Эссе на тему «Казахстанская система образования: проблемы и перспективы»(мысли после курсов) Я работаю в системе образования с 1978 года. До этого учился и успешно закончил Чеховскую среднюю школу с золотой медалью и Кустанайский педагогический институт им. 50-летия СССР. Примером для меня стал мой классный руководитель и учитель физики Стародуб Валерий Васильевич. Другим примером беззаветного служения школе был наш директор школы Отешев Кумар Нуркенович. Эти люди оставались и остаются «золотым» примером. Дальше по жизни, по работе приходилось сталкиваться с разными людми. Одни были близки по духу мне-трудолюбивому, дотошному, веселому, по молодости бесшабашному, хорошо знающему физику и математику учителю. Другие откровенно завидовали моим успехам, радовались неудачам. Но не было равнодушных! Ни одного не помню такого! Когда-то, тот же Стародуб сказал, что рано или поздно равнодушие погубит школу. А может быть и весь мир… Мы не понимали… Ну ладно злость, ярость, ненависть, может быть пьянство. Еще предательство…Но равнодушие? Как ? Каким образом? Но наступили лихие 90-тые… И равнодушие погубило державу под именем СССР. Все «пятнадцать республик - пятнадцать сестер» очень быстро разбежались по своим национальным квартирам, все хотели суверенитета. Все его получили… И первой после экономики начала рушиться система образования вместе с культурой. Вседозволенность в словах привела к вседозволенности в делах. Недостаток бюджета в первую очередь вынудил перейти к режиму жесткой экономии. А это невыплаты зарплаты, отмена «выслуги лет» и отплаты коммунальных услуг учителям и медикам. Денежная реформа, введение национальной валюты – все это мы – живые учителя почувствовали на себе в первую очередь. Перестали финансировать такие расходы школы как приобретение мела, краски, для ремонта, даже классные журналы – основной финансовый и контролирующий документ стали приобретаться на « добровольные родительские пожертвования». Такие уж добровольные. Учителя превратились в выбивателей этих самых «взносов». Кто-то ушел из школы, хлопнув дверью, ушел на морозный и жаркий базар, торговать и кормить семью. Кто-то нашел другую работу – лишь бы не в школе. Дети ощетинились, стали менее управляемыми, порою откровенно голодными, когда никакая физика в голову не идет, лишь бы покушать. Другим родители популярно объяснили, что аттестат все равно дадут, а дальше за деньги я тебя все равно выучу. И выучивали. Сколько юристов и экономистов, обладателей самых престижных на то время специальностей так и остались не у дел. Престиж учительской профессии упал почти на дно. А те самые равнодушные продолжали урокодательство, неравнодушные бузили, проводили забастовки и митинги, пытались поднять школу с колен. Сколько Министров образования сменилось за этот период? Считали, да сбились. Но мудрость главы нашего государства, Президента Казахстана Н.А. Назарбаева, еще в 1997 году в Послании народу Казахстана «Стратегия – 2030» провозгласившим образование главным приоритетом на ближайшие 30 лет, в конце концов заставила всю страну повернуться лицом к системе образования. Начали ремонтировать и строить школы, которых катастрофически не хватало. Началось оборудование школ современной техникой, в том числе и компьютерами. Пусть не последнего поколения, но все же компьютерами. Сейчас в школах уже другая проблема – нехватка компьютеров последнего поколения. А это две большие разницы. Почти половина детей школьного возраста имеют компьютеры дома, имеют выход в Интернет. И я думаю, что не далеко то время, когда 90-95% школьников будут иметь компьютеры и как обязательное условие – выход в Интернет, причем, высокоскоростной. 21 век диктует новые правила. Сегодня без новых технологий, без информации из Интернета невозможно представить себе современную школу. И равнодушных учителей становится все меньше. Они просто уходят из школы. Уходят тихо, дверью уже не хлопают. Да и заработная плата в последние 5-6 лет начала «соответствовать» высокому званию Учителя. Когда стало известно о создании совместной Программы АО « Назарбаев Интеллектуальные школы» и Кембриджского Университета Великобритании многим стало понятно: страна хочет и может вывести систему образования из кризиса. Не зря говорят, что новое – это хорошо забытое старое. Я вспоминаю стенды в классах в 70-ые годы «Учись учиться», знаю, что только доверительный диалог с учеником даст положительный результат в обучении, никогда не буду проводить одинаковые уроки для пятиклассников и десятиклассников – 5 лет разницы в возрасте свое откладывают, как успешный ученик знаю и то, что если бы на меня не обратили внимание в свое время учителя, то сын шофера и санитарки вряд ли стал бы отличником. Ну а мыслить критически, а не кивать каждому слову, и – тем более – всему, что потоком обрушивается на нас с экранов телевизоров и мониторов компьютеров, сам бог велел. И научить этому детей – наша прямая задача. Я из школы уходить не собираюсь. Поэтому получаю второе высшее образование как учитель математики. Уровневые курсы - это пока (по крайней мере!) лучшее, с чем мне приходилось сталкиваться в системе переподготовки учителей. И я верю, что пройдет немного лет, и наша система образования будет цениться за рубежом также, как сегодня сингапурская, английская или норвежская. Национальная идея есть! Надо только неравнодушно работать и работать.
|