Главная » Файлы » В помощь учителю » Мой Казахстан |
[ Скачать с сервера (17.8 Kb) · Скачать удаленно (17.8КБ) ] | 2013-11-22, 8:36 PM |
НАЗВАНИЕ: Свеча в ураганной ночи. ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ: эффективное использование культурного наследия писателя-земляка Магжана Жумабаева. ЗАДАЧИ: • актуализировать среди учащихся потребность в изучении творческого наследия Магжана Жумабаева; • донести до учащихся выразительность лирических произведений поэта; • воспитание желания знать, понимать и ценить литературу и культуру казахского народа, основанную на краеведческом материале; • воспитание гражданской позиции на основе казахстанского патриотизма. ФОРМА: театрализованно-виртуальная экскурсия. ЭПИГРАФ: «Құрманғазының ғажайып күйлері, Мағжанның мөп-мөлдір лирикасы, Мұхтардың эпикалық көркем прозасы, Шоқанның барша әлемді таңғалдырған жаңалықтары, ұлы Абайдың философиялық толғаулары ынтаықылас қойған әрбір адамның ішкі жан дүниесін байыта түсері аңық.» Нұрсұлтан Назарбаев. ОБОРУДОВАНИЕ: портрет поэта, книжная выставка, внутреннее убранство юрты, кюй Курмангазы, музыка П.И.Чайковского «Времена года», восковая свеча, слайды. Ведущий 1. Құрметті әріптестер, оқушылар бүгінгі біздің іс – шарамыз ақын Мағжанның 115 жылдығына арналады. «Құрманғазының ғажайып күйлері, Мағжанның мөп-мөлдір лирикасы, Мұхтардың эпикалық көркем прозасы, Шоқанның барша әлемді таңғалдырған жаңалықтары, ұлы Абайдың философиялық толғаулары ынтаықылас қойған әрбір адамның ішкі жан дүниесін байыта түсері аңық.» - Нұрсұлтан Назарбаев. На сцене полутень. Зажигается свеча. На фоне внутреннего убранства юрты молодая девушка в национальном костюме, качает колыбель. За окном слышен звук порывистого ветра, завывание вьюги. Девушка поет колыбельную «Әлди - әлди, әлди, ақ бөлем». Постепенно освещается сцена, недалеко в центре юрты стоит кахахский стол, за ним сидит аксакал с домброй. Он наблюдает за девушкой. Песня замолкает. Аксакал произносит « Шілдеқанада айтылатын бата» (Бата, посвященная младенцу, когда отмечался шілдехана) Нәрестенің бауы берік болсын, Ата анасына серік болсын! Азамат болып ер жетсін, Ақсақал болып төрлетсін, Азамат болсын көрікті, Ғұмыры ұзын берікті, Қолқанаты көп болып, Артынан ерте берсін серікті, Азамат болсын салмақты, Өнері болсын жан – жақты, Осы айтқанның бәрі келсін, Алла берсін зор бақты! Дай Аллах малышу крепышом быть здоровым, Чтоб стал он родителям вероной опорой. Чтоб вырос заботливый сын И чтимый людьми гражданин. Чтоб он до почтенных седин Хороших друзей заводил. Чтоб каждый – большой и малый Гордился таким аксакалом. Чтоб рос сын спокойным и добрым, Без всяких печалей, не знающим горя. И чтоб был на руки все мастер, И чтоб дал Аллах ему счастья! Девушка. Ата, расскажите, пожалуйста, историю. Аксакал, перебирая струны домбры (звучит фонограмма күй «Сары – Арка»). На интерактивной доске или на компьютере проецируется изображение озера. Картинки меняются , показывая озеро в разное время года. Аксакал. Там, где великая сибирская тайга своей юго-западной оконечностью граничит с бескрайней казахской степью Сары – Арка, широко раскинулось большое и глубокое озеро Сасык – коль, южная сторона которого густо заросла кугой. Өлең: « Туған жерім – Сасықкөл» Чтец. Алыстан мұнарланып шалқыған көл, Бетінде күннің нұры балқыған көл. Жарысып саф күмістей ақ көбігің, Мап – майда мөлдіріңде қалқыған көл. Жанында жас балалар ойнаған көл, Жан – жануар суыңды ішіп, тоймаған көл. Көз салып жалтырыңа, мұңға батып, Ғашықтар жарын іздеп, ойлаған көл. Чтец. Шешініп қыз – келіншек су алған көл, Әр жады мөлдіріңнен суарған көл. Масайрап, суға тойып төрт түлік мал Дөңіңе ойнақ салып, қуанған көл. Білмеймін не боларың, қайран көлім, Жарайды тең болмаса күн мен түнің, Итиіп қарашекпен келіп қонса, Басыңнан құсың ұшып кетер сенің. Аксакал. В этих местах обильных зарослях озера не счесть водоплявающих птиц. Здесь и громкоголосый гусь, утка-кряква, касатка, неугомонный кулик и прочая пернатая мелочь. Краса и гордость озера – неразлучная пара лебедей. Они, окружив со всех сторон своих еще не оперившихся птенцов, выводят их на утреннюю прогулку. Белая лебедь, по поверью казахов, царица всех остальных птиц, поэтому она в этом краю не боится людей, держит себя на воде царственно, величаво и достойно. Казахи испокон веков почитают её, никогда не поднимают на неё оружие, она для них – священная птица. И лебедь, чувствуя такое отношение к себе, близко подплывает к берегу и с любопытством наблюдает за игрой купающихся малышей. Когда-то с западной стороны озера окаймлял густой лиственный лес, а на его опушке стоял добротный дом, где родился мальчик, имя которому Магжан. Исполняется песня «Туған жер» Аксакал. Отец Магжана, Бекен-ага,был крупного телосложения, красивый мужчина с орлиным носом, большими и острыми глазами, округлым лицом и властным характером. Он тоже родился на берегах Сасыкколя. Жену Бекена звали Гульсим-апай. Она родила ему семерых сыновей и двух дочерей. Старшим из детей был Муслим. Затем родились Кахарман, Маржан, Мухамеджан, Салимжан (Салтай), Калижан и Сабыржан. Дочерей звали Кульдям и Гульбахрам. Раздаются звуки ветра и вой волков. Проецируется картина зимней стужи. Ночь. Буран в степи. Стая волков, ищущих добычу. Девушка. Я слышала легенду о потомках Бекена в народе их до сих пор называют «родом, берущим начало от волка». Рассказывают, что, мол, когда мать Бекена по имени Кайдык забеременела им, то у нее вдруг возникло сильное желание отведать волчьего мяса, поэтому все дети Бекена и дети детей его все как на подбор были сильными, настойчивыми, деятельными и удивительно красивыми. В правой стороне сцены выходит юноша в костюме учителя (начало ХХ века) с книгой в руке. Рядом с ним стоит ученическая парта, за которой сидят ученики (чтецы). (Звучит лирическая мелодия) Учитель. Ауыл мұғалімінен хат танып, сауатын ашқан Мағжан, түрік, парсы, орыс тілдерін үйренді. 1905 жылы Қызылжардағы медресеге оқуға түсіп, оны жақсы бітіріп шығады. Оқуға деген ынтасы оны Уфадағы Медресе - Ғалияға әкеледі.Медресе татардың белгілі жазушысы, оқытушы Ғалымжан Ибрагимовтың көзіне түседі.Мағжанның болашағынан үлкен үміт күткен Ғалымжан оны өз қамқорлығына алып, қолынан келген көмегін жасайды. Дәл осы жылдардан бастап Мағжан өлеңдерін жаза бастайды. Алғашқы өлеңдер жинағы «Шолпан» деген атпен 1912 жылы Қазан қаласында шығады. Ведущий 2. Исследователи считают, что появление этой книги стало сенсацией для читателей. Магжан уже тогда был назван продолжателем традиций великого Абая. Ученик за партой поднимает руку. Учитель разрешает ему встать. Проецируется портрет Абая. Книги. Памятники Абаю. Өлең: «Атақты ақын – сөзі алтын хакім Абайға» Чтец. Шын хакім, сөзің асыл – баға жетпес, Бір сөзің мың жыл жүрсе, дәмі кетпес. Қарадан хакім болған сендей жанды Дүние қолын жайып енді күтпес. Сөзіңе құлақ салып, баға бермей, Қисайып, қыңырайды жұртың иттес! Бұртиып, теріс қарап: «Аулақ жүр! – деп, Болды ғой жақын туған бәрі кекпес. Тыныш ұйықта қабірінде, уайым жеме, «Қор болды қайран сөзім босқа!» - деме. Артында қазақтың ояу болған сайың, Сөзіңді көсем қылып, жүрер