Главная » Файлы » В помощь учителю » Мой Казахстан |
2016-02-03, 1:17 PM | |
Путешествие по Казахстану « Мой Казахстан». (для 1-го класса) Разработала и провела: учитель начальных классов КГУ "ОСШ №19, г. Темиртау" Щур Олеся Николаевна Цель мероприятия: углубление представлений о природе Казахстана, культуре, обычаях казахского народа. Задачи: 1. Углублять знания учащихся о символике Республики Казахстан; 2. Способствовать развитию интереса к истории и культуре Казахстана; 3. Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине; 4. Пополнять словарный запас учащихся; 5. Формировать умение сотрудничать друг с другом, чувство коллективизма; 6. Развивать творческие и познавательные способности учащихся. Форма проведения: игра-путешествие. Формы работы учащихся: коллективная, групповая (дети разбиты на 3 группы). Оформление: иллюстрации Казахстана, станции, стрелки, указывающие маршрут пути, транспортные средства (предметные картинки) для передвижения от станции к станции. Оборудование: слоги для составления названий городов, слова «Родина», «Республика Казахстан», «столица», «Астана», фотография Астаны, иллюстрации животных Казахстана, образцы казахского национального орнамента, мозаика казахских музыкальных инструментов, изображение мальчика Еркена. Структура мероприятия (35 минут): 1. Вступительная беседа (5 минут). 2. Сообщение цели мероприятия (1 минута). 3. Игра-путешествие по станциям (25 минут): • Путешествие на электропоезде (6 мин.); • Путешествие на верблюде (4 мин.) • Путешествие на ковре-самолёте (8 мин.); • Путешествие пешком (7 мин.). 4. Подведение итогов (4 минуты). Ход мероприятия: 1. Вступительная беседа: Учащиеся читают стихотворение: • Что такое Родина? Это запах хлеба, Солнышко лучистое, Голубое небо. • Это травы сочные, Это реки быстрые, Это степи пыльные И луга душистые. • Пусть восходит солнце Над Отчизной нашей. Нет любимой Родины И милей и краше! - Как вы понимаете слово «Родина»? - Как называется страна, в которой мы живём? (Республика Казахстан) Можно ли её назвать нашей Родиной? - Республика Казахстан – независимое государство, имеющее свою символику. Какие символы РК вы знаете? (герб, флаг, гимн) - Какого цвета флаг Казахстана? Кто изображён на нём? Что это символизирует? - Что изображено на гербе Республики? Что означает каждый элемент герба? - Что такое гимн? (торжественная песнь государства) Как исполняется гимн? 2. Сообщение цели мероприятия. - Сегодня мы отправимся вместе с мальчиком Еркеном в путешествие по Казахстану в поисках клада, который попросила найти его бабушка Сауле. 3. Игра -путешествие по станциям. 3.1. Путешествие на электропоезде. - Угадайте, на чём Еркен и мы отправимся в путешествие. Мимо рощи, мимо яра мчит без дыма, мчит без пара Паровозова сестричка. Кто такая?... (ЭЛЕКТРИЧКА) - Мы проезжаем через степи, мимо гор, хвойных лесов, быстрых рек. Посмотрите в окна, за ними мелькают города. Какие города Казахстана вы знаете? Игра «Собери название города». Из слогов надо составить название городов Казахстана (Ас-та-на, Ал-ма-ты, Ка-ра-ган-да). Работа проходит в командах, каждая команда составляет по одному слову. - Как вы думаете, какой из этих городов главный в Казахстане? (Астана) Почему? (Это столица Казахстана) Астана – сердце казахских степей. С 1997 года является столицей государства Казахстан. За короткое время город изменился до неузнаваемости. Здесь построены современные здания: Президентский Дворец, здание Парламента, новый корпус Евразийского университета, здания министерств, жилые многоэтажные дома. Но расцвет столицы ещё впереди. В будущем планируется, что Астана станет одним из известных городов Евразии. Астана – политический, административный, экономический и культурный центр нашей страны, оплот единства нации, символ государственности. 3.2. Путешествие на верблюде. - Угадайте, на чём же дальше придётся добираться Еркену и нам в поисках клада. Всю жизнь ношу я два горба, имею два желудка! Но каждый горб – не горб, амбар! Еды в них – на семь суток! (ВЕРБЛЮД) Верблюд – это вьючное домашнее животное, которое может долгое время обходиться без еды и питья. Испокон веков казахи используют это животное в домашнем хозяйстве, для перевоза грузов на дальние расстояния. Верблюда называют «караваном пустыни». - Животный мир Казахстана очень разнообразен. И пока мы с вами едем искать клад на верблюде, давайте вспомним животных нашего края. В этом нам помогут загадки: • У косого нет берлоги, не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, а