Главная » Файлы » В помощь учителю » Самопознание |
[ Скачать с сервера (11.4 Kb) ] | 2013-04-15, 2:48 PM |
Урок самопознания 3 класс Тема: «Красота, Вдохновение, Радость и Тайна». Выполнила: учитель начальных классов ГУ «Комплекс школа – детский сад №6» Галиева А. К. г. Усть-Каменогорск Урок самопознания Тема: «Красота, Вдохновение, Радость и Тайна». Цель: пробуждение в ребенке чувств, позволяющих видеть природу «другими глазами». Задачи: Заложить понятие неразрывной связи человека и природы; Помочь осознать ответственность перед природой, раскрыть значение слов «Красота», «Радость», «Тайна». «Природа есть родина всех талантов, начиная от росинки – солнца, сверкнувшей всеми огнями, кончая талантами, переходящую в историю культуры». М. Пришвин Ход урока: Организационный момент Учитель: «Здравствуйте, ребята! У меня сегодня необычное настроение и мне хочется стать волшебницей и сотворить какое-нибудь, пусть маленькое чудо. Круг радости Чтобы сотворить чудо, у каждого у вас должно быть хорошее настроение. Для этого мы с вами поиграем в игру «Комплимент». Каждый должен с улыбкой сказать друг другу хорошие слова, увидеть что-то необычное в своих подругах и друзьях. Давайте, начну я. - Леночка, у тебя очаровательная улыбка! Лена: - Алеша, ты хороший друг. Алеша: - Даша, ты очень добрая и т.д. Основная часть Я хочу предложить вашему вниманию сказку В.А. Сухомлинского с очень интересным названием «Красота, Вдохновение, Радость и Тайна природы» Пошел маленький мальчик в лес. Встретил Старика, идущего из лесу. Старик шел усталый, но радостно улыбался. - Почему вы улыбаетесь, Дедушка? – спросил Мальчик. – Наверное, в лесу есть что-то хорошее? - Да, Мальчик, в лесу есть Красота, Вдохновение, Радость и Тайна. Я увидел их, и мне захотелось жить еще много, много лет. Мальчик побежал в лес. Посмотрел вокруг себя. Все красиво: и дуб могучий, и ель нарядная, и ива плакучая, и береза белокурая. Но самым красивым показался Мальчику маленький цветок фиалки. Он поднял из травы свою синюю головку с фиолетовым глазом и с изумлением смотрел на мальчика. - Это Красота, - тихо прошептал Мальчик. Прислушался мальчик и услышал далеко-далеко тихую песню дикого голубя. И в это мгновение вспомнилось мальчику что - то ласковое и доброе Вспомнились мальчику материнские руки. Захотелось ему самому спеть песню о маме. -Это Вдохновение, - тихо прошептал Мальчик. Пристально Мальчик посмотрел вокруг себя. Ярко сияло солнышко, высоко в синем небе летели птицы, до самого горизонта плыли зеленые волны леса. «Как хорошо, что я все это вижу и чувствую, - так подумалось Мальчику. – Мир – это Радость, жить – это Радость». Но где же Тайна? Долго, очень долго присматривался и прислушивался Мальчик, но Тайны и не заметил. Пошел Мальчик в лес и на второй день. Опять встретил Дедушку, идущего из лесу. Рассказал Мальчик, как он встретился с Красотой, Вдохновением и Радостью, а вот с Тайною не встретился. - Дедушка, где же Тайна? Дедушка загадочно улыбнулся и ответил: - Доживешь до седых волос, - увидишь Тайну. Прошло много лет. Мальчик вырос, стал взрослым человеком. Он женился, вырастил детей, и дети его стали взрослыми. Стал он седым стариком. Пошел однажды Старик в лес. Много лет прошло с тех пор, как маленьким Мальчиком услышал он слова о Красоте, Вдохновении, Радости и Тайне. И вот теперь вспомнились ему слова старика. Первое, что увидел в лесу, - изумительно красивую фиалку в зеленой траве. «Это тот же цветок, который я видел здесь много лет назад, - подумалось Старику. – неужели он вечный?» Прислушался Старик: также шепчет трава, шелестят листья. Поднял он голову и увидел: плывут белые облака, летит журавлиный клин в синем небе. - Так вот в чем Тайна, - догадался Старик. – Красота вечна. Беседа. - Ребята вам понравилась сказка? - Чем она вам понравилась? - Как вы думаете, о чем эта сказка? Вы правы, эта сказка о природе и человеке в ней. Это сказка о том, что природа живая, и человек может ее увидеть и услышать. Например, песня голубя напоминает песню мамы, а цветок фиалки с изумлением посмотрел на мальчика. -Что интересного увидел и услышал Мальчик в лесу? Учитель (вывод) Мне тоже очень понравилась эта сказка, она красивая. В ней много красивых образов, слов, ты переживаешь вместе с героем, в тебя вселяется чувство прекрасного, радостного. Наверное, каждый из вас понял, что не только Красота вечна, но само стремление человека к красоте, поиску и созданию ее вечно. Подумайте об этом. - Какие способности обрели Старик и Мальчик, общаясь с природой. ( способность открывать, т.