Главная » Файлы » В помощь учителю » Мой Казахстан |
2014-01-31, 7:18 PM | |
Почему школе нужно меняться? …мы понимаем, что прогресс и благосостояние будущих поколений будут зависеть от того, что мы делаем сегодня для образования следующего поколения… …нация, которая сегодня учит лучше, завтра опередит нас. Барак Обама Образование во все времена служило базой для передачи накопленного опыта от поколения к поколению, что обеспечивало устойчивое развитие человеческой цивилизации. В каждой стране мира рано или поздно сложилась собственная система образования. Ее формирование завесило от исторических факторов, географического положения, национальных традиций, принимаемых правительством того времени решений. В каждой стране сформировался свой подход к определению структуры системы образования, ее приоритетов и доступности для различных слоев населения. К концу 20 века стало стремительно ускоряться развитие науки, техники, а, значит, и экономики. Весь мир охватили процессы глобализации, интеграции экономических систем, демографические проблемы, проблемы безопасности, наблюдается существенный рост в развитии технологических и наукоемких отраслей. В современном мире изменения, возникающие в отдельно взятой стране, так или иначе затрагивают экономику многих стран. И, если ранее от образования требовалось в основном дать молодому поколению знания и некоторые навыки их практического использования, то в современном мире этого уже оказывается недостаточно. Новая эпоха выдвигает новые требования и предъявляет образованию новые задачи с учетом влияния на экономическое развитие человеческого капитала. Теперь для человека, вступающего в жизнь мирового пространства, требуются такие качества, как умение ориентироваться в быстро меняющейся экономической ситуации, быть коммуникабельным, толерантным, понимать значимость и необходимость постоянного профессионального развития, профессиональной мобильности. А, следовательно, должны измениться и приоритеты в образовании. Оно должно не только аккумулировать прежние знания, но и формировать опережающее мышление. Центром образовательной системы становится человек. Наша страна – особое государство. С одной стороны, как части бывшего СССР, образование имеет европейские – германские – корни, с другой – нам очень близки и понятны проблемы восточных стран (образ мышления, жизненный уклад). В последние 20 лет Казахстан стремительно развивает взаимосвязи со многими странами мира как в политическом так и в экономическом отношении. Экономика страны развивается в соответствии с мировыми проблемами, изменяются отраслевые приоритеты, требования к уровню квалификации работников. А, следовательно, нам требуется новый подход к определению роли образования, которое должно соответствовать задачам становления государства, его позиционированию в мировом пространстве, необходимостью преодоления отставания в тенденциях экономического развития. Тем более что интеграционные процессы выдвигают сходные требования к образованию в разных странах. Как пишет в своей работе Молодякова Э.В., еще в начале 1980-х гг. японские эксперты писали о том, что «сейчас Япония остро нуждается не в одноликой массе просто способных студентов, а в людях необычайно одаренных, неортодоксальных, в людях, располагающих потенциалом для решения самых сложных задач». Одной из традиций Японии является изучение и применение опыта других стран с переносом на свои национальные особенности. План реформы образования в Японии получил название «План радуги» и напоминает обо всех преобразованиях, охватывающих сегодня современную систему образования Казахстана. Он предусматривал семь приоритетных направлений: 1. Улучшение базовой подготовки учащихся через развитие индивидуальных способностей, проведение специализированных учебных занятий с использованием современного школьного оборудования и делением на подгруппы (профильное образование в 10-11 классах, деление на группы при изучении профильных предметов в Казахстане). 2. Привлечение семьи, общественности, специально подготовленных учителей для осуществления «общественного» воспитания (социальная и психологическая службы школы). 3. Создание безопасного окружения для учащихся (введение пропускной системы и охранные мероприятия). 4. Создание школ нового типа, что влекло за собой необходимость сделать информацию о школьной жизни более открытой, привлечь к управлению школами школьные советы (публикация рейтинга школ, функционирование школьных сайтов, организация попечительских советов). 5. Совершенствование подготовки и переподготовки учителей, введение системы поощрения, усовершенствование системы оценивания их деятельности (проведение уровневых курсов и введение дополнительных оплат). 6. Создание университетов мирового класса (открытие Назарбаев Университета). 7. Выработка нового взгляда на образование в ХХI в. Похожие по сути реформы затронули и Китай: еще в конце прошлого века была проведена реформа образования на основе педагогической концепции «Сучжи цзяоюй», направленной на формирование качеств личности, новых педагогических отношений, введение новых форм экзаменов, снижение нагрузки на учащихся школ. Но в то же время привлекают некоторые моменты, которые, по моему мнению, также могли бы улучшить школьную практику. Я думаю, что опыт преподавания в японских школах в начальных классах был бы полезен для наших учеников в плане использования наглядностей: не только картинки и изображения, электронные учебники и интерактивные доски, так модные в последнее время, но и реальные приборы, учебные лаборатории, посещение музеев и садов для проведения наблюдений и измерений, школьные путешествия, что позволило бы «приблизить» к ребенку науку, сделать более понятной а, главное, практичной, применимой в повседневной жизни. Заставляет задуматься и установка в начальной школе на то, чтобы ученик в полной мере освоил учебный материал, а не двигался дальше с «пробелами в знаниях», что так характерно для нашей школы. Достаточная компьютеризация школ Казахстана позволяет, по принципу старшей школы в Японии, организовать тестирование учащихся с целью выяснения мотивов положительного или отрицательного отношения учащихся к различным учебным предметам на основе специально разработанных критериальных тестов и возможность корректировки обучения в соответствии с полученными итогами тестирования. В нашей школе, если и присутствует этот момент, то носит эпизодический, стихийный, не имеющих аналитического анализа и последующего использования результатов характер. Интересен для изучения опыт Японии и в плане организации при государственных университетах экспериментальных школ, где аккумулируются все передовые достижения педагогической науки, причем экспериментальные площадки рассматривают решение различных проблем японских школ: дифференциация обучение, приобретение знаний, характерных для данного региона, вопросы обучения разноязычных учащихся и т.п., а экспериментальной становится школа, подавшая для этого заявку. На современном этапе в «особые» школы в нашей стране попадают дети, прошедшие достаточно серьезный отбор. Поэтому я склонна ставить под сомнения итоги экспериментальной работы: настолько ли действительно качественно произойдут изменения в рамках обычной, чаще всего окраинной или сельской школы. Политическими целями образования, определенными Законом «Ни одного отстающего ребенка» (январь 2002 года), в Америке являются служба на благо общества, подготовка к глобализации экономики, кон¬троль результатов обучения посредством тестирования, что требует ориентирования на высокий ожидае¬мый результат и принятие определенных, единых для всех участников образователь¬ного процесса целей, что также достаточно актуально для нашего государства и нашло свое отражение в проводимых реформах. Как показала недавняя видео встреча с Дугом Левиным, автором книг по практической педагогике, проходившая 1 ноября 2013 года, большинство прогрессивных учителей в государственных школах (а их количество около 80%), озабочено вопросами обучения совместно учащихся из разных слоев общества, разных национальностей и вероисповедания, проблемами повышения мотивации, определением базового содержания образования, возможностью выбора индивидуальной траектории обучения. Для американцев немаловажным является принцип личного (индивидуального) успеха. Пути решения проблем - в изменении школьной практики, использовании новых подходов к преподаванию и обучению. Все эти вопросы актуальны и для современной казахстанской средней школы, а, значит, способы их решения могут быть изучены и использованы и в нашей школе. Современные обозреватели реформ образования считают образцовыми достижения финской системы, что подтверждается исследованиями качества РISА 2000 и 2003 гг. А.Гин, рассказывая о системе образования в Финляндии, говорит о том, что большое внимание уделяется равенству результатов учащихся, независимо от их начальных способностей, социальных условий. Для системы образования Казахстана, по моему мнению, интересна система получения равного образования, где с отстающим учеником индивидуально занимаются специальные учителя и ассистенты: система репетиторства на уровне государства! Вероятно, это и есть один из определяющих критериев успешности. Другие показатели – это система оценивания, которая позволила исключить сравнение достижений различных учащихся, а отмечает только собственный прогресс ученика. Одна из форм – портфолио – постепенно завоевывает свои позиции и в нашей стране. Думаю, казахстанским школам действительно стоит задуматься над равенством результатов обучения, а нашим учителям стоит быть заинтересованными в результатах своего труда, обладать умением диагностировать результаты затруднений в обучении уже на ранних стадиях, как это принято в финских школах. Импонирует мне также и рейтинговая система финских школ, где более успешной считается та, где успех рассматривается как собственный прогресс с опорой на состав учащихся, что позволяет судить о реальности достижений. По разному в странах мира осуществляется подход к оцениванию учебных достижений учащихся. Но самое важное значение все больше приобретает факт, с какой целью это оценивание производится. Как указывает в своей статье Е.