Главная » Файлы » В помощь учителю » Технология |
2011-09-28, 3:17 PM | |
Авторы: Жалелова Алия Жалеловна (преподаватель физики первой категории) Колмыкова Татьяна Анатольевна (преподаватель русского языка и литературы первой категории) Организация, должность: Государственное учреждение «Профессиональный лицей № 9; преподаватель физики (Жалелова А.Ж.), методист (Колмыкова Т. А.) Адрес, телефон, E-mail г. Семей, ул. Декоративная, 26; тел: 67-14-16; 8 777 997 06 27; psh14.direktor@mail.ru ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Скажи мне - и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь. (Китайская народная пословица) В профессиональном образовании сегодня идет процесс модернизации. Современное производство требует компетентных специалистов с хорошо выраженными профессиональными качествами, способных творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Качественно новая модель рабочего на производстве создает новые критерии для определения подготовленности обучающихся и требует пересмотра традиционных методик обучения. В Государственной программе развития ТиПО в Республике Казахстан на 2008-2012 годы отмечено: «Модернизация технического и профессионального образования вызвана необходимостью качественного прорыва в подготовке кадров технического и обслуживающего труда в связи с ростом масштаба и сложности задач индустриально-инновационного развития Казахстана в условиях глобализации и перехода к экономике знаний с растущей конкуренцией на внутреннем и внешнем рынках труда». Начиная с 90-х годов 20 века, приоритетными методами обучения являются интерактивные методы, где главное внимание уделяется практической отработке передаваемых знаний, умений и навыков. Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки учащихся в современном учебном заведении. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» — «взаимный», «act» — «действовать»). Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач: - развивает коммуникативные умения и навыки; - помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися; - обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей; - снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий. В традиционной модели обучения обучающимся предлагается усваивать большие объемы уже готовых знаний. При этом практически отсутствует необходимость разрабатывать проекты, в основе которых лежит учебная деятельность с другими обучающимися. Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех обучающихся группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работы, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучающихся, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля. Четвертый год наше учебное заведение ведет работу над общей методической темой «Интерактивное обучение как основа качественного образования». Целью данной работы является непрерывное совершенствование педагогического мастерства преподавателей, их компетенции в области новых технологий, а также использование новых методик в преподавании. Выбор данной темы был обусловлен не только желанием педагогического коллектива осваивать инновационные технологии, но и наличием интерактивного оборудования. Использование интерактивной доски привлекло обучающихся к активному участию на занятиях, предоставило больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в аудитории, сделало занятия интересными и увлекательными, помогло сэкономить время примерно на 25%, благодаря чему остается время для изучения дополнительного материала по теме, анализа практических задач. Благодаря подаче материала с помощью интерактивной доски обучающиеся лучше и быстрее усваивают новый материал, так как все сказанное сразу подтверждается наглядно: с помощью видео, анимации, компьютерных моделей, которые имитируют физические процессы и других. Все это говорит о том, что процесс обучения с применением интерактивной доски гораздо эффективнее, чем процесс обучения с помощью традиционных форм проведения занятий. Преподавателями Профессионального лицея № 9 разрабатываются флипчарты к урокам, которые можно рассматривать как дидактические средства обучения. Флипчарт можно отнести к электронным учебным пособиям, но только с оговоркой: электронные учебные пособия рассматриваются как самостоятельные средства обучения, а флипчарты – как вспомогательные, используемые преподавателем на уроке и требующие его комментариев и дополнений. Под флипчартом мы понимаем логически связанную последовательность страниц флипчарта, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления. По сравнению с традиционной формой ведения урока использование флипчарта высвобождает большое количество времени, которое можно использовать для объяснения нового материала, отработки умений, проверки знаний обучающихся, повторения пройденного материала. Флипчарт урока представляет собой его мультимедийный конспект, содержащий краткий текст, основные вопросы, формулы, чертежи, рисунки, схемы, видеофрагменты, анимации. Новое теоретическое содержание обучающиеся выявляют в ходе организованного, активного восприятия материала, преподаватель своим словом, умело поставленным вопросом направляет восприятие и мысль к нужным теоретическим выводам. Экранная форма (аудиовизуальная) информации дает редкую возможность совместного (преподаватель и обучаемый) наблюдения, размышления над фактами, поиска выхода из проблемных ситуаций. В настоящее время флипчарты стали популярны среди педагогов, активно использующих современные технологии в процессе обучения. В этом случае перед преподавателем открывается широкое поле деятельности с огромными возможностями. Здесь в отличие от обучающей программы преподаватель сам волен выбирать форму и последовательность представления материала, расширить содержание и иллюстрировать его как готовыми, так и самостоятельно выполненными рисунками, фотографиями, анимациями и видеофрагментами. Однако здесь важно соблюдать принцип разумного использования компьютера, поскольку нерациональное применение ТСО в ходе урока может привести к обратным результатам – повышенному утомлению и психоэмоциональному напряжению. Кроме того, неправильно установленный уровень звука и освещения могут негативно воздействовать на слух и зрение обучающихся. При подготовке флипчартов необходимо руководствоваться принципами оптимизации подачи материала: не злоупотреблять ненужной анимацией объектов, подбирать нейтральный фон, не раздражающий глаза, избегать «режущих» глаз цветов и их сочетаний. Нами созданы сборники флипчартов по физике и русской литературе. В соответствии с требованиями к проведению современного урока подготовлены флипчарты к урокам различных типов: урок-лекция, урок-семинар, урок отработки первичных понятий, обобщающий урок и другие. Выделим основные принципы разработки сопровождающих флипчартов. Весь урок не должен быть «завязан» на флипчарте. Страницы флипчарта можно использовать во время объяснения, закрепления или для создания проблемной ситуации. Отбор материала для флипчарта должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности. Обобщая опыт составления и применения флипчартов на уроках, мы сделали вывод, что создание и использование флипчартов на уроках – одно из перспективных направлений применения информационно-коммуникационных технологий в учебном заведении. С применением интерактивного оборудования проводятся не только уроки по предметам, но и заседания педагогических советов, методических комиссий, школы молодого педагога, семинары классных руководителей, классные часы, внеклассные мероприятия. Применяя интерактивные технологии и информационно-коммуникационную технологию, мы пришли к выводу, что работа в данном направлении: • повышает качество знаний учащихся; • формирует положительную мотивацию учения, сознательное отношение к учебе; • выявляет творческие способности учащихся; • повышает накопляемость оценок; • способствует деловому общению обучающихся и коллективной ответственности за результаты труда; • содействует активизации познавательной деятельности обучающихся, организации самостоятельной деятельности обучающихся - индивидуальной, парной, групповой; • развивает познавательный интерес, мышление, творческие способности; • способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке. Литература: 1. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий / Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2002. 2. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2005. 3. Галишникова Е.М. Использование интерактивной доски в процессе обучесния / Учитель. 2007. № 4. | |
Просмотров: 3827 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|