Главная » Файлы » В помощь учителю » Технология |
[ Скачать с сервера (59.5 Kb) ] | 2011-05-09, 4:29 PM |
Занятие по художественной литературе. Воспитатель 1-й категории УВК №42 (детский сад №42): Куцик Татьяна Александровна Подготовительная группа. Апрель 2010-2011 учебный год. Технология: развитие критического мышления. Тема: Чтение. Н.М.Павлова «Хитрый одуванчик». Цель: знакомство с творчеством Н.М.Павловой, формирование умения понимать содержание художественного текста, умения характеризовать героев произведения, умение отвечать на вопросы и аргументировать ответы, создать условия для формирования критического мышления. Оборудование: 1. маркерная доска, маркер. 2. иллюстрации цветов у дороги и на лугу для распределения по группам. 3. иллюстрация одуванчика. 4. набор ключевых слов. 5. текст сказки с вопросами. 6. «волшебная шкатулка» с 2-мя ключами: золотым и серебряным. 7. перчаточный театр (прорезиненные перчатки для работы на даче, с изображением лица на жёлтой прорезиненной стороне) – по количеству детей. 8. именные разрезные карточки с цветами у дороги и на лугу, составляющие общую картинку (по количеству детей). Предварительная работа: чтение рассказа М.Пришвина «Золотой луг». Конспект занятия. 1. Орг. момент. - Посмотрите на иллюстрации цветов и определите, что у них общее. (Растут на лугу) - Одни цветы любят расти посреди луга, а другие вдоль дороги. Возьмите именную карточку и найдите своё рабочее место. Проверьте, складывается ли у вас мозаика. 2. Активизация знаний по литературе. Диаграмма Венна «Сказка-рассказ» (работа на групповой магнитной доске, запись мелом). - Чему учимся на художественной литературе? - Откроем «волшебную шкатулку». В ней лежат 2 ключа. Как вы думаете, будет два произведения или одно? - Что мы знаем о сказке и рассказе? Предлагаю заполнить диаграмму. Дети совместно с воспитателем записывают данные сравнения в диаграмму. Рассказ: правда, прошлое, настоящее, жизнь. Сказка: ложь, волшебство, бытовые, животные разговаривают, учит. Общее: автор, люди, животные, природа, чтение. Заполненная диаграмма понадобится для определения и доказательства вида произведения, поэтому с доски не удаляется. 3. Определение темы занятия. - Мы познакомимся с замечательным произведением Натальи Павловой. Одно из главных слов его названия – это цветок, чьё название произошло от слова «дуть». (одуванчик) 4. Активизация знаний по теме «Цветы». Ассоциации к слову «Одуванчик». (Работа на маркерной доске). - Что мы знаем об одуванчике? - Какие слова можно объединить общим словом? Проведение линий взаимосвязи. Оформление кластера. Одуванчик (картинка) Луг семена спит вместе с нами растёт пушистый Сам растёт размножается первый весенний забавный 5. Работа с текстом. 1). Прогнозирование содержания по названию. - Как вы думаете, что значит «хитрый» одуванчик. О чём будет эта сказка? Словарная работа: хитрый – скрывающий свои желания, изобретательный. Рассуждения детей по осмыслению названия и предполагаемому содержанию. 2). Определение содержания сказки по ключевым словам. - Составьте сказку с помощью данных слов. Ключевые слова: рос с колосками шептался с братьями не любил очень дружно пора расставаться ребятами-семенами. Дети коллективно составляют поочерёдно с каждым словом предложение, соблюдая логичность и последовательность рассказывания. Например: «Одуванчик рос на лугу. Он рос с колосками. Одуванчик шептался с колосками. Хитрый одуванчик жил вместе с братьями. Не любил с ними разговаривать. Братья жили очень дружно. Наступила пора расставаться с семенами. Ребята-семена улетели вместе с ветром.» 3). Чтение сказки по частям с вопросами по содержанию и восприятию произведения. Задание перед чтением: определить главных героев и вид произведения (сказка или рассказ). *чтение 1-й части сказки, обсуждение точности предугадывания сказки детьми. Хитрый одуванчик. Хитрый одуванчик рос вместе с другими одуванчиками, среди красной кашки и колосков на краю тропинки. Он дружил с колосками и всё о чём-то с ними шептался, когда они к нему наклонялись. Со своими братьями-одуванчиками хитрый одуванчик болтать не любил. А братья жили между собой очень дружно, пока не наступила пора расставаться со своими ребятами-семенами. - Вы правильно составили текст? Кто угадал содержание? - Как вы думаете, о чём мог шептаться с колосками хитрый одуванчик? - Как вы понимаете слова: «жили очень дружно, пока не настала пора расставаться»? *чтение 2-й части. Они жили у одуванчиков прямо на головах, и это было очень удобно и красиво: все ребята вместе и сидят на голове спокойно, аккуратно – пушистым шариком. У каждого ребёнка-семечка была своя пушинка вроде раскрытого зонтика, чтобы держаться в воздухе и лететь по ветру. - Почему удобно, что ребята одуванчиков жили у них на головах? - Почему так важно, что семена могут лететь по ветру? *чтение 3-й части. И вот ребята подросли и надо было им где-то устраиваться жить своим домом. Тут-то одуванчики-родители и заспорили, кто из них сумеет раньше отправить в полёт своих детей, кто скорее облетит, да так, чтобы начисто – до последней пушинки. Спорили, спорили, и каждый кричал: - Я облечу первый, я! - Я, я! - Я, я, я! Только хитрый одуванчик ни с кем не спорил. Пошептался с колосками и замолчал. А другие одуванчики не успокоились, пока не увидели мальчишку, который бежал им навстречу. - О чём спорили родители-одуванчики? - Вам понравилось, как спорили одуванчики? - Участвовал в споре хитрый одуванчик? Как вы думаете, почему? - Почему одуванчики успокоились, когда увидели мальчика? - Как вы думаете, что будет дальше? *чтение 4-й части. Тут они сразу перестали спорить и стали приставать к мальчишке: - Подуй на меня! - На меня, меня! - На меня, меня, меня! Только хитрый одуванчик почему-то молчал. Мальчишка посмотрел на пушистые шарики сердито-пресердито и сказал: - Не хочу на вас сегодня дуть, не буду! Я нашёл в бане мыло и всё утро пускал мыльные пузыри. Из меня уж давно весь воздух выдулся. Сказал и убежал, ни на кого не подув. Одуванчики приуныли. Но вдруг видят, что по тропинке им навстречу бежит собака. Тут они стали к ней приставать: - Вильни, вильни хвостом, сбей с меня пушинки! - С меня, с меня! - С меня, с меня, с меня! Только один хитрый одуванчик почему-то молчал. Собака посмотрела на пушистые шарики сердито-пресердито и сказала: - Не хочу вилять хвостом, не буду. Сегодня приехал мой хозяин, и я от радости всё утро виляла хвостом, и он у меня совсем увилялся. Сказала и убежала, не сбив ни одной пушинки. Одуванчики чуть не заплакали. - Что одуванчики просили у мальчика7 Что им сказал мальчик? Как вы думаете, сколько лет этому мальчику, если он сказал, что из него весь воздух выдулся? - О чём просили одуванчики собаку? Почему она им отказала? - Почему одуванчики приуныли, а потом чуть не заплакали? - Как вёл себя хитрый одуванчик? - Как вы думаете, что будет дальше? *чтение 5-й части. Но тут прилетел ветерок. Подул, раскачал их высокие стебельки, сбил с голов пушистые семена, подхватил их и понёс за пригорок. Когда ветер стих, одуванчики огляделись. Ну, кто больше всех облетел? Дети высказывают свои предположения, аргументируют. У всех появились лысинки. Счастливцы облысели наполовину. Но совсем-совсем наголо, до последней пушинки облетел только один одуванчик – хитрый одуванчик, который дружил с колосками. Тут все стали к нему приставать: - Скажи мне, что ты сделал? - Мне скажи, мне! - Мне, мне, мне! А хитрый одуванчик засмеялся и сказал: - Теперь-то уж я всем расскажу свой секрет. Я сговорился с колосками, с моими друзьями, что, как только подует ветер, каждый из них ….. - Как вы думаете, что должны сделать колоски? …. хлопнет меня по макушке своей метёлочкой. И вот, видите? Да, всем было видно, что на стебельках хитрого одуванчика осталось только по белой пуговке. 4). Беседа по содержанию сказки. Соотнесение содержания и названия. - Кто главный герой произведения? - Что было важно всем одуванчикам? - К кому они обращались с просьбами? Как им ответили? - Какая способность семян помогает им расселяться? Кто помог одуванчикам рассеять свои семена? - Почему главного героя назвали хитрым одуванчиком? - Кто из героев произведения вам понравился и почему? - Соответствует ли название произведения содержанию? - Определите вид произведения и докажите, что это: рассказ или сказка. Используйте информацию в диаграмме «Сказка – рассказ». 6. Театрализация сказки. «Перчаточный театр». - Понравилась сказка? Предлагаю, показать её в нашем перчаточном театре. - Выбираем главного героя – хитрого одуванчика, собаку, мальчика. Кто может быть рассказчиком? ( В роли рассказчика может выступить воспитатель по желанию детей, главное не пересказ, а эмпатическое восприятие событий из жизни одуванчиков). Остальные дети – одуванчики. Краткий пересказ сказки с одновременным показом действий героев сказки. В роли мальчика выступает выбранный мальчик, в роли собаки – любой ребёнок, ему одевается на голову «голова» собаки. Дети-одуванчики одевают перчатки. В процессе пересказа показывают действия и мимику лица одуванчиков: одуванчики растут, кланяются от ветра, качаются, шепчутся, обращаются с просьбой к мальчику или собаке, теряют семена ( загибают пальчики), частично облетают. 7. Итог. - Что понравилось в сказке «Хитрый одуванчик». Узнали что-нибудь новое? - Какие задания вам понравилось выполнять? - Предлагаю придумать пятистишье об одуванчике. Одуванчик Золотой, пушистый, (забавный, красивый) Растёт, забавляет, радует. (размножается, украшает, играет) Самый удивительный в мире Цветок. - Спасибо за отличную работу на занятии. Вы – молодцы! Занятие окончено. Эскиз перчатки для перчаточного театра. Рисунок выполнен на резиновой стороне маркерами. | |
Просмотров: 4123 | Загрузок: 266 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|