от голода – кора. (ЗАЯЦ) • На овчарку он похож. Что ни зуб – то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (ВОЛК) • Меньше тигра, больше кошки, над ушами – кисти-рожки. (РЫСЬ) • С ветки на ветку, быстрый, как мяч, скачет по лесу рыжий циркач. Вот на лету он шишку сорвал, прыгнул на ствол и в дупло убежал. (БЕЛКА) • Птица сверху налетает и цыплят внизу хватает. (СТЕПНОЙ ОРЁЛ) • Не ворона, не синица – как зовётся эта птица? Примостилась на суку – раздалось в лесу «ку-ку». (КУКУШКА) • Он по-рабочему одет – удобно, просто, ловко. На нём малиновый берет и пёстрая спецовка. (ДЯТЕЛ) Показываются иллюстрации отгаданных животных. 3.3. Путешествие на ковре-самолёте. - Казахстан! Это горы Тянь-Шаня и пески Каракум. Это целинные земли. Это край необозримых пастбищ и богатейших недр, где вдоволь нефти, газа, угля, руды, меди. Физминутка «Наша Родина прекрасна» Казахские степи от края до края Пестреют коврами, в цветах утопая. Дальше мы свой путь продолжим на … (КОВРЕ-САМОЛЁТЕ), который придётся сделать своими руками. Казахстан давно славится искусством ковроделия. Ковроделие развивалось с давних времён, им занимались и занимаются, в основном, женщины. Они делают ковры, которыми застилают пол, украшают стены. Основными мотивами орнамента на казахских коврах являются растительные узоры, геометрические фигуры, рогообразные завитки. (Показ элементов казахского национального орнамента). Задание: каждой группе учащихся даётся задание за 3 минуты составить ковёр, используя шаблоны-наклейки казахского орнамента. 3.4. Путешествие пешком. Исполнение песни «Если колючка вонзится вам в пятку». - Посмотрите, куда мы пришли. (к юрте) - Что такое юрта? Юрта – переносное жилище кочевников. Юрта очень удобное и практичное жильё, быстро собирается и так же быстро разбирается. Зимой в ней тепло, летом – прохладно. Собрать юрту – дело не из простых. Вначале устанавливают кереге, после поднимают шанырак, затем нанизывают уыки. Прикрепляют порог юрты (босага), двустворчатые двери (сыкырлауык). После установки всей конструкции юрту сверху накрывают киизом (войлоком). - А возле юрты, к которой мы подошли вместе с Еркеном, сидит акын и играет на домбре кюй. Знаете ли вы, кто такой акын? (певец) А что такое домбра? (казахский национальный музыкальный инструмент) А кюй? (произведение для домбры) - И спрашивает акын у Еркена, знает ли он казахские музыкальные инструменты. А вы знаете? Назовите их. Домбра (домбыра) – казахский музыкальный струнный инструмент. Вырезается домбра из цельного или комбинированного дерева. Чаще всего встречается двуструнная. Жетиген – казахский струнный музыкальный инструмент. Его звучание довольно своеобразное. Строение его очень простое. В народе существует множество легенд о происхождении жетиген. В одной из них говорится о старце, у которого погибли трагически 7 сыновей. В честь них убитый горем отец создал жетиген. Жетиген, в переводе с казахского, означает семиструнный. Но встречается жетиген и с тринадцатью струнами. Кобыз – древний смычковый музыкальный инструмент, хранящий в себе много тайн. Его основу вырезают из дерева. На верхнюю часть смычка натягивают кожу для более звонкого звука. В качестве струн используют конские волосы. В старину кобыз использовали в основном шаманы и лекари. Сыбызгы – казахский музыкальный духовой инструмент, сделанный из тростника. Когда на нём играют, можно услышать звуки природы: завывание ветра, шум листвы, шорох песка, журчание ручейка и эхо в горах. Колокольчики – музыкальный инструмент. На деревянную основу крепят колокольчики разных размеров. В старину колокольчики использовали пастухи, отпугивая ими волков. Задание: собрать мозаику музыкальных инструментов (домбра, жетиген, сабызгы). 4. Подведение итогов. - Посмотрите, наш герой возвращается в родной аул. Он считает, что нашёл клад, о котором говорила ему бабушка Сауле? Что же это за клад? (знания, которые он получил за время своего путешествия) - А что нового, интересного для себя вы, ребята, узнали? Чему научились? - В честь возвращения Еркена бабушка Сауле устроила пышный праздник, созвала много гостей, накрыла богатый дастархан. И в конце праздника, по традиции, решила провести обряд шашу (осыпание конфетами), что выражает пожелания добра, сладкой жизни, всего самого лучшего. Давайте и мы проведём этот обряд. (Проводится обряд шашу) | |
Просмотров: 2438 | Загрузок: 0 | Комментарии: 5 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|