Главная » Файлы » В помощь учителю » Самопознание |
[ · Скачать удаленно (18) ] | 2013-12-01, 11:10 AM |
Тема: Быть патриотом своей страны Усманова Л.Д. Цель: расширять представление о значении и ценности Родины в судьбе каждого человека. Задачи: - раскрывать значение понятия «патриотизм»; - развивать стремление быть патриотом своей страны; - воспитывать чувство гордости за свою страну, ее народ и историю. Круг радости - Хорошо, что солнце светит! (поднимаем руки вверх) - Хорошо - Хорошо, что дует ветер! (машем на себя) - Хорошо - Хорошо в краю родном! (разводим руками) - Хорошо - Хорошо там, где наш дом! (показываем на себя) - Хорошо Здравствуй, наша школа, Мы с тобой, мы тебя любим! Здравствуй, наш город Атырау, Мы с тобой, мы тебя любим! Здравствуй, наша Родина — Республика Казахстан, Мы с тобой, мы тебя любим! Здравствуй, наша планета Земля, Мы с тобой, мы тебя любим Введение в замысел урока. Наедине с собой То, о чём сегодня на уроке пойдёт речь, вы мне скажите сами, посмотрев небольшой сюжет, и послушав песню Марка Бернеса. - Прошу вас, подумайте, что хотел сказать нам автор песни, какой глубинный смысл стремился донести до нас? ВИДЕО СЮЖЕТ «С чего начинается Родина?» - О чём же этот сюжет? (О Родине) - Что значит Родина для автора песни? - А что для вас значит слово Родина? ………. - О том, что такое родина для человека сказано в старинных казахских и русских пословицах (прочтём их) Работа в группах Отанды сүю – от басынан басталады. Любовь к Родине у семейного очага зарождается Отансыз адам – Ормансыз бұлбұл. Человек без Родины, что соловей без леса. Отанға опасыздық еткенің, Өз түбіңе өзің жеткенің. Родину предать – себя заживо схоронить - Родина- это наш общий дом. Ведь так много значит слово «Родина», что другим словом и не назовёшь, не объяснишь, не охватишь. Одно назовёшь, а каждый что- то подскажет так, как каждый понимает по- своему, но каждый обязательно произнесёт: «семья, дом, родной город» - А как мы называем человека, любящего свою родину? (патриот) - Какого человека мы можем называть патриотом? (Дети дополняют……) - А вот какое определение патриота даётся в толковом словаре…… Патриот — тот, кто любит свое Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины - Хотелось познакомить вас с устаревшими словами, которые обозначали то же самое, что и слово патриот (слова синонимы) • Отечественник • Отчизник • Отчизнолюбец • Усердный защитник - Давайте попробуем составить портрет патриота ) Работа в группах -Вам надо разделиться на 3 группы по 4 человека и на рабочих листах, которые подготовлены на столах, завершить незаконченное предложение (внимание на экран) Патриот – человек, который любит_____________________________________________________________ хранит___________________________________________________________ уважает__________________________________________________________ переживает________________________________________________________ гордится_________________________________________________________ помогает_________________________________________________________ СПОКОЙНАЯ МУЗЫКА - Расскажите, что у вас получилось…. - Что вы подобрали к слову любит….., хранит…., уважает…., переживает…., гордится…., помогает…. - Действительно, вы правы, потому что патриот не может быть равнодушным, только активные действия патриота сделают Родину процветающей. - Посмотрите, пожалуйста, на фотографии этих людей. - Что вам о них известно? - Можно ли их назвать патриотами своей страны? Токтар Аубакиров Родился в Карагандинской области, окончил высшую школу лётчиков – испытателей по профессии лётчик – испытатель, лётчик- космонавт и лётчик- исследователь, генерал майор. 2 октября 1991 г стартовал в космос и пребывал 7 дней 22 часа. - Можно ли назвать патриотом своей страны? Почему? Абай Кунанбаев родился в Семиполатинской области. Казахский поэт, просветитель, основоположник казахской письменной литературы. - Можно ли назвать патриотом? Ибрай Алтынсарин Роза Рымбаева певица, народная артистка Казахстана - Можно ли назвать патриотами этих людей? Маншук Маметова Алия Молдагулова - Можно ли их назвать достойными гражданами, настоящими патриотами? Стихотворение «У памятника» - Во всех приведённых примерах – патриот это взрослый человек. - А вы считаете себя патриотами? - Как можно проявить свою любовь к Родине? СПОКОЙНАЯ МУЗЫКА Работа в группах. Ситуация 1. Папа и мама предлагают мальчику поехать вместе с ними по местам военных сражений. В них участвовал их дедушка. Но мальчику очень не хочется, так как его друг дал ему самую последнюю компьютерную игру, о которой он давно мечтал. Как может поступить мальчик? Ситуация 2. В классе появилась новая девочка. Она приехала из Армении. Некоторые ребята в классе предлагают остальным ребятам не разговаривать с ней, объясняя это тем, что девочка «нерусская». Как ты поступишь? Ситуация 3. Учащимся класса предлагается в выходной день принять участие в посадке аллеи Славы. Несколько учащихся отказалось участвовать, мотивируя это тем, что родители им не разрешают в выходной день куда-то идти. Как бы ты поступил(а) на их месте? Ситуация 4. Учитель делает замечание учащимся, которые во время исполнения гимна государства смеются, ведут себя развязно, разговаривают. После линейки он делает запись в дневнике. Ребята возмущаются тем, что классный руководитель сделал им замечание. А как ты считаешь прав учитель или не прав? - Итак сделаем вывод: - Кого мы можем назвать патриотом своей страны? Круг «От сердца к сердцу» Учитель предлагает учащимся по строке прочитать стихотворение, представленное в учебнике; (с.75) Если ты хочешь быть патриотом, то ты должен развивать в себе следующие качества: 1. Если ты хочешь вырасти достойным человеком и гражданином, не говори плохо о стране, в которой живешь ты и твои родители, где заводилась ваша родословная. 2. Изучай историю своей страны, ее прошлое и настоящее, ее радостные дни и горькие. 3. Знакомься с памятными и историческими местами своей Родины, знакомься сам и рассказывай об этом другим людям. Поверь, наша страна настолько богата своей историей, что твой рассказ будет интересен любому человеку. 4. Чем чаще ты будешь посещать музеи и исторические места своей страны, тем интереснее тебе будет возвращаться к ним вновь и вновь. 5. Помни, что чем больше ты будешь выражать недовольство каждым прожитым днем, тем меньше друзей и товарищей будут рядом с тобой. Люди не любят людей все время чем-то недовольных. 6. Проявляй себя с позитивной стороны, не бойся быть инициативным, старайся показывать свои знания и умения, эрудицию и любознательность. 7. Смотри передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой ты живешь. 8. Не будь равнодушным и безразличным к тем событиям, которые происходят в твоей стране. Это страна, в которой тебе жить долгие годы. От того, как ты будешь проявлять интерес к ее судьбе, зависит ее интерес к твоей судьбе. 9. Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну. 10. Гордись тем, что ты – гражданин великого многонационального Казахстана! Музыкальный клип «Здравствуй столица» Домашнее задание - Быть патриотом - значит видеть свою страну процветающей. Напиши о своём друге, которого ты считаешь патриотом. . Минутка тишины Звучит аудиозапись произведения для домбры Сейчас мы совершим путешествие по нашей Родине. Закройте свои глазки. Сядьте так, как вам удобно. Представьте себе, что сейчас у вас вырастают большие и крепкие крылья. С их помощью мы сможем посетить каждый уголок нашего великого Казахстана. Мы медленно поднимаемся и через окно класса летим навстречу ветру. Сейчас мы пролетаем над нашей любимой школой, над нашим городом. Посмотрите на наш город, он весь утопает в зелени. Мы летим и видим, как под нами проплывают синие горы, похожие на седых великанов. Мы видим голубые ленты рек Жетысу – Семиречья и волшебное озеро Балхаш. Волшебное потому, что в этом озере вода наполовину пресная и наполовину соленая. Мы слышим звонкую песню жаворонка в вышине, вдыхаем запах разнотравья величественной степи. Сейчас под нами сверкающие блюдца степных озер, от которых веет свежестью и прохладой (пауза). Мы летим к северу. Здесь колышется золотое море пшеницы, здесь растет хлеб, который кормит всю страну. А зима здесь необыкновенная, холодная. Поэтому наденьте теплые шубки. Мороз на окнах рисует сказочные узоры, слышны завывания вьюги. Она напевает колыбельную и под ее пение спят животные, реки и озера (пауза). Сейчас мы держим путь на запад к великому Каспийскому морю. Вслушайтесь в тихий плеск морских волн. Повернитесь лицом к этому ветерку, вдохните свежесть моря (пауза). А теперь мы направляемся к царству песка. Пустыня похожа на