Главная » Файлы » В помощь учителю » Технология |
[ · Скачать удаленно (8.9 МБ) ] | 2014-01-26, 9:02 PM |
Тема урока: Выполнение настенного панно с элементами национального орнамента. Обучающая цель урока: Обучение учащихся составлению композиции из орнамента и размещение её на плоскости, аккуратной обработки края аппликации. Развивающая цель урока: Развить эстетический вкус, творческую активность и мышление учащихся. Воспитательная цель урока: Воспитание терпения, усидчивости, навыков взаимопомощи. Оборудование урока: Интерактивное оборудование. Выставка изделий декоративно-прикладного искусства с национальным орнаментом. Раздаточный материал: лекала орнаментов, наборы с инструментами, коробки для отходов. Ход урока: Организационный момент. I. Вводный инструктаж. «…долгое время считалось, что народы евразийской степи, в особенности кочевые, не имели собственного культурного развития, собственной истории и уж обязательно оригинального искусства…» Лев Гумилёв. ( в книге « Древняя Русь и Великая степь») В средневековье на просторах Казахстана сформировался самостоятельный декоративный язык, объединяющей основой которого стал ОРНАМЕНТ. Изобразительное искусство было призвано одухотворять окружающие кочевника вещи. Виды вооружения, военные доспехи, одежда, посуда, интерьер юрты, мебель были украшены чеканными, тисненными, вышитыми, ткаными, накладными или отлитыми узорами. (Показ слайдов.) Что такое орнамент? ОРНАМЕНТ (в переводе с латинского «украшение») – могущественное и всепроникающее декоративное средство служившее целям украшения. СПЕЦИФИКА ОРНАМЕНТА - это прежде всего ярко выраженная ритмическая повторяемость, одного и того же мотива. (Показ слайдов.) ОРНАМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО зародилось у первобытных племен и в дальнейшем всё более совершенствовалось. До возникновения письменности орнаменты были не только украшением, но и выполняли важную общественную функцию по передаче информации. Самый интересный рассказ-орнамент передан в легенде «Оюхан и Жоюхан», который пересказал нам писатель и художник С.Медеубекулы. О смерти Жошы рассказывают орнаменты. (Показ слайда). Остроугольный орнамент обозначает горы и рассказывает о том, что герой шёл через горы; волнистые линии обозначают воду и что герой перешёл реки; изображение деревьев свидетельствует, что он перешел через леса; изображение круга – шёл днём; изображение полумесяца – шёл ночью; изображение птиц, животных – что он встретился в пути с ними, и в конце концов в борьбе с барсом погиб. Умели рассказывать и украшения. Например, казахский головной убор невесты – САУКЕЛЕ – тоже «читался». Богатое украшение убора означало – пусть жизнь молодой пройдёт в достатке, на самой верхушке устанавливалась миниатюрная шапочка – ТАКИЯ, что означало прощание с детством, боковые навески – прощание с друзьями, украшения на затылке – прощание с родителями. Таким образом, визуальное искусство казахов было развито ещё с древних времён, и мотивы в орнаментах на изделиях состояли из различных элементов: ЗООМОРФНЫЙ мотив, став классическим, широко распространён на войлочных, тканых и других изделиях в декоративно-прикладном искусстве казахов. (Показ слайдов). РАСТИТЕЛЬНЫЙ орнамент также встречается в творчестве казахов, чаще – в рисунках вышивок, выполняемых на предметах быта. (Показ слайдов). ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ орнамент в виде меандр и различных фигур (ромбы, фестоны и т. д.) считается ведущим в тканых и плетёных изделиях. Ткачество и плетение создают орнамент в виде прямых и ломаных линий. (Показ слайдов). Так же в изделиях декоративно-прикладного искусства казахов, часто встречаются КОСМОГОНИЧЕСКИЕ элементы (луна, солнце, звёзды и т. д.) (Показ слайдов). Первые письменные упоминания о казахском декоративно-прикладном искусстве и орнаменте относятся к началу 16 века. По свидетельству ибн Рузбихана, писавшего в 1509 году, казахи «производили разноцветные войлоки с необыкновенными узорами». Описывая передвижения