Главная » Файлы » В помощь учителю » Самопознание |
[ Скачать с сервера (90.2 Kb) ] | 2018-11-15, 7:12 AM |
Лингер Алена Викторовна учитель самопознания КГУ «Б-Чураковская средняя школа отдела образования акимата Алтынсаринского района» Костанайской области Интеграция программы «Самопознание» в учебно-воспитательный процесс школы. «Тому, кто не постиг науку добра, всякая наука приносит лишь вред». М.Монтень Человеческое общество стремительно развивается, возрастает благосостояние, создаётся больше условий для физического и интеллектуального развития, всё большее количество людей получает образование. Казалось бы, есть причины для оптимизма. Человечество стало могущественной силой благодаря своему развитому техническому и интеллектуальному потенциалу. Судьба планеты и всего живого на ней зависит от нас, так велика наша власть над природой. Но парадокс заключается в том, что наша цивилизация и сама планета, такой, как мы её знаем, находятся на грани самоуничтожения. К сожалению, при высоком уровне интеллектуального потенциала снижаются нравственные качества людей, поэтому ситуация становится все более опасной: все мы наблюдаем такие явления, как террористические акты, войны, рост самоубийства, дети-сироты при живых родителей, болезни, обездоленные старики, загрязнение окружающей среды. С. А. Назарбаева, в поисках ответа на вечные вопросы говорит: «Считается, что главная цель образования — научить ребенка компьютерной грамотности, иностранным языкам для дальнейшего получения диплома престижного вуза». В итоге вырастает «дитя прогресса», которое не в состоянии отличить, добро от зла, сострадать и сопереживать ближнему своему. С самых первых шагов в жизни детям нужно прививать знания об извечных общечеловеческих ценностях: любви, всепрощении, терпимости и милосердии». Ею была в 2010 году инициирована авторская Программа нравственно-духовного образования (НДО) «Самопознание», которая призвана решать вопросы духовно-нравственного развития детей и учащейся молодежи в системе образования Республики Казахстан. Педагогика сегодня нуждается не столько в изобретении новых средств и методов, сколько в ясной мировоззренческой ориентации, позволяющей интегрировать нравственно-духовное и интеллектуальное образование. Нравственно-духовное образование — это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности через включение в содержание образования общечеловеческих ценностей, способствующих раскрытию высшей нравственно-духовной природы учащегося, и имеющий целью становление человека совершенного характера, живущего в единстве мысли, слова, дела. Согласно приказу Министерства образования и науки РК № 208 от 02 мая 2017 года «О внедрении в организациях образования пилотного проекта по интеграции программы «Самопознание» в учебно-воспитательный процесс» наша школа получила статус пилотной организации образования по программе НДО и в 2017-2018 учебном году прошли подготовительный этап по внедрению данного проекта. Целью пилотного проекта является создание в организации образования целостной воспитывающей среды, способствующей духовно-нравственному развитию личности, ориентированной на общечеловеческие ценности. Главное не обучение предмету, а духовно-нравственное развитие через изучение предмета. Нам были предложены пути интеграции: 1. Вдохновляющие примеры из жизни великих ученых и из истории развития науки. 2. Знакомство с открытиями современной науки. 3. Выявление общечеловеческих ценностей в содержании каждого учебного предмета. Благодаря проекту в нашей школе сложилась определенная система работы по НДО: В начале учебного года наш коллектив изучил нормативные документы по программе нравственно-духовного образования «Самопознание», а также методические рекомендации по интеграции нравственно-духовного образования. Учителя самопознания провели коучинг- занятия, где продемонстрировали 5 методических приемов своего предмета, а также техники, ориентируемые на потребности ребёнка, его индивидуальность, возрастные психологические особенности. Проведены два методических семинара для учителей – предметников с целью повышения значимости интеграции содержания и методов предмета «Самопознание» и других школьных дисциплин путем обогащения нравственно-духовными ценностями содержания школьных предметов. Рабочие недели начинались с проведения круга радости и Любви. Формат Круга радости предусматривал Приветствие, напутствие на добрые дела и поступки, театрализованное мини- представление по мотивам притч, исторических фрагментов, национальных традиций. На круге радости вручались грамоты, благодарственные письма за мероприятия предыдущей недели. В учебный процесс введен Час самопознания, который проводит педагог-психолог. На Часе самопознания рассматриваются самые важные качества человека, анализируются нравственные поступки людей, изучаются примеры по фрагментам фильмов, художественных произведений, картин, признанных мировыми шедеврами живописи, скульптур и др. В классные часы введены обязательные тренинги для учащихся по темам: -в 1-4 кл. – «Азбука нравственности» -в 5-8 кл. – «Грамматика нравственности» -в 9-11 кл. – «Наука Совести» Изменилось система взаимодействия школы с семьей в вопросах нравственно-духовного воспитания: апробированы новые формы проведения родительских собраний, родители привлечены в творческие и исследовательские проекты, проведены мероприятия с целью выявления семейных ценностей. В течение всего учебного года учащиеся, педагоги и родители были вовлечены в анкетирование и тестирование, с целью выявления уровня нравственно-духовных ценностей человека и общества для республиканского мониторинга, по результатам которого на подготовительном этапе получены хорошие результаты. Предмет «Самопознание», конечно, призван выполнять ключевую роль в образовательном пространстве казахстанской школы, утверждая ценность человека, воспитывая в нем чувство собственного достоинства, самоуважение, независимость суждений, потребность в самосовершенствовании, развивая способность правильно ориентироваться в жизненных ситуациях, нести ответственность за свою судьбу. Однако всех задач духовно-нравственного становления человека отдельно взятый предмет не решает и даже его интеграция в УВП. Для усиления ценностного потенциала образования нужна мобилизация всех сил общества: педагогов, родителей, общественных деятелей и т.д. И ничего так действенней не научит ребёнка, как личный пример каждого из нас, когда наши мысли будут соответствовать нашим речам, а слова нашим поступкам. Свое выступление хочу закончить призывом Главы государства Н.А.Назарбаева в своем Послании народу Казахстана: «Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности». Каким будет наше будущее, зависит от нас, уважаемые учителя. Интегрируя Программу нравственно – духовного образования «Самопознание» в целостный педагогический процесс мы вместе построим счастливое будущее для наших детей, для себя, для нашего общества. | |
Просмотров: 742 | Загрузок: 35 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|