жөнге! Чтец. Ай, жыл өтер, дүние көшін тартар, Өлтіріп талай жанды, жүгін артар. Көз ашып, жұртың ояу болған сайың, Хакім ата, тыныш бол, қадірің артар. Жүрген жанның артында ізі қалар. Етікші өлсе, балға мен бізі қалар. Бір бай өлсе, төрт түлік малы қалар, Жүйрік өлсе, артында сөзі қалар! Сұм дүние сылаң беріп көптен өтер, Сау қалғанның көбісі ертең бітер. Тоқтамас дүниенің дөңгелегі, Жүйріктің айтқан сөзі көпке кетер. Стихотворения Абая на трёх языках ( можно на выбор) Стихи мои не для увеселений, В них места нет словам пустым. Я их писал для новых поколений Во след идущим, молодым. Тем молодым, чьи чувства не остыли, Чей чуток слух и чья душа жива, Чей кругозор объёмнее и шире, Посланием летят мои слова! English Not for amusement do I write my verse, Not do I stuff it full of silly words. It for the young I write, for those, Whose hearing is acute, whose senses are alert. Men who have vision and are quick to give response Will understand the message in my verse! Мен жазбаймын өлеңді ермек үшін Жоқ, барды, ертегіні термек үшін Көкірегі сезімді, тілі орамды Жаздым үлгі жастарға бермек үшін, Бұл сөзді тақсыр ұқпас, талапты ұғар, Көңілімнің көзі ашық сергек үшін. Исполняется песня на слова Абая. Ведущий 1. М.Жұмабаев - әбебиетте қайталанбас өзіндік қолтаңба қалдырған дарынды тұлға. Жоғары білімді, Шығыс пен Батыстың поэзиясын жетік білген ақын әдебиеттің, өткір тілді өлең сөзінің қүші мен қуатын жақсы түсінген. Ұлы Абай дәстүрін жалғастырып, өз өлеңдерінде халықтың ауыр тағдыры мен өмірін шынайы суреттей білген. Оның поэзиясында азаматтық, философиялық, махаббат, табиғат лирикасы ұштасып жатады. Гете, Байрон Лермонтов, Блок, Гейне,Фет шығармаларын қазақ тіліне аударып қана қоймай, соларға үндес туындыларды өмірге әкелді. На доске или мониторе портрет Г. Гете. Чтец. (стихотворение Г.Гете) Uber allen Gipfeln Ist Ruh’, In allen Wipfeln Spurest du Kaum einen Hauch; Die Vogelein schweigen im Walde. Warte nur! BaLde Ruhest du auch. Портрет М.Ю. Лермонтова Чтец. (перевод М.Ю.Лермонтова) Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы… Подожди немного, Отдохнёшь и ты… Вид города Петропавловска. Школа, где работал М.Жумабаев. Колледж им. М. Жумабаева. Памятники. Ведущий 2. Большая часть жизни Магжана Жумабаева была связана с городом Петропавловск. В 1919 году он работал редактором газеты «Бостандык туы». В 1927 году, после возвращения из Москвы, начал преподавать русский и казахский языки и литературу в Петропавловском педагогическом техникуме и в партийной школе. Из воспоминаний Татьяны Павловны Нетесовой: « … Когда Магжан Бекенович в первый раз вошел в наш класс на урок, мы невольно засомневались, сможет ли он вести на соответствующем уровне уроки русского языка и литературы? Но уже после первого занятия все сомнения рассеялись, а после нескольких уроков мы просто полюбили нового учителя». Ведущий 1. Мағжан қазақ тілін, жалпы тіл мәдениетіне ерекше көңіл бөлген кісі. Ол тіл туралы: «Тілсіз ұлт, тілінен айырылған ұлт дүниеде ұлт болып жасай алмақ емес, ондай ұлт құрымақ. Ұлтының ұлт болуы үшін бірінші шарт – тілі суреттей білген». Өлең: «Қазақ тілі» Чтец. Күш кеміді, айбынды ту құлады, Кеше батыр – бүгін қорқақ, бұғады. Ерікке ұмтылған ұшқыр жаны кісенде, Қан суынған, жүрек солғын соғады. Қыран құстың қос қанаты қырқылды, Күндей күшті күркіреген ел тынды. Асқар Алтай – алтын ана есте жоқ, Батыр, хандар – асқан жандар ұмытылды! Ерлік, елдік, бірлік, қайрат, бақ, ардың – Жауыз тағдыр жойды бәрін не бардың... Алтын Күннен бағасыз бір белгі боп, Нұрлы жұлдыз бабам тілі – сен қалдың. Жарық көрмей жатсаң да ұзақ, кен-тілім. Таза, терең өткір, күшті, кең тілім. Таралған түрік балаларын бауырыңа Ақ қолыңмен тарта аларсың сен, тілім! Ведущий 2. Одна из любимых тем лирики Магжана Жумабаева – это любовь к природе родного края. И куда бы судьба его ни закинула, он хранил эту любовь в своём горячем сердце. Мы приглашаем вас в виртуальную экскурсию, посвященную природе нашего края. Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года». На экране сменяются слайды природы Северо-Казахстанской области.Учащиеся читают стихи Магжана о природе. «Берёзка», «Стал гуще тёмный лес», «Айыма», «Волна»,»Солнечный зайчик», «Жел», «Весной». Ведущий 2. Проработав несколько месяцев учителем, Магжан уезжает в Алматы, где вскоре ему предъявят обвинение в шпионаже против Родины, и он будет расстрелян. В архивах НКВД сохранилось заявление Магжана Жумабаева на имя народного комиссара республики, в котором он признаётся в том, что занимался шпионской деятельностью в пользу Японии с 1919 года. Сомнений в том, что поэт оговорил себя, нет. Дело было сфабриковано заранее, и текст публичного заявления тоже был предварительно отредактирован. Когда Магжан уходил в последний раз из дома, он сказал жене: «Знай, я ни в чём не виноват. Я должен вернуться». Сидя в тюрьме и ожидая приговора, Магжан передал на волю последний свой завет, в котором были такие строчки: Пусть останутся живы стихи, Как фигурки оленей На мазарах столетних. Өлең: «Қарағым» Чтец. Қарағым, оқу оқы, босқа жүрме! Ойынға, құр қаларсың, көңіл бөлме. Оқымай, ойын куған балаларға Жолама,шақырса да қасына ерме! Кідірме, аялдама, алға ұмтыл, Алам деп көктен жұлдыз, қолың серме. «Қарманған қарап қалмас» деген рас, Тоқтамай істер болсаң батып терге. Жасынан оқу оқып, өнер қуған Жан жетпес көңілі жүйрік кемеңгерге… Білімсіз, құр қалтақтап жүргенменен Ерте өлген, көмілулі қара жерге. Жастық, байлық, қол қусырып бос жүру Жас өспірім үмітті ерте бұзады. Тер ағызып, өліп-талып табылған Ата дәулет быт-шыт болып тозады. Өлең: « Анама» Ведущий 1. Мағжан – халқын сүйген ақын. Сол халқының өмірін, қайғы мұңын жырлап жұртының жүрегіне шұғылалы сәулесін шашты. Жастарды жігерлендіру жолында өлеңдер жазады: «Балапан қанат қақты», «Мен жастарға сенемін». Өлең: «Мен жастарға сенемін». Аксакал. (Из сочинения ученицы) Всем известно, что у Священного огня молятся. Ставят свечи, приходят к Вечному огню, чтобы пообщаться с душами умерших, почтить их память. Согласно древним поверьям, огонь нельзя загрязнятьдаже дыханием. Зимой в степи холодно, пурга, а в юрте тепло, на огне готовят пищу.У огня могут находиться духи предков – аруахи – опора и защита жизни. Звуки пурги. На доске крупным планом свеча. Девушка встает , походит к свече, читает стихотворение «Ураганная ночь» Буря и ночь – в бескрайней степи, И вокруг царствует смерть, Я зажег свечу, что держу в руке, С надеждой: «Будет ли гореть?» Если сгрудятся тучи, навалится тьма, Вдруг свирепый ветер ударит, Вижу - в слабой руке свеча моя Теплится, не угосает. Я подожду, что поскажет судьба, И сколько ждать мне чудес. Как долго будет гореть свеча? Только свет её – сила небес. Многие станут свет презирать, Глупой насмешкой свечу унижать, Я не скажу им ни слова в ответ, Людям с душою свеча дарит свет... Свеча гаснет. Ведущий 2. Вечен огонь – символ жизни. Вечны слова великих людей. Их мудрые слова зажигают душевный огонь, дарят людям свет и тепло, веру и любовь, мечту и стремление к лучшему. | |
Просмотров: 1573 | Загрузок: 423 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|