бескрайнее желтое море. Кажется, что это море безжизненно, но это совсем не так. Здесь даже барханы живые. Они умеют петь, поэтому их называют «поющие барханы». Они дремлют под жарким солнцем и в полусне рассказывают мудрые сказки пустынь (пауза). А сейчас мы летим в сторону нашего города и возвращаемся в нашу школу, где нас ждет много интересного, необычного, непознанного (пауза). Откройте глаза. Вам понравилось путешествие? Я надеюсь, вам всем удалось представить себе всю красоту нашего края. Казахстан – это удивительная страна. Она очень велика. На ее территории могут разместиться пять маленьких республик. Поэтому и климат в нашей стране тоже разный. Например, когда на юге Казахстана уже зацветает урюк, появляются первые листочки, на севере еще может лежать снег. Какой представилась вам наша страна? Какие чувства вы испытывали во время полета над Родиной? Подумайте и скажите, что такое Родина? (Ответы детей). Обобщение. - Любуясь красотой родного края, узнавая ближе людей, которые живут рядом, человек становится лучше и добрее. Он гордится своей землёй и может сказать: «Все земли хороши, а своя лучше всех!» Отанды сүю – от басынан басталады. Любовь к Родине у семейного очага зарождается Отансыз адам – Ормансыз бұлбұл. Человек без Родины, что соловей без леса. Отанға опасыздық еткенің, Өз түбіңе өзің жеткенің. Родину предать – себя заживо схоронить Патриот – человек, который любит_____________________________________________________________ хранит___________________________________________________________ уважает__________________________________________________________ переживает________________________________________________________ гордится_________________________________________________________ помогает_________________________________________________________ Патриот – человек, который любит_____________________________________________________________ хранит___________________________________________________________ уважает__________________________________________________________ переживает________________________________________________________ гордится_________________________________________________________ помогает_________________________________________________________ Патриот – человек, который любит_____________________________________________________________ хранит___________________________________________________________ уважает__________________________________________________________ переживает________________________________________________________ гордится_________________________________________________________ помогает_________________________________________________________ Маншук Маметова В августе 1942 года на фронт добровольно ушла Маметова Маншук Жиенгалиевна Маншук Маметова родилась в 1922 году в Урдинском районе Западно-Казахстанской области. Родители Маншук рано умерли, и пятилетнюю девочку удочерила ее тетя Амина Маметова. Детские годы Маншук прошли в Алмате. Когда началась Великая Отечественная война, Маншук училась в медицинском институте и одновременно работала в секретариате Совнаркома республики. В августе 1942 года она добровольно вступила в ряды Красной Армии и отправилась на фронт. В части, куда прибыла Маншук, ее оставили писарем при штабе. Но юная патриотка решила стать бойцом передней линии, и через месяц старший сержант Маметова была переведена в стрелковый батальон 21-й гвардейской стрелковой дивизии. Недолгой, но яркой, как вспыхнувшая звезда, была ее жизнь. Маншук погибла в бою за честь и свободу родной страны, когда ей шел двадцать первый год и она только что вступила в партию. Недолгий боевой путь славной дочери казахского народа завершился бессмертным подвигом, совершенным ею у стен древнего русского города Невеля. 16 октября 1943 года батальон, в котором служила Маншук Маметова, получил приказ отбить контратаку врага. Едва фашисты попытались отбить атаку, как заработал пулемет старшего сержанта Маметовой. Гитлеровцы откатились назад, оставив сотни трупов. Несколько яростных атак гитлеровцев уже захлебнулось у подножия холма. Вдруг девушка заметила, что два соседних пулемета замолчали - пулеметчики были убиты. Тогда Маншук, быстро переползая от одной огневой точки к другой, начала обстреливать наседающих врагов из трех пулеметов. Враг перенес огонь минометов на позиции находчивой девушки. Близкий разрыв тяжелой мины опрокинул пулемет, за которым лежала Маншук. Раненная в голову, пулеметчица на некоторое время потеряла сознание, но торжествующие крики приближающихся гитлеровцев заставили ее очнуться. Мгновенно перебравшись к соседнему пулемету, Маншук хлестнула свинцовым ливнем по цепям фашистских вояк и уничтожила 70 солдат противника . И вновь захлебнулась атака врага. Это обеспечило успешное продвижение наших подразделений, но девушка из далекой Урды осталась лежать на склоне холма. Пальцы ее застыли на гашетке "максима". 1 марта 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР старшему сержанту Маншук Жиенгалиевне Маметовой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Так Маншук Жиенгалиевна Маметова стала всемирно известной легендой казахского народа. Первой девушкой-казашкой ставшей Героем Советского Союза. Алия Молдагулова Алия Молдагулова родилась 25 октября 1925 года в ауле Булак Хобдинского района Актюбинской области. Ещё ребёнком потеряла родителей. Мать девочки вероятно погибла во время нелегального сбора зёрен на колхозном поле во время голода, так как отец не жил с семьёй и возможно преследовался властями, как потомок бая, но тем не менее не арестовывался и в тюрьме не сидел С восьми лет Алия жила в Алма-Ате в семье дяди Аубакира Молдагулова. В 1935 году дядя Аубакир поступил в Военно-транспортную академию. Семья Молдагуловых вместе с Алией переехала в Москву. Через несколько лет они переехали в Ленинград, куда была переведена академия. Осенью 1939 года дядя, по семейным обстоятельствам, устроил 14-летнюю Алию в детский дом № 46 Все воспитанники этого детского дома учились в ленинградской школе № 9 (ныне № 140) Участие в Великой Отечественной войне В июне 1941 года, с началом Великой Отечественной войны, семья дяди эвакуировалась, а Алия осталась в Ленинграде. 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда. В марте 1942 года вместе с детским домом была вывезена из осаждённого Ленинграда в село Вятское Ярославской области. По окончании 7-го класса Вятской средней школы Алия 1 октября 1942 года поступила в Рыбинский авиационный техникум, но через три месяца подала заявление в РККА с просьбой отправить её на фронт. 21 декабря 1942 года Алия Молдагулова была официально отчислена из числа учащихся техникума в связи с уходом на фронт В мае 1943 года в Москве была создана Центральная женская школа снайперской подготовки. Алию Молдагулову определили в первый набор. 23 февраля 1943 года девушки-курсантки приняли военную присягу. В июле 1943 года Алия вместе с несколькими своими подругами-однокурсницами была направлена снайпером в 54-ю стрелковую бригаду (22-я армия, 2-й Прибалтийский фронт). В ходе прохождения военной службы Алиёй было зафиксировано следующее происшествие. Пятеро немецких солдат, заметив нескольких девушек-снайперов, идущих в их сторону по нейтральной полосе, устроили засаду. Однако первой успела выстрелить Алия, еще двух убили снайперы Зина и Надя, оставшихся двух солдат противника девушки под конвоем привели на командный пункт На её официальном счету 78 уничтоженных солдат и офицеров противника. Была смертельно ранена и погибла в бою 14 января 1944 года севернее города Новосокольники; будучи раненной в руку осколком мины, участвовала в рукопашном бою с немецкими солдатами, была вторично ранена немецким офицером, которого также уничтожила, вторая рана оказалась смертельной Похоронена в деревне Монаково Новосокольнического района. Ситуация 1. Папа и мама предлагают мальчику поехать вместе с ними по местам военных сражений. В них участвовал их дедушка. Но мальчику очень не хочется, так как его друг дал ему самую последнюю компьютерную игру, о которой он давно мечтал. Как может поступить мальчик? Ситуация 2. В классе появилась новая девочка. Она приехала из Армении. Некоторые ребята в классе предлагают остальным ребятам не разговаривать с ней, объясняя это тем, что девочка «нерусская». Как ты поступишь? Ситуация 3. Учащимся класса предлагается в выходной день принять участие в посадке аллеи Славы. Несколько учащихся отказалось участвовать, мотивируя это тем, что родители им не разрешают в выходной день куда-то идти. Как бы ты поступил(а) на их месте? | |
Просмотров: 1864 | Загрузок: 345 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|