Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Технология

Методическая разработка урока технологии в 5 классе на тему "Лента Мёбиуса"
[ Скачать с сервера (541.0 Kb) ] 2016-03-04, 6:18 AM
Урок технологии для учащихся 5 класса на тему «Лента Мёбиуса».

Цели урока:
 Изучить общие сведения об учёном Августе Фердинанде Мёбиусе, ленте Мёбиуса;
 Развивать умение самостоятельной работы с различными источниками информации; познавательный интерес, творческую активность учащихся, логическое мышление, воображение, умение систематизировать учебный материал, мелкую моторику пальцев рук;
 Формировать практические умения работы с бумагой, ножницами, клеем при изготовлении ленты Мёбиуса.
 Воспитывать умение управлять своей познавательной деятельностью, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию, толерантность к чужому мнению, прививать этические нормы общения

Оборудование: ручки, тетради, заготовки для листа Мёбиуса, бумага, ножницы, клей, презентация и видеофрагменты по теме урока.

Ход урока:
1. Организационный момент:
Готовность учащихся к уроку, психологический настрой учащихся.

2. Формулирование Темы урока, цели и задач.
У каждого из нас есть интуитивное представление о том, что такое "поверхность". Поверхность листа бумаги, поверхность стен класса, поверхность земного шара известны всем. Может ли быть что-нибудь неожиданное и даже таинственное в таком обычном понятии?
До 1858 года считалось, что любая поверхность в обязательном порядке имеет две стороны. Например, лист бумаги – двусторонний. Но профессор Лейпцигского университета, геометр Август Фердинанд Мебиус сконструировал невероятную на первый взгляд поверхность – одностороннюю. Она получила название ленты Мебиуса.


3. Новая тема.
Общие сведения о Мёбиусе, его открытии (объяснение учителя). Просмотр презентации и видеофрагментов.

1) Историческая справка: Лента Мёбиуса – загадка современности.
Таинственный и знаменитый лист Мебиуса (иногда говорят: "лента Мёбиуса") придумал в 1858 г. немецкий геометр Август Фердинанд Мёбиус (1790- 1868), ученик "короля математиков" Гаусса. Мёбиус был первоначально астрономом, как Гаусс и многие другие из тех, кому математика была обязана своим развитием. В те времена занятия математикой не встречали поддержки, а астрономия давала достаточно денег, чтобы не думать о них, и оставляла время для собственных размышлений. Мёбиус стал одним из крупнейших геометров XIX в. В возрасте 68 лет ему удалось сделать открытие поразительной красоты. Это открытие односторонних поверхностей, одна из которых - лист Мёбиуса.
Существуют научные знания и явления, которые привносят в обыденность нашей жизни тайну и загадку. Лента Мебиуса относится к ним в полной мере. Обычные люди практически ежедневно сталкиваются с предметами, изготовленными по образу и подобию ленты Мёбиуса, даже не подозревая об этом. Удивительной и неповторимой особенностью такой ленты является то, что она имеет всего одну сторону и край и никак не связано с её расположением в пространстве.
Кто и когда ее открыл? Такой непростой объект, как лента Мебиуса, был и открыт довольно необычно. Два математика, абсолютно не связанные между собой в исследованиях, открыли её одновременно в 1858 году. До 1858 года считалось, что любая поверхность обязана иметь две стороны. Однако Иоганн Бенедикт Листинг и Август Фердинанд Мебиус открыли геометрический объект, у которого была всего одна сторона, и описывают его свойства. Лента была названа в честь Мёбиуса. Ленте Мебиуса присущи следующие свойства, не меняющиеся при ее сжимании, разрезании вдоль или сминании: 1. Наличие одной стороны.

2) Практическое закрепление новой темы (демонстрация учителя):
Повторение ТБ при работе с клеем и ножницами.
С двухсторонними поверхностями мы с вами в жизни встречались и не раз. Давайте рассмотрим кольцо. Оно представляет собой двухстороннюю поверхность. Если двигаться по одной стороне кольца, не «пересекая границы», нельзя очутиться на другой его стороне…
Смотрите, я беру бумажную ленту ABCD, разделенную по ширине пополам пунктирной линией. Прикладываю ее концы АВ и CD друг к другу и склеиваю. Но не как попало, а так, чтобы точка А совпала с точкой D, а точка В с точкой С. Перед склейкой я перекрутил ленту один раз. Получилось бумажное кольцо. У него есть даже особое название - "Лист Мёбиуса".

