Главная » Файлы » В помощь учителю » Самопознание |
[ · Скриншот ] | 2016-04-26, 1:48 PM |
Cеминар для учителей: «Глубокая интеграция программы НДО «Самопознание» и других дисциплин». 1. Позитивный настрой «Прогулка в лесу». 2. Психолого-педагогические основы нравственно-духовного образования «Самопознание». «Труднее всего- познать себя, легче всего учить других». Сократ первый заговорил о душе, о самопознании. Самопознание это внутреннее образование (образование для сердца). Цель- открыть внутреннюю природу ребенка. Внутреннее образование существенно отличается от внешнего образования (образование для ума). Внешнее образование означает успех во внешнем мире, а внутреннее образование означает нравственность в жизни . Успех приходит и уходит. Нравственность приходит и возрастает. Психолого – педагогический аспект учит контролировать самого себя. Программа самопознания – очищает человека. Психология входит в основу самопознания, познает то, в чем мы разные, самопознание познает – то, что нас объединяет. Нас объединяет Высшее духовное «Я», объединяют вечные общечеловеческие ценности. Для того чтобы понять психологические основы методики преподавания предмета «Самопознания» рассмотрим структуру сознания, и то каким образом наше сознание получает и перерабатывает информацию, поступающую из внешнего мира. Что об этом говорили классики: «Величайшее недомыслие – учить наших детей науке о звездах раньше, чем науке об их собственных душевных движениях. После того, как юноше разъяснят, что же ему нужно, чтобы сделаться лучше и разумнее, следует ознакомить его с основами логики, физики, геометрии и риторики» Мишель Монтень «Опыты», глава «О воспитании детей». Н. И. Пирогов в работе «Универсальный вопрос» подчеркивает: «вся наша нравственность, правда, добро, свет - все учение. И учить не воспитывая, значит не учить, а делать что-то другое». «Окружите человека всеми благами, и вы увидите, что он не только не сделается лучше, но даже не будет счастливее, и что-нибудь одно из двух: или будет тяготиться самой жизнью, или быстро будет понижаться до степени животного». Константин Дмитриевич Ушинский. В сознании человека – проявляются как общечеловеческие ценности, высшие идеалы – совесть, любовь, истина. Духовная реальность находится за пределами восприятия пяти органов чувств – ее нельзя увидеть, потрогать, услышать, но ее можно пережить, прочувствовать сердцем, увидеть сердцем. Структура сознания человека. Зигмунд Фрейд: Впервые структруировал сознание человека, выделив области бессознательного. Исследуя неврозы, он обнаружил вытеснения из области сознания эмоции и назвал – подсознанием. Карл Густав Юнг – расширил понимание бессознательного, выделив помимо низших уровней, высшие уровни сознания (сверхсознание). Так же он показал, что переживание высших уровней имеет терапевтический эффект и более того облагораживает человека, пробуждая в нем творческую энергию. Просмотр отрывка ролика о Януше Корчаке. 3. Петракова Т.И. разделила общечеловеческие ценности на 3 вида. Природные ценности: ясность ума, быстрота мысли, надежность памяти, искренность чувства, стойкость воли. Приобретенные ценности: корректность, вежливость, уважение, симпатия к человеку, отзывчивость, благодарность, великодушие, терпение ( меняются в течении жизни). Абсолютные общечеловеческие ценности – не изменяющиеся во времени и значимые не для какого то ограниченного круга людей, а нечто имеющее значение для всего человечества. Эти ценности включают в себя и природные и приобретенные, которые при рассмотрении через призму общечеловеческих ценностей становятся качествами. Выявление общечеловеческих ценностей ведет к проявлению добродетели. Общечеловеческие ценности неразделимы, взаимосвязаны, взаимозависимы , проникая друг в друга, создают единую основу духовности человека и его культуры. 4. Глубокая интеграция программы НДО «Самопознание» и других дисциплин. Почему наши современные дети не хотят учиться, хотя мы знаем, что изначально все дети любознательны, стремятся узнавать новое, исследовать окружающий мир? В чем же парадокс? Ответ прост:дети жаждут знаний, но они жаждут знаний живых. Тогда какие знания живые, а какие-мертвые? Выдающийся педагог, вдохновитель гуманной педагогики, Ш.А.Амонашвили так отвечает на этот вопрос: «Что есть мертвые знания? Это те знания, о которых мы заведомо знаем, что их можно вовсе не знать. Это те знания, которые забываются сразу, как только сообщаются. В общем, мертвые знания - это те знания, которые молодые люди дальше порога школы брать не будут и жалеть, об этом тоже не будут. Интеграция внешняя – применение методических приёмов самопознания. Интеграция внутренняя – основанная на методологических позициях целостного понимания человека и мира, как обладающих не только биологической и социальной природой, но и высшей духовной природой. Пути интеграции. Существуют три пути интеграции других общеобразовательных предметов и самопознания: 1. Вдохновляющие примеры из жизни великих ученых и из истории развития науки. 2. Знакомство с открытиями современной науки. 3. Выявление общечеловеческих ценностей в содержании каждого учебного предмета. Примеры интеграции. Биология: Животный и растительный мир. В беседе выяснить, как в этой жизни мы все зависим друг от друга. Что не только хорошие или плохие поступки, но даже слова и мысли влияют на жизнь вокруг нас. Улыбка, доброе слово могут сделать счастливыми всех и в первую очередь нас самих. Можно провести игру « Чему мы можем научиться у природы». На карточках картинки живой и неживой природы (растения, животные, солнце, луна, реки и т.д.). Математика. Можно заменить задачи из учебника, задачами содержащими общечеловеческие ценности. Пример: 1) «Первая бригада загрузила 25т овощей, вторая на 5т меньше. Сколько загрузила вторая.» Если первая бригада поможет второй, то сколько они могут загрузить овощей. Показать важность сотрудничества и работы в команде. 2) Понятие « прямая линия – кратчайшее расстояние между двумя точками». Если идти прямо к своей цели, не теряя времени на окружные пути, то быстрее достигнешь ее. 3) Линейная функция у=кх. Доверие-х, дружба-у. Когда растет доверие, растет и дружба. Если х=0,то и у=0. Без доверия нет дружбы. Необходимо отметить, что все методы, используемые на уроках самопознания, можно и желательно применять в преподавании любой школьной дисциплины. Вот основные методы: Каждое занятие важно начинать и заканчивать 2-4 минутами позитивного настроя; цитаты помогают учащимся настроиться на хороший лад, в людях видеть только хорошее, слышать только хорошее, поступать только хорошо; рассказывание историй, притч вызывает интерес, захватывает внимание, внушает понятие о ценностях без усилий и не вызывает у учащихся сопротивления. Притча при этом должна иллюстрировать какую-либо ценность; Групповая (творческая) деятельность помогает направить энергию учащихся в нужное русло и одновременно научит лучше ладить с людьми; Музыка и пение хором – это эффективные методы, помогающие детям как запомнить ценности, так и укрепить чувства спокойствия, любви и радости. Спокойная гармоничная музыка вызывает самые возвышенные чувства и поселяет в душе ощущения покоя и красоты настоящего момента. Творческая деятельность: составить примеры интеграции по своим предметам. Домашнее задание: просмотр фильма «Звездочки на земле». Исполнение песни: Две души. | |
Просмотров: 1684 | Загрузок: 0 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|