Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Самопознание

"Интеграция программы "Самопознание" в учебно-воспитательный процесс школы"
[ Скачать с сервера (90.2 Kb) ] 2018-11-15, 7:12 AM
Лингер Алена Викторовна
учитель самопознания
КГУ «Б-Чураковская средняя школа
отдела
образования акимата Алтынсаринского
района»
Костанайской области

Интеграция программы «Самопознание»
в учебно-воспитательный процесс школы.

«Тому, кто не постиг науку добра,
всякая наука приносит лишь вред».
М.Монтень

Человеческое общество стремительно развивается, возрастает благосостояние, создаётся больше условий для физического и интеллектуального развития, всё большее количество людей получает образование. Казалось бы, есть причины для оптимизма. Человечество стало могущественной силой благодаря своему развитому техническому и интеллектуальному потенциалу. Судьба планеты и всего живого на ней зависит от нас, так велика наша власть над природой. Но парадокс заключается в том, что наша цивилизация и сама планета, такой, как мы её знаем, находятся на грани самоуничтожения. К сожалению, при высоком уровне интеллектуального потенциала снижаются нравственные качества людей, поэтому ситуация становится все более опасной: все мы наблюдаем такие явления, как террористические акты, войны, рост самоубийства, дети-сироты при живых родителей, болезни, обездоленные старики, загрязнение окружающей среды.

С. А. Назарбаева, в поисках ответа на вечные вопросы говорит: «Считается, что главная цель образования — научить ребенка компьютерной грамотности, иностранным языкам для дальнейшего получения диплома престижного вуза». В итоге вырастает «дитя прогресса», которое не в состоянии отличить, добро от зла, сострадать и сопереживать ближнему своему. С самых первых шагов в жизни детям нужно прививать знания об извечных общечеловеческих ценностях: любви, всепрощении, терпимости и милосердии».

Ею была в 2010 году инициирована авторская Программа нравственно-духовного образования (НДО) «Самопознание», которая призвана решать вопросы духовно-нравственного развития детей и учащейся молодежи в системе образования Республики Казахстан. Педагогика сегодня нуждается не столько в изобретении новых средств и методов, сколько в ясной мировоззренческой ориентации, позволяющей интегрировать нравственно-духовное и интеллектуальное образование.

Нравственно-духовное образование — это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности через включение в содержание образования общечеловеческих ценностей, способствующих раскрытию высшей нравственно-духовной природы учащегося, и имеющий целью становление человека совершенного характера, живущего в единстве мысли, слова, дела.

Согласно приказу Министерства образования и науки РК № 208 от 02 мая 2017 года «О внедрении в организациях образования пилотного проекта по интеграции программы «Самопознание» в учебно-воспитательный процесс» наша школа получила статус пилотной организации образования по программе НДО и в 2017-2018 учебном году прошли подготовительный этап по внедрению данного проекта.
Целью пилотного проекта является создание в организации образования целостной воспитывающей среды, способствующей духовно-нравственному развитию личности, ориентированной на общечеловеческие ценности.
Главное не обучение предмету, а духовно-нравственное развитие через изучение предмета. Нам были предложены пути интеграции:
1. Вдохновляющие примеры из жизни великих ученых и из истории развития науки.
2. Знакомство с открытиями современной науки.
3. Выявление общечеловеческих ценностей в содержании каждого учебного предмета.
Благодаря проекту в нашей школе сложилась определенная система работы по НДО:
В начале учебного года наш коллектив изучил нормативные документы по программе нравственно-духовного образования «Самопознание», а также методические рекомендации по интеграции нравственно-духовного образования.
Учителя самопознания провели коучинг- занятия, где продемонстрировали 5 методических приемов своего предмета, а также техники, ориентируемые на потребности ребёнка, его индивидуальность, возрастные психологические особенности.
Проведены два методических семинара для учителей – предметников с целью повышения значимости интеграции содержания и методов предмета «Самопознание» и других школьных дисциплин путем обогащения нравственно-духовными ценностями содержания школьных предметов.
Рабочие недели начинались с проведения круга радости и Любви. Формат Круга радости предусматривал Приветствие, напутствие на добрые дела и поступки, театрализованное мини- представление по мотивам притч, исторических фрагментов, национальных традиций. На круге радости вручались грамоты, благодарственные письма за мероприятия предыдущей недели.
В учебный процесс введен Час самопознания, который проводит педагог-психолог. На Часе самопознания рассматриваются самые важные качества человека, анализируются нравственные поступки людей, изучаются примеры по фрагментам фильмов, художественных произведений, картин, признанных мировыми шедеврами живописи, скульптур и др.
В классные часы введены обязательные тренинги для учащихся по темам:
-в 1-4 кл. – «Азбука нравственности»
-в 5-8 кл. – «Грамматика нравственности»
-в 9-11 кл. – «Наука Совести»
Изменилось система взаимодействия школы с семьей в вопросах нравственно-духовного воспитания: апробированы новые формы проведения родительских собраний, родители привлечены в творческие и исследовательские проекты, проведены мероприятия с целью выявления семейных ценностей.
В течение всего учебного года учащиеся, педагоги и родители были вовлечены в анкетирование и тестирование, с целью выявления уровня нравственно-духовных ценностей человека и общества для республиканского мониторинга, по результатам которого на подготовительном этапе получены хорошие результаты.
Предмет «Самопознание», конечно, призван выполнять ключевую роль в образовательном пространстве казахстанской школы, утверждая ценность человека, воспитывая в нем чувство собственного достоинства, самоуважение, независимость суждений, потребность в самосовершенствовании, развивая способность правильно ориентироваться в жизненных ситуациях, нести ответственность за свою судьбу.
Однако всех задач духовно-нравственного становления человека отдельно взятый предмет не решает и даже его интеграция в УВП. Для усиления ценностного потенциала образования нужна мобилизация всех сил общества: педагогов, родителей, общественных деятелей и т.д. И ничего так действенней не научит ребёнка, как личный пример каждого из нас, когда наши мысли будут соответствовать нашим речам, а слова нашим поступкам.
Свое выступление хочу закончить призывом Главы государства Н.А.Назарбаева в своем Послании народу Казахстана: «Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности».
Каким будет наше будущее, зависит от нас, уважаемые учителя. Интегрируя Программу нравственно – духовного образования «Самопознание» в целостный педагогический процесс мы вместе построим счастливое будущее для наших детей, для себя, для нашего общества.
Категория: Самопознание | Добавил: лингер | Теги: интеграция, самопознание
Просмотров: 742 | Загрузок: 35 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 10:24 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru