Главная » Файлы » В помощь учителю » Самопознание |
2014-08-11, 8:13 PM | |
Тема: Традиции семьи. Цель: углублять представления учащихся о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких . Задачи: -раскрывать значение понятия «семейные традиции» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы о близких, проведения праздников и организации совместного отдыха; -развивать навыки ответственного поведения в семье; -показать необходимость уважительного отношения к родным и близким. Ход урока: 1. Круг радости. Добрый день! Мне приятно вновь видеть вас на уроке самопознания. Мы уже знаем, что люди приветствуют друг друга по-разному: словом, жестом, мимикой. Аборигены – танцем, жители Новой Зеландии показывают друг другу языки, эскимосы – трутся носами. На севере Африки существует одно из самых красивых приветствий в мире. Там подносят правую руку сначала ко лбу, потом к губам и после этого – к груди. В переводе с языка жестов это значит: "Я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя". (Дети повторяют за педагогом). Нам всем приятно, когда рядом с нами человек с хорошим настроением. Всем вокруг становится тепло и радостно. Давайте все будем поддерживать доброе и хорошее настроение каждую минуту, каждый час, каждый день. 2. Побеседуем Сегодня мы будем говорить о самом важном, что есть в жизни каждого человека. Это его семья. - Что такое для вас семья? (Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению). 3. Цитата урока. Народная мудрость гласит: «Традиции – основа семьи». -Как вы понимаете это утверждение? Сегодня на уроке мы поговорим не просто о семье, а о семейных традициях. Прочитайте текст стихотворения И.Некрасовой в учебнике (с.43), а также оно проецируется на доску. Традиции семьи… В них мудрость наших предков. Традиции семьи… В них времени печать. Традиции семьи – прекрасное наследие. Его мы будем детям завещать. -Что такое традиция? (Традиция – установившийся порядок перешедший от одного поколения к другому). Семейные традиции – это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми. Они составляют культуру семьи, являются ее ценностями. -Какие семейные традиции есть в вашей семье? -Важно ли сохранять семейные традиции? (Учащиеся читают определение понятия «семейные традиции» из учебника на с.43). 4. Проверка домашнего задания. -Дома вы написали в тетрадях, чем любят заниматься члены вашей семьи? (Ребята зачитывают задание 1 в тетради на с.27). Посмотрите, как много интересного есть в семье каждого из нас! -Но что же объединяет всех членов вашей семьи? (Зачитывается задание 2). 5. Поразмышляем вместе. О семье написано много сказок, рассказов, стихотворений. Но самыми краткими и яркими являются поговорки. Я предлагаю вам сейчас разделиться на группы по 6 чел., из предложенных слов составить поговорку и объяснить ее смысл. (Учащиеся собирают поговорку, затем двое держат последовательно составленные слова в руках и показывают их всем . Появляется проекция на доске). • Доброе семя – добрый всход. • В родной семье каша вкуснее. • В своей семье любой велик. -Как вы понимаете смысл этих поговорок? -О каких семейных ценностях эти поговорки? ( Наряду с любовью, уважением, радостью, царящими в семье, важны и такие ценности, как доверие близких людей. А это возможно, когда человек честен и открыт). А вот как их смысл раскрыли поэты: (подготовленные ученики читают стихотворение наизусть). -Подумайте, как каждое из этих стихотворений связано с темой урока? Доброе семя добрый всход. Семя добрый всход дает, Если на добре растет. Если добрая семья, Если ты живешь, любя, Скоро из тебя взойдет Добрый и чудесный всход! В родной семье каша вкуснее. Побывал в домах я многих: Много разного видал, Кашу всякую едал. Но в семье родимой нашей Самая густая каша. Дома близкие мои Варят кашу из любви. В своей семье любой велик. В своей семье любой велик, И каждый к этому привык. Здесь почитают не за знанья, Здесь окружают пониманием. Пусть даже ты не преуспел, В глазах родных – ты все сумел, Ты сделал все, что только мог, Здесь не услышишь ты упрек. Давайте послушаем еще одно стихотворение. Приехал долгожданный гость, Давно он не был в нашем доме. Его встречать нам довелось С радушьем, в вежливом поклоне. И угощенье принесли С гостеприимством дастархана. В казане бешбармак кипит Из мяса жирного барана. Пока варился наш обед, Мы гостя дружно привечали, Он был заботою согрет И ароматной чашкой чая. И вот на блюде бешбармак, Баранья голова дымится… Традиций знанье – не пустяк, Мне это в жизни пригодится! (М. Курманалин) -О какой семейной традиции это стихотворение? -А как вы встречаете гостей? 