юрты на колёсах, он восклицал: «Ах, какие шатры! Замки, воздвигнутые высоко, дома, построенные из дерева в воздушном пространстве. Остов таких домов делался из дерева, сверху дом покрывался войлоком». …Чокан Валиханов, первый казахский учёный – просветитель, писал: «После утомительного и жаркого дня, полного труда, как особенно приятно в прохладный вечер лежать в юрте и, подняв вокруг юрты войлок для свободного течения ветра, отдыхать». По-видимому, и другие достоинства этого переносного жилища импонировали учёному – он оставил подробные описания устройства юрты и отдельных её частей, заметки о ритуалах, связанных с юртой. Сохранились исторические факты, свидетельствующие о важном достоинстве юрты – способности удерживать тепло в холодное время года. На один из них, например, ссылается газета «Правда» за 23 марта 1979 года: «Во время освободительной войны Болгарии против османского ига на стороне болгар совместно с русскими солдатами участвовал полк казахов. Тогда, как известно, была чрезвычайно холодная зима. Многие воины, жившие в палатках, обморозились. Тех же, кто ночевал в юртах, холод пощадил…» Казахская юрта как сложившийся тип жилища несёт в себе черты не только материальной, но и духовной культуры народа, ибо развитие прикладного искусства с давних пор было связано с существованием юрты. Нанесение узора, орнаментального рисунка на вещи, составлявшие интерьер юрты, - прекрасное наследие казахского народа. Корни этого искусства уходят в глубь веков, его становление шло на протяжении многих столетий. Внутреннее убранство включало крепёжные полосы, ленты войлочного покрытия и деревянных частей жилища, многочисленные сумки, тюки, чехлы, тканые и войлочные ковры, деревянную мебель, постельные принадлежности с различными покрывалами и занавесями, утварь и посуду, орудия труда. Вещи занимали определённое место в юрте. Ничего лишнего – каждый предмет выполнял свою функцию. И когда руки умельцев прикоснулись к этим сугубо бытовым предметам, а фантазия народных художников вдохнула в них красоту, по-новому они стали жить в юрте. (Показ слайдов). Творцами орнаментированных предметов быта были мастерицы-казашки, передавшие свой опыт узоротворчества и навыки труда молодым. Как писала ещё в 1894 году исследователь С. А. Давыдова, казашки «несут на себе всю заботу, как о домашнем хозяйстве, так и о приготовлении различных изделий для продажи. Они обшивают семью, изготавливают ковры, прядут шерсть, ткут армячину, тесьмы для кибиток и для подпруг, связывают чии из камыша и соломы, служащие для украшения и защиты боковых сторон кибитки, готовят молочные продукты – словом, исполняют самые разнообразные работы». В 1890 году на выставке в Ташкенте демонстрировалась красочная казахская юрта. А мастерицы-казашки поразили очевидцев, показывая своё искусство в окраске шерсти, изготовлении различных предметов и «в бойком составлении рисунков, совершенно своеобразных и чрезвычайно красочных», которое совершалось на виду у зрителей. (Показ слайдов). Сегодня на уроке, мы выполним 1 этап работы по изготовлению современного настенного панно с национальным казахским орнаментом. II. Текущий инструктаж. Перед началом работы, напоминаю девочкам о соблюдении правил техники безопасности при работе ножницами, иглой и утюгом. Ученицам раздаются лекала орнаментов или предлагается создать свой вариант орнамента для панно. Советую девочкам в подборе цвета для основы и самого орнамента. III.Заключительный инструктаж. К концу урока просматриваю работы учащихся, анализирую, отмечаю достоинства и советую как исправить недостатки. В это время, дежурные убирают наборы с инструментами, коробки для отходов и подметают пол. Подводя итоги работы на уроке, спрашиваю девочек, чему они научились, что нового узнали. Домашнее задание. Дома девочки должны закончить пришивать орнамент к основе и подготовить стразы, пайетки, бусинки для продолжения работы на следующем уроке. | |
Просмотров: 1435 | Загрузок: 359 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|