е. видеть, слышать, чувствовать новое, а значит и мыслить по - новому ) - Скажите, а какие люди по характеру способны увидеть «живую» красоту природы, при этом ощутить Радость и Вдохновение? (Внимательные, чуткие, отзывчивые) -Ребята, а как вы относитесь к природе? -Нравится вам бывать наедине с природой? - Вдохновляет ли вас природа на какое-то занятие, дело? -Открывает Вам природа свои тайны? - Испытываете ли вы радость, общаясь с ней? Минутка тишины Сейчас мы с вами отправимся в путешествие в чудесный мир природы, где побывал наш герой. Для этого сядьте удобно, закройте глаза. Мы перенесемся в удивительный мир, имя которого - лес (звучит музыка). Ты идешь по тропинке, вдыхаешь свежий лесной аромат, слышишь пение птиц, видишь изумительно прекрасную фиалку в зеленой траве. Ты бережно прикасаешься к лепесточкам, чувствуешь, как она улыбнулась тебе и прошептала: «Добрый день» Шаловливый ветерок играет с травой и листьями и даже пробегает по твоим волосам. Какая красота! Это ли не чудо! Нам пора возвращаться в класс. Мысленно поблагодарите Природу. А теперь откройте глаза, встаньте, потянитесь, улыбнитесь друг другу. Работа с пословицами. (по рядам) -Ребята, объясните, пожалуйста, смысл пословицы. Пословицы • Красота лица – в красоте характера. • Не гляди в лицо, а заглядывай в сердце. • Кто сердцем щедр, тот лицом светел. Вывод: Красота души – это сочетание добрых качеств и поступков человека. А теперь немного отдохнем. Каждый из вас в душе маленький актер. Попробуйте изобразить настроение мимикой. Физминутка «Мимика» Мы огорчились. Мы рассердились. Мы удивились. Мы обрадовались. Мы улыбнулись. - Молодцы, у вас прекрасно получилось. Спасибо. Размышление над ситуацией. В воскресный день ребята всем классом пошли в лес. Много интересного и неожиданного увидели дети. - Правильно ли поступили в сложившихся ситуациях? А. Нина неожиданно в кустах увидела гнездо, в котором лежало пять аккуратных яиц. Она осторожно взяла одно, положила себе на ладонь, полюбовалась им, а затем унесла домой. Б.Ребята увидели в траве птенца, не умеющего летать. От страха он отчаянно пищал. Они поискали вокруг гнездо, из которого он выпал, но не нашли и решили взять его домой. В. Неожиданно перед ребятами появилась белка. Один из мальчиков изловчился и накрыл его шапкой. «Теперь моя будешь»,-довольно сказал он. Вывод -Защищая природу, человек защищает себя. Кто в детстве спас птенца, выпавшего из гнезда, не дал разорить муравейник, во взрослой жизни тоже будет защищать все живое. - Молодцы, у вас прекрасно получилось. Спасибо. Упражнение. Закончи предложение. Работа в группах. Дописать вторую часть предложения (несколько вариантов). • Человек красив тогда,… когда поступает хорошо. • Человек красив тогда,… когда радуется успехам других. • Человек красив тогда,… когда помогает товарищу и т.д. • Самый красивый человек для меня… тот, у которого доброе сердце. • Самый красивый человек для меня,…. который любит природу и т.д. • Красивые поступки,… когда ты спешишь на помощь другим. • Красивые поступки… когда не обижаешь слабых.. • Красивые поступки… когда ты бережно относишься к природе.и т.д. Вывод: Человек красив делами. Работа в парах. Творческая работа. Как вы хотите выразить красоту?- рисунок Показ работ, объяснение Цветок, радуга, солнце, бабочка и т.д. Вывод: Красота, Радость, Тайна – рядом с нами. Только надо увидеть и услышать. Постарайтесь увидеть прекрасное в окружающем нас мире. Обобщение. Ребята, мы много говорили о Красоте, Вдохновении, Радости, Тайне. Какие ассоциации возникли у вас с этими словами? Красота – это…. Радость- это… Тайна - это… Вдохновение – это … Что такое красота души? Красота души – это сочетание добрых качеств и поступков человека. -Чем красив человек? Человек красив делами. К этому мы всегда должны стремиться, и тогда мир вокруг нас станет еще красивее, радостнее. Ребята, а теперь каждый возьмите сердечко (сердечки из цветного картона, можно маленькие открытки – сердечки по количеству детей) От сердца к сердцу Скажите пожелания друг другу, подарите частичку своего сердца. (подарить сердечки) Учитель: -Лейла, я желаю тебе здоровья, оставайся такой общительной, красивой, доброй (дарит сердечко) Лейла: - Вова, я желаю тебе успехов в учебе. Будь всегда таким, какой ты есть. Вова: - Женя, тебе я желаю, чтобы ты никогда не болела и была такой же приветливой, веселой и т.д. | |
Просмотров: 2535 | Загрузок: 188 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|