Главная » Файлы » В помощь учителю » Самопознание |
2014-11-08, 7:42 AM | |
Использование коммуникативных игр на уроках самопознания. Для ребёнка игра является естественной средой «обитания». Игровая деятельность – «нулевой цикл» его будущей личности. Современная психология, педагогика акцентируют внимание на таких особенностях игровой деятельности, как многогранность, полифункциональность, возможность предоставления ребёнку позиции субъекта и соавтора воспитательного и образовательного процесса. Один из видов игровой деятельности, основанный на духовной активности воспитанников, - коммуникативные игры. Специфика коммуникативной игровой деятельности позволяет использовать такие игры и как инструмент выработки отдельных навыков, и как способ эмоциональной разрядки, и как условие создания игровой атмосферы на занятиях. Игры способствуют созданию реальных условий для организации практической деятельности гуманистического характера, стимулируют потребность в самовоспитании. Таким образом, коммуникативные игры как нельзя более лучше подходят для использования на уроках самопознания. Выделяются следующие виды коммуникативных игр: Эмоциональные (игры – приветствия, игры – концовки, игры – кричалки). Они обеспечивают создание эмоциональной открытости, дружелюбия, восстановление утраченной работоспособности и внимания, включенности в группу, эмоциональную разрядку, повышение настроения, приводит к возникновению позитивного эмоционального единства, позволяют получить личностную обратную связь. Информативные (игры – знакомства, игры – тесты, игры – откровения). Они позволяют установить контакт, уровень открытости, вызвать доверие друг к другу, способствуют раскрепощению, мотивируют группу на дальнейшую работу. Интерактивные (игры – ситуации, контактные игры, социоигры). Они ориентируют учащихся друг на друга, на необходимость согласования действий с другими людьми, проявления инициативы в решении общих проблем, конфликтных ситуаций, регулируют межличностные отношения. Перцептивные (игры – тренинги, игры – упражнения, игры – позиции). Способствуют пониманию своего состояния и его презентации, адекватному пониманию свойств, качеств, состояния других людей, развивают эмпатию, эмоционально – выразительные средства, интеллект, волевые качества и т.п. Творческие игры (игры - конкурсы, игры – соревнования, игры – шутки, игры – забавы, игры – экспромты). Побуждают проявление изобретательности, стимулируют воображение, фантазию, актуализируют личностные ресурсы. Каким же образом можно использовать коммуникативные игры на уроках самопознания? Их можно проводить на различных этапах урока, использовать и как эмоциональную зарядку для поднятия настроения, и как психологическую разминку, и как вводный элемент для создания психологического настроя на урок, на определение темы урока. Использование коммуникативных игр на уроках самопознания в 5-9-ых классах показало, что они наиболее эффективны на таких этапах, как «Круг радости» и Круг «От сердца к сердцу», то есть в начале и завершении урока. Цель «Круга радости» - создание психологически благоприятной обстановки для работы на уроке, введение в урок, создание атмосферы заинтересованности темой занятия. Именно на уроках самопознания очень важен благоприятный эмоциональный настрой, хорошее настроение учащихся, атмосфера раскрепощенности, предоставление учащимся возможности проявить себя в новом качестве, показать себя с неизвестной, неожиданной стороны. Для этого хорошо подходят игры из первой группы «Узнай себя – узнай другого»: Визитка. Учитель раздаёт листы и предлагает учащимся написать на них своё имя, причём так, как бы им хотелось, чтобы их называли). Получается эмблема – визитка, которая помогает выбрать необходимую коммуникативную позицию. Можно предложить выбрать себе любое «Новое» имя. Психологически это даёт возможность детям как бы познакомиться заново и проявить себя по-новому. Снежный ком. Учитель предлагает познакомиться друг с другом при помощи любого предмета –символа (это может специально изготовленная эмблема, цветок, игрушка). Первый учащийся называет своё имя и одно из своих увлечений, передаёт символ по кругу следующему участнику. Второй учащийся сначала должен назвать имя и увлечение первого, а затем своё имя и увлечение. Игра продолжается до тех пор, пока последний участник не назовёт имена и увлечения всех предыдущих игроков и не представится сам. Буква имени. Участники поочерёдно называют своё имя и добавляют качество характера, начинающееся на первую букву полного имени учащегося. Например, Игорь – инициативный, Анна – активная и т.д. Оригинальное знакомство. Каждый участник придумывает себе псевдоним, поочерёдно представляется. В качестве псевдонима можно выбрать имя литературного, мультипликационного, телевизионного героя, имя своего кумира В начале урока самопознания можно продиагностировать состояние и настроение учащихся при помощи методики Цветопись настроения (учащиеся выбирают цвет, соответствующий их настроению). Можно провести упражнение Волшебный конверт: учитель предлагает учащимся выбрать фразу, соответствующую их состоянию и настроению, и закончить её: • Я словно птичка, потому что…. • Я превращаюсь в тигра, когда…… • Я могу быть ветерком, если…….. • Я словно муравей, так как…… • Я чувствую себя прекрасным цветком, потому что…… «Мы – хорошие». Учитель просит учащихся поднять правую руку вверх, кисть руки расположить ковшиком над головой и медленно опускать руку ниже, пока она не коснётся головы. Затем…. Погладить себя по голове и сказать «Я – хороший», «Мы – хорошие». Эта игра – шутка поднимает настроение, дарит положительный психологический заряд. Как правило, в качестве Круга радости используются стихотворения и песни, в основе которых заложена ключевая мысль, раскрывающая тему урока. Но к этому учащихся можно подвести таким образом, чтобы они сами догадались, о чём пойдет разговор, сами сформулировали тему урока. Ниже приводятся примеры использования коммуникативных игр на различных уроках самопознания в в 5-ом классе. класс Тема урока Коммуникативная игра Цель 5-ый. Мир моих чувств. Цветопись настроения, Волшебный конверт. Игра – шутка «Мы хорошие» Определение эмоционального настроения учащихся, настрой на позитивные эмоции. Расширение представлений о внутреннем мире человека и способах самовыражения. От мечты к открытию. «Оригинальное знакомство» Каждый ученик придумывает себе «псевдоним» (имя литературного или телевизионного героя, кем бы хотели стать) и представиться. «Привет, я …….» Выявить наличие учащихся, которые, придумав «псевдоним», тем самым выразили мечту быть похожими на кого – то или стать кем-то. Характер человека. «Ассоциации». Выбирается водящий, остальные представляют себе, какие ассоциации он у них вызывает: какое напоминает дерево, животное, игрушку, цветок. Один из участников становится водящим и выходит за дверь. Остальные сообща договариваются и загадывают кого – либо из присутствующих. Водящий, вернувшись, задаёт вопросы типа: «А если бы этот человек был деревом, то каким? (цветком, животным, птицей и т.д.). По полученным от игроков ответам – ассоциациям водящий старается догадаться, о ком идёт речь. Показать учащимся, что все люди разные, вызывают разные ассоциации. И кроме отличия по внешности, люди отличаются и внутренним миром, например, характером. | |
Просмотров: 1854 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|