Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Самопознание

Cеминар для учителей: «Глубокая интеграция программы НДО «Самопознание» и других дисциплин».
[ · Скриншот ] 2016-04-26, 1:48 PM
Cеминар для учителей: «Глубокая интеграция программы НДО «Самопознание» и других дисциплин».
1. Позитивный настрой «Прогулка в лесу».
2. Психолого-педагогические основы нравственно-духовного образования «Самопознание».
«Труднее всего- познать себя, легче всего учить других».
Сократ первый заговорил о душе, о самопознании.
Самопознание это внутреннее образование (образование для сердца). Цель- открыть внутреннюю природу ребенка. Внутреннее образование существенно отличается от внешнего образования (образование для ума). Внешнее образование означает успех во внешнем мире, а внутреннее образование означает нравственность в жизни . Успех приходит и уходит. Нравственность приходит и возрастает. Психолого – педагогический аспект учит контролировать самого себя. Программа самопознания – очищает человека. Психология входит в основу самопознания, познает то, в чем мы разные, самопознание познает – то, что нас объединяет. Нас объединяет Высшее духовное «Я», объединяют вечные общечеловеческие ценности. Для того чтобы понять психологические основы методики преподавания предмета «Самопознания» рассмотрим структуру сознания, и то каким образом наше сознание получает и перерабатывает информацию, поступающую из внешнего мира.
Что об этом говорили классики: «Величайшее недомыслие – учить наших детей науке о звездах раньше, чем науке об их собственных душевных движениях. После того, как юноше разъяснят, что же ему нужно, чтобы сделаться лучше и разумнее, следует ознакомить его с основами логики, физики, геометрии и риторики» Мишель Монтень «Опыты», глава «О воспитании детей». Н. И. Пирогов в работе «Универсальный вопрос» подчеркивает: «вся наша нравственность, правда, добро, свет - все учение. И учить не воспитывая, значит не учить, а делать что-то другое». «Окружите человека всеми благами, и вы увидите, что он не только не сделается лучше, но даже не будет счастливее, и что-нибудь одно из двух: или будет тяготиться самой жизнью, или быстро будет понижаться до степени животного». Константин Дмитриевич Ушинский.
В сознании человека – проявляются как общечеловеческие ценности, высшие идеалы – совесть, любовь, истина. Духовная реальность находится за пределами восприятия пяти органов чувств – ее нельзя увидеть, потрогать, услышать, но ее можно пережить, прочувствовать сердцем, увидеть сердцем.
Структура сознания человека. Зигмунд Фрейд: Впервые структруировал сознание человека, выделив области бессознательного. Исследуя неврозы, он обнаружил вытеснения из области сознания эмоции и назвал – подсознанием. Карл Густав Юнг – расширил понимание бессознательного, выделив помимо низших уровней, высшие уровни сознания (сверхсознание). Так же он показал, что переживание высших уровней имеет терапевтический эффект и более того облагораживает человека, пробуждая в нем творческую энергию.
Просмотр отрывка ролика о Януше Корчаке.
3. Петракова Т.И. разделила общечеловеческие ценности на 3 вида. Природные ценности: ясность ума, быстрота мысли, надежность памяти, искренность чувства, стойкость воли.
Приобретенные ценности: корректность, вежливость, уважение, симпатия к человеку, отзывчивость, благодарность, великодушие, терпение ( меняются в течении жизни).
Абсолютные общечеловеческие ценности – не изменяющиеся во времени и значимые не для какого то ограниченного круга людей, а нечто имеющее значение для всего человечества. Эти ценности включают в себя и природные и приобретенные, которые при рассмотрении через призму общечеловеческих ценностей становятся качествами. Выявление общечеловеческих ценностей ведет к проявлению добродетели.
Общечеловеческие ценности неразделимы, взаимосвязаны, взаимозависимы , проникая друг в друга, создают единую основу духовности человека и его культуры.
4. Глубокая интеграция программы НДО «Самопознание» и других дисциплин.
Почему наши современные дети не хотят учиться, хотя мы знаем, что изначально все дети любознательны, стремятся узнавать новое, исследовать окружающий мир? В чем же парадокс? Ответ прост:дети жаждут знаний, но они жаждут знаний живых. Тогда какие знания живые, а какие-мертвые? Выдающийся педагог, вдохновитель гуманной педагогики, Ш.А.Амонашвили так отвечает на этот вопрос: «Что есть мертвые знания? Это те знания, о которых мы заведомо знаем, что их можно вовсе не знать. Это те знания, которые забываются сразу, как только сообщаются. В общем, мертвые знания - это те знания, которые молодые люди дальше порога школы брать не будут и жалеть, об этом тоже не будут. Интеграция внешняя – применение методических приёмов самопознания. Интеграция внутренняя – основанная на методологических позициях целостного понимания человека и мира, как обладающих не только биологической и социальной природой, но и высшей духовной природой. Пути интеграции.
Существуют три пути интеграции других общеобразовательных предметов и самопознания: 1. Вдохновляющие примеры из жизни великих ученых и из истории развития науки. 2. Знакомство с открытиями современной науки.
3. Выявление общечеловеческих ценностей в содержании каждого учебного предмета.
Примеры интеграции. Биология: Животный и растительный мир.
В беседе выяснить, как в этой жизни мы все зависим друг от друга. Что не только хорошие или плохие поступки, но даже слова и мысли влияют на жизнь вокруг нас. Улыбка, доброе слово могут сделать счастливыми всех и в первую очередь нас самих. Можно провести игру « Чему мы можем научиться у природы». На карточках картинки живой и неживой природы (растения, животные, солнце, луна, реки и т.д.).
Математика.
Можно заменить задачи из учебника, задачами содержащими общечеловеческие ценности. Пример: 1) «Первая бригада загрузила 25т овощей, вторая на 5т меньше. Сколько загрузила вторая.» Если первая бригада поможет второй, то сколько они могут загрузить овощей. Показать важность сотрудничества и работы в команде.
2) Понятие « прямая линия – кратчайшее расстояние между двумя точками». Если идти прямо к своей цели, не теряя времени на окружные пути, то быстрее достигнешь ее. 3) Линейная функция у=кх. Доверие-х, дружба-у. Когда растет доверие, растет и дружба. Если х=0,то и у=0. Без доверия нет дружбы.
Необходимо отметить, что все методы, используемые на уроках самопознания, можно и желательно применять в преподавании любой школьной дисциплины.
Вот основные методы:
Каждое занятие важно начинать и заканчивать 2-4 минутами позитивного настроя;
цитаты помогают учащимся настроиться на хороший лад, в людях видеть только хорошее, слышать только хорошее, поступать только хорошо;
рассказывание историй, притч вызывает интерес, захватывает внимание,
внушает понятие о ценностях без усилий и не вызывает у учащихся сопротивления.
Притча при этом должна иллюстрировать какую-либо ценность;
Групповая (творческая) деятельность помогает направить энергию учащихся в нужное русло и одновременно научит лучше ладить с людьми;
Музыка и пение хором – это эффективные методы, помогающие детям как запомнить ценности, так и укрепить чувства спокойствия, любви и радости.
Спокойная гармоничная музыка вызывает самые возвышенные чувства и поселяет в душе ощущения покоя и красоты настоящего момента.
Творческая деятельность: составить примеры интеграции по своим предметам.
Домашнее задание: просмотр фильма «Звездочки на земле».
Исполнение песни: Две души.
Категория: Самопознание | Добавил: galina2155
Просмотров: 1684 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-12-23, 6:30 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru