Главная » Файлы » В помощь учителю » Самопознание |
2019-12-12, 3:18 PM | |
Название программы: «Уроки речевого творчества» Разработчик: Государственное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» Составители: учителя начальных классов КГУ СОШ № 9 Усинова М.Б., Чудинова О.А. Уровень реализации — начальное образование. Возрастной диапазон — младший школьный возраст. Пояснительная записка В настоящее время абсолютной ценностью личностно- ориентированного образования является ребёнок, и в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры, как личность свободную, гуманную, духовную и творческую. Наше время – время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, смело высказывающие свои идеи. К сожалению, общепринятая школьная система ещё сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приёмов действия, типовых решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же приёмов убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Чтобы у младшего школьника развилось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребёнок может войти в мир творчества. ( М. Р. Львов) Современные образовательные программы предполагают развитие речевого творчества, являясь одним из обязательных требований, предъявляемых к ученикам на конец каждого учебного года, но методические и учебные пособия не содержат необходимый материал по речевой креативности, не давая возможности развиваться этим параметрам должным образом. Данный факультативный курс представляет собой систему творческих заданий на развитие речевой креативности и предусматривает поэтапное повышение уровня словотворчества у детей младшего школьного возраста. Эта планомерная система творческих заданий, рассчитана на все четыре года обучения в начальной школе. Цель курса: Повышение уровня креативности речи младших школьников; привитие интереса к литературному творчеству. Задачи: при создании творческих заданий учесть стартовый уровень речевой креативности детей; через творческое задание привить интерес учащихся к любому проявлению творчества; учить детей смело высказывать своё мнение, психологически не бояться быть непонятым окружающими; создание ситуации комфортности и успешности творческой деятельности; повышение уровня самооценки. Принципы построения программы: системное построение творческих заданий с учётом личностно деятельного подхода; Согласованность с «Литературным чтением» как учебной дисциплиной; Учёт уровня развитости у учащихся речевого творчества Наиболее удачные и эффективные методы, направленные на формирование речевого творчества у младших школьников. Метод проблемной ситуации: Объясняется переходом от чисто философского, умозрительного рассмотрения мышления в рамках отношения «рационализм- сенсуализм» к рассмотрению его как приспособительной функции, посредством которой человек решает поставленные «средой» проблемы. То, что «проблему» ставит перед человеком «среда», стало исходным пунктом редуцированного развития всей проблематики творчества. Познание по существу выступает в приспособительной функции. Присущая методу проблемной ситуации тема долженствования, с одной стороны, искусственно стимулирует мыслительный процесс, с другой стороны – ограничивает его конкретными условиями, задавая как бы «потолок» интеллектуальному творчеству. Например: - Как козлятам спастись от волка? Помочь Колобку обхитрить лесных жителей? Метод ассоциативной теории креативности Основоположник Mednik (1962). В своей теории доказал: чем более отдалёнными являются идеи, между которыми возникают ассоциации, тем более креативным считается мышление - при условии, что эти ассоциации отвечают требованиям задачи и характеризуются полезностью. Mednik различал три пути креативных решений, основанных на ассоциациях: Через интуитивную прозорливость; Нахождение сходства между отдалёнными элементами (идеями); Опосредование одних идей другими; Мартиндел (1989,1999) утверждает, что любые креативные продукты возникают в результате рекомбинации известных идей через новые ассоциации, опираясь на аналогию (сходство), креативное мышление способно установить ассоциации между ранее не связными идеями. -Придумать фантастический рассказ о валенке и пуговице. -Как победить Злодея с помощью лебединого пёрышка? Метод мозгового штурма Этот метод создал американский Осборн в конце 30-х годов 20 века. Метод представляет собой групповое решение задач, конференция идей, массовая мозговая атака и т.д. Цель метода: Формирование у детей умения давать большое количество идей в рамках заданной темы; обучение критическому отношению к результатам обсуждения; умение выбирать оригинальное решение задач. Учитель ставит перед детьми вопрос, выслушивает варианты ответов ребят, а затем подводит итог (систематизация темы). Каждый ученик имеет право выдвинуть свою идею, пусть даже ирреальную. -Хитрый кот положил около себя сыр и закрыл глаза. Сам не ест и мышам не даёт. Как мышам достать сыр? -Вдруг из моего крана полился апельсиновый сок… -Люди придумали таблетки от сна и … Метод синектики (Аналогии ) Разработан Гордоном (США) в 50-е годы 20 века. Синектика основана на Мозговом штурме при использовании различных видов аналогии. Цель метода: Представление незнакомого – знакомым, а привычное – чуждым. В основании такой работы лежат 4 типа операций: 1 тип – Эмпатия В основе лежит отождествление самого изобретателя с элементом проблемной ситуации, то есть умение «войти в шкуру другого». При этом надо сопереживать уподоблённому объекту. -Перепутали и поставили вазу с цветами в холодильник. Что при этом чувствуют цветы? 2 тип - Прямая аналогия. Поиск сходных процессов в других областях знаний. Решать проблему: -У фиалки сломался стебелёк. Как можно помочь цветку? 3 тип - Символическая аналогия. Использование метафор, символов, поэтических образов. (Описать с помощью поэтических образов объект.) Например: описание внешности человека. «…её глаза были цвета мокрой смородины» Автодорога –1) перевозчик груза, 2) объединитель государств 4 тип - Фантастическая аналогия. Представление объекта, либо процесса посредством игнорирования фундаментальных законов природы (как в сказке) Если цветок долго не поливать…. Корни цветка в определённое время сами дотягиваются до водопроводного крана и поглощают влагу Обучение аналогии должно происходить по этапам: 1)Рассказ взрослого о том, что почувствовал и что представил. 2)Рассказ взрослого дополняется ответами детей. 3)Сами дети рассказывают, что представили и чувствовали, а педагог дополняет, уточняет и расширяет представления детей об изменяемой точке зрения на объект. 4)Ребёнок самостоятельно, без помощи взрослого рассказывает о том, что представил или почувствовал. Метод Каталога. Был разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце (1926), для усиления процесса и развития ассоциаций. Для этого использовался любой текст (ряд иллюстраций), наугад сделанные выборки из него позволяют появиться неожиданным сравнениям. Детям даются вопросы, а ответы они ищут в какой-либо книге. Ответы собираются ведущим вместе с детьми в единую сюжетную линию. По окончанию совместного сочинения любой ребёнок должен уметь рассказать и придумать название. Предлагаемые вопросы: -Жил-был кто? -Где он жил? -Как он выглядел? -Чем занимался? -Кто ему помогал? И т. д. В дальнейшем, задаются блоки вопросов по схеме: Положительный герой ----какой был? ----где жил? ----какие добрые дела творил? Отрицательный герой -----какой был? -----где жил? -----какие злые дела вершил? Друзья положительного и отрицательного героев: ----Кто это? ----Кто помогал в делах? Взаимодействие добрых и злых сил: -----где и как это происходило? -----как наказано было зло? Собственное сочинение историй должно проходить достаточно в быстром темпе и эмоционально со стороны ведущего (педагог выражает то удивление, то ужас и т. д.) По отношению к сочинённому рассказу. Метод контрольных вопросов: Метод предусматривает развитие творческого мышления, последовательно ставя перед учащимися наводящие вопросы, на которые они охотно отвечают. Работа проводится в диалогической форме. Дырявый шерстяной носок -Как по – новому можно применить объект? -Как упростить и модернизировать его? -Что можно увеличить (уменьшить)? - Как преобразовать, перевернуть? -Попасть в стимулирующую обстановку (лес, музей, магазин, сказка…) Факультативный курс «Уроки речевого творчества» построен по следующей схеме: Технология творческого курса «Уроки речевого творчества» 1.Игровые формы творческой деятельности; 2.Освоение элементов творчества в практической деятельности; 3.Обнаружение в себе автора, способного создать какие-либо творческие продукты; 4.Формирование коллективно-оценочного отношения к продуктам творчества людей, к своим результатам. Работая по данной программе факультативного курса следует стремиться превратить обычного ученика начальных классов общеобразовательной школы в личность, которая, в дальнейшем, будет очень необходима и востребована современным обществом: Желаемая модель выпускника творческого курса «Уроки речевого творчества» Не боится высказывать свои смелые идеи Легко вступает в обсуждаемую тему разговора Свободно выражает свои мысли как устно и письменно Приводит веские аргументы к своим суждениям Имеет богатый словарный запас Коммуникабелен Мыслит нешаблонно Уверен в себе, психологически ориентирован на успешность любой деятельности Имеет адекватную самооцен Тематическое планирование занятий факультативного курса «Уроки речевого творчества» 1 КЛАСС Кол-во часов Дата 1 «Я не боюсь говорить!» 