Лысова, во Франции система оценивания достижений по языку и математике призвана не столько определить уровень знаний, но и выявить трудности, с которыми сталкиваются учащиеся чтобы внести изменения в педагогическую практику. Нашей системе образования есть над чем поработать: на всех уровнях мы зачастую только констатируем факт набранного количества баллов, соревнуясь между собой, а принятые решения на педагогических советах оказываются не действенными. Изучение французского опыта — централизованное проведение экзаменов, обеспечивающее независимую оценку результатов работы школы, процедура разработки экзаменационных заданий, использование при оценке знаний «коэффициента значимости» — дополнительных баллов, поощряющих углублённое изучение того или иного предмета, и др. заслуживает тщательного и вдумчивого использования при решении аналогичных проблем, стоящих перед нашей системой проведения ЕНТ. По разному в странах мира рассматривается вопрос повышения квалификации учителя. В целом, можно сказать, что присутствует тенденция к регулярному проведению краткосрочных курсов перед началом учебного года, направленных на решение актуальных вопросов школьной практики, что, по моему мнению, способствует погружению в проблему, сопоставление и анализ собственных действий. Имея предыдущий опыт прохождения и проведения курсов различного уровня в нашем городе, я считаю их пресыщенными теоретическими понятиями, зачастую не связанными между собой, со школьной практикой, имеющими «кусочечный» характер, обезличенными, т.е. не рассматривающими личность учащегося и эффективность внедрения. Городские конференции и семинары, педагогические советы школ зачастую превращены в пафосные отчеты-выступления, саморекламу приглашенных специалистов. Я считаю, что следует пересмотреть формат проведения августовских конференций и тематических семинаров в плане практического применения и возможностей применения для повышения эффективности работы учителей, наложить на существующую основу идею функционирования сетевого сообщества. Анализируя практику реформирования образования в разных странах мира, можно выделить несколько ключевых моментов, решение которых будет способствовать изменению взглядов на систему образования в 21 веке: - обращение особого внимания на дошкольную подготовку и обучение младших школьников; - развитие каждого учащегося в соответствии с его склонностями и способностями, индивидуализация и дефференциация обучения, развитие критического мышления учащихся, умения рефлексивного оценивания собственных достижений; - обучение в условиях неравенства стартовых позиций учащихся (социальных, языковых, религиозных); - развитие у учащихся навыков саморегуляции, самообучения, изучение вопросов мотивирования; - изменение подхода к оцениванию образовательных достижений, более широкое использование критериального оценивания, изменение содержательного подхода к суммативному оцениванию и целей его проведения; - использование новых подходов в обучении и преподавании; - изменение видения профессионального развития школьных учителей, системы повышения квалификации; - разработка показателей для сопоставления стран и предоставление информации, способствующей принятию решения о преобразованиях (например, такая работа проводится ОЭСР). И для страны в целом и для отдельно взятой школы очень важно получить истинную картину, установить действующие взаимосвязи, оценить необходимость внесения тех или иных изменений. Сознавая всю важность и необходимость преобразований, следует вносить изменения на основе мониторинга, позволяющего определить проблемы и приоритетные направления реформирования. Кроме того, необходимо понимать тот факт, что механический перенос одной системы (страны, отдельно взятой школы с ее сложившейся культурой) на другую невозможен в силу сложившихся традиций современного образования и общественного уклада. Любая школа является частицей системы образования страны, выполняя социальный заказ общества, а, следовательно, организация обучения в ней идет в соответствии с принятыми в стране законами, проводимыми реформами. И если на уровне собственной школы невозможно решить проблему направления реформирования образования, определения содержания образования, создания качественной учебной и методической литературы, платности образования, то выбор технологий, методик и приемов преподавания остается правом действующего, неравнодушного к результатам своего труда педагогического коллектива и отдельных его участников. Использованная литература 1. Гин А. Учиться у финнов? Управление образованием. №10/2007, 37-40 2. Демидов Б.В. Как оценивается качество образования в американской школе. Завуч. Управление современной школой. №6, 2007, 73-77 3. Джуринский А. Чему и как учат в Японии. Народное образование, №5, 2001 год, 251-255. 4. Лысова Е. Оценка успеваемости учащихся французской общеобразовательной школы. Народное образование, №7, 2005, 80-86 5. Молодякова Э. В. Образовательные реформы и образовательное законодательство в зарубежных странах. Система образования в Японии и ее перманентное реформирование. ЕЖЕГОДНИК РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Том 1 (декабрь 2006 г.). [http://www.lexed.ru], 3 ноября 2013 года 6. Научно-методическое пособие «Реформа системы образования и здравоохранения». [http://rudocs.exdat.com], 1 ноября 2013 года 7. Речь Президента США Обамы на годовом собрании Национальной академии наук. Учительская газета №33, 18 августа 2009 года. | |
Просмотров: 4053 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|