6. Инсценирование. Разыгрывается сценка-пантомима «Гостеприимство», в которой учащиеся должны показать, как они встречают гостей. -Что вы поняли из нее? –Чем угощали гостей хозяева? Чем развлекали? Соблюдались ли правила этикета и национальные традиции? 7. Размышление над ситуацией. Учитель рассказывает историю, произошедшую в одной школе. Ребята готовились к классному часу «Традиции моей семьи». Все принесли семейные фотографии, памятные значки, письма. Сначала выступила самая активная девочка класса Асель. Она рассказала, как проходит в их доме праздник Знаний – 1 сентября. В семье три ребенка-школьника, и всегда в этот день взрослые дарят детям книги. За праздничным столом старшие делятся воспоминаниями о своих школьных годах, дают советы младшим, как лучше спланировать свой день, чтобы учение было в радость. Асет подготовил выступление о традиции празднования дня рождения членов семьи. Рассказал, что для именинника в этот день готовится сюрприз, выпускается поздравительная газета. А Динара принесла семейный альбом. В нем она показала фотографии, где семья трудится во дворе, на даче, ремонтирует квартиру. – А где же праздник? – спросили ребята. – Праздников в нашей семье хватает, – ответила девочка. – Но традицией семьи стал и совместный труд. Весной мы дружно готовим землю к посадке овощей, летом поливаем всходы, осенью все вместе собираем урожай. Традиция нашей семьи – вместе трудиться! Ребята задумались». • Что вы думаете по этому поводу? • Есть ли трудовые традиции в вашей семье? - Совместный труд объединяет семью, потому что каждый вносит свой вклад в общее дело. 8. Минутка тишины Говорят, что когда в семье царит любовь и дружба у всех, кто в ней живет, в сердце расцветают цветы. Хотите почувствовать, как они расцветают? Для этого нужно сесть удобно и сидеть тихо-тихо, и тогда случится чудо. Прислушайтесь к стуку своего сердца. В нем растет бутон цветка. От света и тепла цветок раскрывает свои лепестки один за другим. Он чудесный, нежный и ароматный. Посмотрите на него… (включается музыка + слайд-шоу с красивыми цветочными мотивами) Как вы думаете: каким будет мир, если у всех людей распустятся в сердцах такие вот цветы? Заботьтесь об этих цветах и мир станет еще прекраснее. 9. Разминка. Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас. Мы поиграем в игру, которая называется «Ветер дует на того, у кого...» - есть старший брат - есть сестра или сестренка - кто помогает дома близким - в семье живут домашние животные - кто очень любит свою семью. 10. Творческая деятельность. -Какие ценности лежат в основе семейных традиций? (Миролюбие, терпение, единство, взаимопомощь, уважение к старшим, забота о младших, щедрость и гостеприимство - все это является основой семейного счастья, прочной основой крепкой, дружной семьи.). Издавна символом жизни считалось дерево, а символом здоровья и долголетия - яблоко. Каждое дерево дает плоды. Сегодня плодами нашего дерева будут семейные ценности, так как именно они составляют культуру семьи. - У вас на столах лежат яблочки, а вы на них напишите ценность, которая присуща вашей семье. (Каждый индивидуально выполняет задание и прикрепляет яблоко на дерево, озвучивая запись). 11. Обобщение. Основа любой семьи – любовь, доброта, доверие, уважение, ответственность, сопереживание. Это – главные ценности, которые воспитываются на традициях семьи. Семья –это то, что мы делим на всех, Всем понемножку: и слезы, и смех, Взлет и падение, радость, печаль, Дружбу и ссоры, молчанья печать. В семейном кругу мы с вами растем, Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои И в жизнь ты выходишь из семьи.. -А какие человеческие ценности лежат в основе семейных традиций? (Миролюбие, терпение, единство, взаимопомощь, уважение к старшим, забота о младших, щедрость и гостеприимство - все это является основой семейного счастья, прочной основой крепкой, дружной семьи.). 11. Домашнее задание. А сейчас, когда мы так много сказали о своей семье, задумались над тем, что значит для нас наша семья, я предлагаю к следующему уроку стать авторами своих семейных гербов. 12 .Круг «От сердца к сердцу». По вашей работе на уроке видно, что вы очень любите свои семьи. А когда сегодня придете домой, обнимите своих родных и скажите, что вы их любите. Ваши родители очень хотят, чтобы вы выросли добрыми, хорошими и успешными людьми. Я благодарна сегодня вам за урок. Мы прекрасно потрудились. А в память о нашем уроке мы хотим подарить всем гостям песню. Пусть искорки счастья согреют ваши сердца и души и подарят счастье. | |
Просмотров: 4520 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|