1 2 « Я люблю себя за то, что…» 1 3 «Опиши друга» 2 4 Связь слов в предложении. Согласованность членов предложений. 2 5 Сказки русского народа. Алгоритм 2 6 Составление сказок по аналогии 2 7 Коллективное составление сказочной истории 1 8 « Волшебная дорожка для Колобка» Алгоритм 1 9 «Исправь ошибку» Нахождение смысловых несоответствий 1 10 Определение качеств действия 2 11 Антонимы 1 12 «Как избавиться от грубых слов?» 1 13 Синонимы 1 14 «Когда мне бывает страшно…» 1 15 Построение рассказа методом Контрольных вопросов 2 16 Рифма. Первое знакомство 2 17 Коллективное составление двустиший по готовой рифме (буриме) 1 18 Смысловой подбор рифмы 2 19 Тематическое составление двустиший 3 20 Начало оформления «Словаря поэта» 4 2 КЛАСС 1 Разговор по душам «Зачем уметь красиво говорить?» 2 Решение изобретательных задач «Ах, если бы..., ах если бы...» 3 «Что важней, что главней?» метод исключений 4 Составление рассказа по готовой концовке 5 Работа по восстановлению текста 6 Изменение событий в рассказе в пользу главного героя 7 Составление рассказа о животном. Первое самостоятельное сочинительство 8 Презентация первого своего собственного произведения 9 Составление мини-рассказа с опорой на предложенные слова 10 Прогнозирование будущего 11 Учимся давать словам лексическую характеристику 12 Принцип «Словаря» 13 «Загадка, загадка, открой свою тайну...» 14 Загадка в рифмованной форме 15 Законы рифмоплётства 16 Подбор и «перепутывание» стихотворений 17 Сочинение рассказа описательного характера 18 Сочинение-описание 19 Сочинение-восторг 20 Учёный совет «Самый важный предмет в жизни» 3 КЛАСС 1 «Я говорю на языке разных стилей» 2 Работа по выделению из текста слов-опор, определяющих главную мысль 3 Сочинение - большая выдумка. (Оживление неодушевлённых предметов) 4 Сочинение – представление ирреального будущего 5 «Переселение душ» 6 Стихоплётство. Создание лимерик 7 Дружеский шарж в стихах 8 Диспут «Что важней: быть умным или богатым?» 9 «Словарь настроений» 10 Описание настроений различных предметов 11 «Рекламное бюро» 4 КЛАСС 1 Эссе «С какого возраста можно считать себя взрослым?» 2 «Поразившая меня картина мира» сочинение – описание 3 Тренинговое занятие «А я, думаю по-другому!» 4 Составление тематических стихотворений 5 Работа по составлению поэтических сборников 6 Журналистский репортаж «Как вы относитесь к речевым ошибкам?» 7 Конкурс на лучшего ведущего ток-шоу 8 «Взгляд со стороны» пересказ «чужими словами» 9 «Новая жизнь старых вещей» нестандартное использование привычных предметов 10 Диалогическая речь 11 Монологическая речь 12 Презентация творческой личности выпускника начальной школы Библиография Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей.: Учебное пособие для студ. Высших учебных заведений. – М.: Издательский центр Академия, 2002, -320 с. Бунеева Е.В. Уроки детского чтения по книге «В одном счастливом детстве» 3 класс Волков Б.Е., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2002, 256 с. Вульфсон С.И. Уроки профессионального творчества: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 160 с. Калюшкина А.П. Об опыте работы детского творчества. // Начальная школа, 2000, №12, с. 44-47 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования 2002, №6, с. 10-41 Курбатова Л. Развитие творческого воображения // Обруч, 2000, №6 Львов М.Р, Школа творческого мышления. Учебное пособие по русскому языку для обучения в младших классах. – М.: Издательский центр Академия, 2002. –464с. Нечаева Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. ФНМЦ им. Л.В. Занкова, Самара, Корпорация «Фёдоров», 1999. Павленко Л.Ф. Путешествие в тридесятое царство. Развитие мышления младших школьников средствами работы с малыми литературными формами, Ульяновск: ИПКПРО, 1997. Прохорова Л.Н. подготовка учителя к работе п развитию креативности младших школьников // Начальная школа. – 2003, №2, с. 38-42 Симановский А.Е. Развитие творческого мышления детей . - Ярославль: Академия развития. – 1997 Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьников. – Ярославль: Академия развития. –1996. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности младших школьников. М. : Издательский центр ВЛАДОС. –2001. – 161с. Шубинский В.С.Педагогика творческого потенциала у школьников. М.: Просвещение. – 1989. | |
Просмотров: 346 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|