Главная » Файлы » В помощь учителю » Самопознание |
2014-04-25, 6:49 PM | |
Доклад «Предмет «Самопознание» и его роль в нравственно – духовном воспитании» Подготовила: учитель самопознания КГУ "Средней общеобразовательной школы №11" города Семей Садвакасова Гульнар Даулеткалиевна Воспитывать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит, вырастить угрозу для общества. Ф. Рузвельт В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера. Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем подрастающего поколения. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Главная цель предмета «Самопознание»: способствовать нравственно – духовному образованию, гармоничному становлению человека посредством развития следующих ключевых компетенций: - определять свою жизненную позицию; - конструктивно решать разные вопросы соответственно нравственным нормам; - Выстраивать позитивное отношение к себе, к людям и окружающему миру; - Оказывать посильную помощь людям, проявлять заботу о родных и близких; - жить в ладу с самим собой; быть искренним в мыслях, словах и действиях; - проявлять созидательную активность, гражданственность, патриотизм и толерантность; - проявлять готовность к нравственному выбору и ответственность за свои мысли, слова и поступки; - развивать на практике навыки служения обществу. Главные задачи предмета «Самопознание»: Развитие потребности учащихся в самопознании и творческой самореализации; Содействие в формировании гармоничной картины мира, понимании сути гуманистических ценностей; Формирование опыта нравственного поведения в учебных и жизненных ситуациях. Познание человеком самого себя. Предусматривается изучение ценностей: самопознание, нравственность, человек, жизнь, духовность, красота, мудрость, истина, здоровье, гармония, служение, труд, дружба, любовь, общение. Раскрытию целостного процесса развития гармоничной личности будет содействовать рассмотрение понятий: Приоритетным направлением развития национальной системы образования становится нравственно-духовное образование, ориентированное на максимальное раскрытие личностного потенциала человека. Нравственно – духовное образование, позволяющее личности достичь гармонии в физическом, психическом, духовном, социальном и творческом развитии, реализуется в реальной образовательной практике различными путями и прежде всего через предмет «Самопознание». Самопознание как учебный предмет призвано выполнять ключевую роль в сознании условий для становления нравственных основ личности, ее духовного совершенствования и самореализации. Средства предмета «Самопознание» также ориентированы на оказание поддержки и содействия учащимся в приобретении жизненно важным умений и навыков широкого спектра, позволяющего им проявлять созидательную активность на служение обществу. Основное назначение учебного процесса по самопознанию заключается в том, чтобы: Раскрывать способности человека и развивать его как индивида, как личность, как субъекта деятельности и как индивидуальность с учетом его темперамента, характера, направленности и способностей; Формировать основы нравственного поведения учащихся, социально значимых ориентаций, обуславливающих отношение человека к себе, окружающему миру, человечеству в целом; Формировать систему ценностей личности, практические навыки творческого приложения знаний в решении проблем, направленные на служение обществу. Нравственно-духовное образование «Самопознания» осуществляется через достижение общих целей: • Способствовать осознанию каждым учеником своего внутреннего мира и осмыслению своей индивидуальности; • Содействовать гармоничному становлению личности посредством целенаправленного развития следующих жизненно важных ключевых компетенций: • Определять свою жизненно важную позицию; • Конструктивно решать различные вопросы соответственно нравственным нормам; • Выстраивать доброжелательное отношение с собой, людьми и окружающим миром; • Оказывать посильную помощь людям, проявлять заботу о родных и близких; • Жить в ладу с самим собой, быть искренним в мыслях, словах и действиях; • Проявлять созидательную активность, гражданственность и патриотизм; • Проявлять готовность к нравственному выбору и быть ответственным за свои мысли, слова и поступки; • Развивать на практике навыки служения обществу. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения. | |
Просмотров: 3543 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|