Главная » Файлы » В помощь учителю » Технология |
[ Скачать с сервера (108.2 Kb) · Скачать удаленно (108,2Кб) ] | 2011-06-19, 11:23 PM |
Авторская программа кружка "Волшебный квиллинг" У детей с ограниченными возможностями здоровья свой Мир, но развиваются они по тем же закономерностям, что и другие ребята. Это относится как к развитию познавательной деятельности, так и к эмоционально-волевой сфере и к моторике детей в целом. В условиях специально организованного обучения и воспитания у детей накапливается определённый жизненный опыт, эмоционально-эстетические впечатления, которые стимулируют ребят заниматься творчеством. Особенности психофизического развития таких детей затрудняют вхождение их в социум, так как социальная среда высокоорганизованная, имеет сложную структуру и многоуровневые функциональные связи. В норме социальная адаптация у детей происходит по подражанию, влиянию различной информации, которую они самостоятельно усваивают, принимают к сведению и используют. Ребёнок, ограниченный в интеллектуальном развитии в силу первичного дефекта, не в состоянии сам её освоить. По сути, он лишён основы самостоятельного, сколько-нибудь благополучного существования в сложном современном мире. Социальная адаптация ребёнка с проблемами в развитии существенно затруднена в силу ограничений, накладываемых на него дефектом в области познавательной деятельности. Поэтому такого ребёнка нужно специально обучать тому, что обычный ребёнок усваивает не задумываясь, с лёгкостью, то есть всему, что для него будет жизненно необходимым. Как и для любого человека, это будут знания и умения, приобретенные в области быта, труда и досуга. В основе социального благополучия любого человека лежит его успешность в труде, самостоятельность в быту и насыщенность в свободное время. Программа «Волшебный квиллинг» помогает детям достичь того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации, организации досуга, формирования общей культуры. Квиллинг – это простой и очень красивый вид ремесла, не требующий больших затрат. Приемы работы в данной технике очень просты и детям с ограниченными возможностями здоровья доступны для понимания. Техника экономична во времени, не дорогая в материальном плане, высокохудожественна, актуальна и красочна для современного интерьера. Работы в данной технике являются хорошим сувениром, подарком и дополнительным заработком. Квиллинг – увлекательное занятие для детей и взрослых с эффектным результатом работы. Обучение квиллингу детей с недостатками в развитии является актуальным в современных условиях и способствует совершенствованию возможностей сохранных и нарушенных анализаторов, овладению рациональными приемами их использования в практической деятельности, подготовке к самостоятельной жизни, общественно-полезному труду. Техника «Бумажная филигрань» (квиллинг) является современным направлением декоративно–прикладного искусства и наделена множеством практичных функций для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Данная техника имеет ряд преимуществ перед другими направлениями декоративно – прикладного искусства, таких как: - относительно дешевые и доступные материалы (цветная офисная бумага и клей ПВА); - легко изготавливаемые приспособления для выполнения элементов в технике квиллинга (на основе зубочистки или пластмассовой трубочки); - легко доступные для усвоения приемы работы в данной технике, развивающие мелкую моторику; - большая возможность для самовыражения учащихся и проявления творческих способностей; - изделия в технике квиллинга высокохудожественны и гармонично сочетаемы в современном интерьере. Умения, которые ребята приобретают на занятиях творческого труда, они с успехом применяют дома. Постепенно увлечение квиллингом становится любимым занятием в свободное время. Творческие уроки формируют правильное социальное поведение у детей. В процессе этой деятельности у учащихся развиваются коммуникативные навыки: доброжелательность, усидчивость, аккуратность, взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками и учителем. Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей с ограниченными возможностями в развитии, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. Программа построена “от простого к сложному», предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня. Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели. Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого. Цель программы - научить различным приёмам в работе с бумагой и технике выполнения изделий, подготовить воспитанников профессиональному самоопределению, стимулировать творческую деятельность одарённых детей. Задачи программы: Развивающие: • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения. • Развивать мелкую моторику рук и глазомер. • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей. • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. • Развивать пространственное воображение. Образовательные: • Закреплять и расширять знания, полученные на занятиях трудового обучения, ИЗО и способствовать их систематизации. • Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга. • Обучать различным приемам работы с бумагой. • Формировать умения следовать устным инструкциям. • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. • Обогащать словарь ребенка специальными терминами. • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга. Воспитательные: • Воспитывать интерес к искусству квиллинга. • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки. • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей. • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. Принципы, лежащие в основе программы: • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям); • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский); • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей); • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы). • “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении творческих работ). Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. В процессе работы по программе “Волшебный квиллинг”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др. Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп) Программа “Волшебный квиллинг” рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка должна составлять не менее 10 человек. Годовой курс программы рассчитан на 75 часов (2 часа в неделю). Группа формируется из детей в возрасте от 13-15 лет. Формы и методы занятий. В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие. А также различные методы: Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.) • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.) • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.) Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях: • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы. • групповой – организация работы в группах. • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. • и другие. Ожидаемые результаты В результате обучения по данной программе учащиеся: – научатся различным приемам работы с бумагой; – будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга; – научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами; – будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга; – разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию. – познакомятся с искусством бумагокручения; – овладеют навыками культуры труда; – улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. Виды и формы контроля ЗУН воспитанников. Входной контроль – собеседование, анкетирование. Текущий контроль – проверка усвоения и оценка результатов каждого занятия. Беседы в форме «вопрос – ответ», самостоятельная работа, беседы в форме викторины, конкурсные программы, контрольные задания, тестирование. Периодический – проверяет степень усвоения материала за длительный период: четверть, полугодие или материал по разделу. Итоговый – основная форма подведения итогов обучения; участие в школьных, областных выставках, а так же выполнение итогового творческого проекта в конце учебного года. Формы подведения итогов реализации программы • Составление альбома лучших работ. • Проведение выставок работ учащихся. • Участие в ежегодной областной выставке детского прикладного и технического творчества. Техническое оснащение занятий. Для занятий в кружке необходимо иметь: - цветную бумагу, - картон белый и цветной, - клей (наилучшим является клей ПВА). Инструменты: шило, пинцет, ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка. Дидактический материал: Использование учебных пособий и книг Сценарии массовых мероприятий, разработка для досуга воспитанников Наглядные пособия поделок и изделий, собственноручно изготовленных педагогом. Творческие работы, стенды и т. д. Образцы изделий, узоров. Учебно-тематический план №п\п Тема Теория Практика Всего 1. Вводное занятие. Материал-бумага. 1ч 1ч 2ч 2. Конструирование. 1ч 3ч 4ч 3. Основные формы квиллинга. 1ч 5ч 6ч 4. Изготовление цветов в технике квиллинга. 1ч 11ч 12ч 5. Изготовление животных и насекомых в технике квиллинг. Базовые формы. 1ч 9ч 10ч 6. Гофрированный картон. Свойства гофрированного картона. Создание фигурок животных и птиц из гофрированного картона в технике квиллинга. 1ч 5ч 6ч 7. Выполнение поздравительных открыток. 1ч 7ч 8ч 8. Фоторамочки. Декорирование фоторамочек. - 5ч 5ч 9. Украшения и сувениры. 1ч 10ч 11ч 10. Творческие проекты «Композиция декоративными цветами». - 10ч 10ч 11. Итоговое занятие. Оформление выставки детских работ. - 1ч 1ч 12. Итого: 8ч 67ч 75ч Материал — бумага (2ч) Технические сведения: Вводное занятие. Знакомство кружковцев с расписанием занятий, правилами поведения в мастерской. Как родилась бумага. Разнообразие бумаги, ее виды. Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения – квиллинга. Практические работы: рассмотреть виды бумаги, определение основных свойств бумаги. Конструирование (4ч) Технические сведения: Конструирование. Вырезание полосок для квиллинга. Разметка. Основные правила работы. Практические работы: разметка и нарезание полос для квиллинга различной ширины. Основные формы квиллинга (6ч) Технические сведения: Основные формы “капля”, “треугольник”, “полукруг”, “лист”, “полумесяц”, «завитушки», «спираль», «звезда». Эскиз, составление эскизов. Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения форм. Практические работы: скручивание полос в различные формы, составление эскизов предстоящих панно, приклеивание к основе. Изготовление цветов в технике квиллинга (12ч) Технические сведения: Виды цветов. Технология изготовления простых, несложных цветов. Изготовление бахромчатых цветов. Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Практические работы: Коллективная работа. Композиция из цветов. Изготовление животных в технике (10ч) Технические сведения: Изготовление животных и насекомых в технике квиллинг. Базовые формы: плотные, чашеобразные, конические, кольцевые витки, трубки, усики. Практические работы: Изготовление панно «Золотые пчелки». (Коллективная работа). Гофрированный картон (6ч) Технические сведения: Гофрированный картон. Свойства гофрированного картона. Создание фигурок животных и птиц из гофрированного картона в технике квиллинга. Практические работы: Занимательные игрушки. Коллективная работа. Выполнение поздравительных открыток (8ч) Технические сведения: Из истории открыток. Функции, содержание и форма открыток. Виды открыток (поздравительные, пригласительные, видовые, информационные). Материалы, применяемые для изготовления открыток. Технология изготовления. Декорирование фоторамочек (5ч) Технические сведения: Фоторамки. Приемы декорирования фоторамок. Практические работы: Изготовление цветов, листочков для фоторамки. Правила оформления. Украшения и сувениры (11ч) Технические сведения: Украшения и сувениры. Из истории украшений и сувениров. Практические работы: Изготовление кулона. Изготовление шкатулки. Творческие проекты «Композиция декоративными цветами» (10ч) Итоговое занятие (1ч). Оформление выставки детских работ. Литература 1. А.И. Быстрицкая. “Бумажная филигрань” 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008 2. Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.Изд Мой мир 2008. 3. Хелен Уолтер «Узоры из бумажных лент», изд. «Ниола -Пресс», Москва 2008г 4. Зайцева, А. Искусство квиллинга. – Изд.: Эксмо – Пресс, 2009. 5. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”. Изд.: Мир книги, 2008. Интернет-ресурсы: 1. http://community.livejournal.com/ru_quilling – квиллинг-сообщество в Ж.Ж 2. www.paperquillingart.com – сайт корейской квиллер-мастерицы Клер Сан Шуа 3. http://paper-studio.ru/gallery1.htm – галерея работ в технике бумагокручения студии бумажного творчества 4. http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/587 – раздел «квиллинг» на сайте «Страна мастеров» 5. http://www.flickr.com/groups/quillingcardsandcrafts/pool/ - галерея работ в технике бумагокручения. | |
Просмотров: 14033 | Загрузок: 1360 | Комментарии: 13 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|