А С

В D




Вопрос: Сколько сторон у листа Мёбиуса?
У ленты, из которой сделан лист Мёбиуса, две стороны. А у него самого, оказывается, есть только одна сторона!
Попробуйте покрасить одну сторону листа Мёбиуса - кусок за куском, не переходя за край ленты. И что же? Вы закрасите весь лист Мёбиуса!
Пример из жизни: Если на внутреннюю сторону обычного кольца посадить паука, а на наружную - муху и разрешить им ползать как угодно, запретив лишь перелезать через края кольца, то паук не сможет добраться до мухи, не так ли? А если их обоих посадить на лист Мёбиуса, то бедная муха будет съедена, если, конечно, паук ползает быстрее!

3.Проблемное обсуждение - эксперимент:
Вопросы для обсуждения:
1) Как вы думаете, существует ли одежда без изнанки?
2) Принцип «односторонней поверхности» имеет и практическое применение. Например, конвейерные ленты делают именно в виде ленты Мебиуса – в таком случае вся их поверхность изнашивается равномерно, что значительно увеличивает срок службы конвейера.
3)Приведите примеры из жизненного опыта:
(Есть легенда, что свою знаменитую одностороннюю ленту профессор Мебиус придумал, когда наблюдал за тем, как его горничная обматывает шею перекрученным шарфиком).

4)Эксперимент:
Загадочные свойства ленты Мебиуса этим не исчерпываются.
Ножницами разрежьте ленту посередине – результат?
(вместо двух односторонних лент (как можно было бы ожидать), должна получиться одна длинная и двухсторонняя лента с двумя полуоборотами бумаги).

Объяснение учителя: Получившаяся конструкция называется «афганская лента». Если её, в свою очередь, также разрезать посередине – вы получите две ленты, переплетённые друг с другом. А если разрезать ленту Мебиуса не по центру полоски, а по линии, которая делит поверхность в пропорции 2:1, то в результате получатся два объекта сразу: и лента Мебиуса, и афганская лента.

4.Практическое закрепление (работа в творческих группах)
Разработка и защита творческого проекта «Лента Мёбиуса».

Творческий проект учащихся №1
«Ученик - перевертыш».

Описание работы:
Возьмем ручку и представим что это вовсе не ручка, а мы сами. И мы пошли гулять вдоль пунктира, идущего посередине листа Мёбиуса. И вот мы шли, шли и вернулись к месту старта. Но в каком виде! В перевернутом! Что надо сделать, чтобы вернуться к месту старта в нормальном положении. Точно нужно совершить еще одно «кругосветное» путешествие. Проверим!

Вывод: у листа Мёбиуса нет края.

Подведение итогов урока.

Релаксация.

Домашнее задание.
1) Возьмите ленту, разделите её на три равные части и склейте, перекрутив один раз. Получился лист Мёбиуса. Разрежьте по всем пунктирным линиям «не отрывая ножниц» от бумаги.
В результате получится два сцепленных кольца. Одно из них вдвое длиннее исходного и перекручено два раза. Второе – лист Мёбиуса, ширина которого втрое меньше, чем у исходного.
2) Выполнить изделие, применив полученные знания по теме «Лента Мёбиуса»

Приложение:
Творческий проект учащегося 5 класса Базаркина Антона «Смена поколений»

Гипотеза проекта:
В моём варианте ленты Мёбиуса я хотел показать, что существование человека на планете Земля не заканчивается с его смертью: на смену одному поколению приходит другое, затем следующее. Белые и чёрные полосы на ленте Мёбиуса означают, что на жизненном пути не всегда всё хорошо: бывают и тёмные полосы, которые, в свою очередь, заканчиваются, и снова наступают белые. Белые и чёрные стороны фигурок означают, что в человеке есть и хорошее, и плохое.
У ленты Мёбиуса только одна грань, которую не нужно переходить, чтобы не свернуть с намеченного пути – грань между добром и злом.
Категория: Технология | Добавил: oby7777 | Теги: лента Мёбиуса, уроки технологии
Просмотров: 711 | Загрузок: 23 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-11-23, 6:09 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru