей такой необыкновенной красоты, что не хотел выдать замуж за обыкновенных смертных и, построив высокую башню, оставил в необитаемой пустыне, сказав: «Умолю небо принять их!» Младшая царевна, соскучившись одиночеством, обратила свое внимание на старого волка, который в продолжение целого года день и ночь ходил около замка и, наконец, даже устроил у подножья башни свое логовище, несмотря на убеждение сестры, она вышла замуж.Тюгю почитали своей родительницей волчицу, а туфаны – собаку.(Шокан Уалиханов «очерки Джунгарии»). Ведущий: Родина моя, Что будет и что было,- Все я пополам С тобою разделю Вовсе не затем, Чтоб ты меня любила, Просто потому, Что я тебя люблю. Ведущая: Я прошлым Родины горжусь, Истоки языков познать стремлюсь. Хочу, чтоб в будущем мой Казахстан Стал сильным и великим среди стран. Четвертый конкурс «Традиции и обычаи Казахстана» За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, за дополнения жюри имеет право добавить дополнительные очки. 1. Какой любимый напиток казахов? (чай, кумыс). 2. Что подают к чаю? (Варенье, сливочное масло, сливки, сухофрукты, свежие фрукты, орехи, печенье, сладости). 3. Какое главное национальное блюдо, которое готовят на любой праздник? Из чего его готовят? (Бесбармақ тонкое тесто, мясо – конина, баранина). 4. Назовите горячие блюда? (Қуырдақ, самса, палау (плов по-казахски), қазы, жал, шұжык, қарта, т.д.). 5. Что такое «бата», кто его дает? ( Благословение, дают старики, родители). 6. По традиции, что поручается самому почетному гостю? (Баранья голова – «Қой басы» – разделывается и отдается гостям). 7. Что такое айтыс? (Песенное состязание акынов). 8. Как называется «священный гость», который окружался особой заботой и вниманием, для него специально резали барана и угощали достойным мясным блюдом? (Құдайы қонақ). 9. Как называют подарок за добрую весть? (Сүйінші). 10. Назовите наиболее распространенную свадебную казахскую песню. Что она означает? («Жар-жар» – друг-супруг.). 11. Какую песню называют «Бет-ашар»? С какой целью она поется? («Бет-ашар» - открывание лица невесты, в этой песне даются наставления, поучения, как относиться к мужу, семье, родителям). 12. .Кто исполняет песню «Жар-жар»? (Две группы молодежи, одна группа хвалит жениха, другая – невесту). Подведение итогов турнира. Ведущая: И тот народ непобедимый, Кто меч на речь сменил в боях. Народ, кто твердо понимает, Что мир – к содружеству рука, Где человек, бесспорно, уважает Обычаи других и выбор языка. Как уважаю я язык своей Отчизны, Считая долгом в совершенстве его знать. Ведущий: Язык отцов – наследие святое Глубокий, острый, сильный, словно клык. Своих детей заботливой рукою К себе притягивает мой родной язык! Любой язык по-своему велик, Бесценное наследство вековое. Так берегите свой родной язык, Как самое на свете дорогое! | |
Просмотров: 1414 | Загрузок: 349 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|