Главная » Файлы » В помощь учителю » Математика |
2017-06-05, 8:22 AM | |
Детальная рефлексия по одному уроку. Геометрия, 7 класс. Тема. Решение задач на применение угла, биссектрисы угла. Учитель: Мухамеджанова Ш.Е. «Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства. Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами». (Рабочая программа по геометрии, 2010 год) Опираясь на рабочую программу по геометрии, я попыталась спланировать свои уроки по геометрии так, чтобы они соответствовали требованию курса. Мой урок является вторым и третьим уроком из серии последовательных уроков, где мы закрепляли и обобщали понятие угла. Целью урока я поставила закрепить понятие угла, видов углов, биссектрисы угла. Отсюда вытекали следующие задачи: развивать навыки применения полученных знаний при решении задач, развивать умение рассуждать и доказывать, развивать геометрическую интуицию, глазомер, воспитывать познавательный интерес к предмету и аккуратность, воспитывать умение добиваться цели всем вместе. Основной модуль, который я использовала, это обучение критическому мышлению. На это есть такое обоснование. Многие учащиеся, переходя в седьмой класс, когда математика делится на два направления: алгебра и геометрия, отдают предпочтение алгебре, тогда как геометрия становится нелюбимым предметом. Это происходит из- за того, что арифметические действия учащиеся выполняют по определенному алгоритму, а при выполнении геометрических заданий необходимо логическое мышление, пространственное воображение. Кроме того, изучение геометрии в седьмом классе также вызывает целый ряд трудностей: во-первых, учащимся приходится работать с совершенно новыми объектами (геометрическими фигурами), восприятие которых требует умения проводить некоторые абстракции; во-вторых, происходит знакомство учащихся с новой терминологией, которую нужно усвоить в очень короткий срок; в-третьих, от учащихся требуется не только свободное владение новым для них языком, но и умение думать на этом языке, чтобы активно воспринимать материал и иметь возможность самостоятельно доказывать какие-то утверждения. Моя задача сформировать у учащихся познавательную самостоятельность, творческую активность, интерес к учению. Именно такая роль отводится модулю «Обучение критическому мышлению» на моих уроках. Одна из основных целей модуля – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя. Различные элементы творчества, которые я применила на своем уроке, способствовали повышению интереса учащихся к урокам геометрии, познавательной активности, учебной мотивации, развивали критическое мышление. Урок состоит из нескольких этапов. 1. Психологический настрой урока 2. Упражнение «Согласны ли вы с утверждениями» (по жетонам) 3. Решение задач (по жетонам) 4. Проверка домашнего задания - сочинить сказку об углах «Жили – были углы» 5. Практическая работа. Найти виды углов в окружающей действительности, в нашей школе. 6. Работа над проблемой: «Что произошло бы в мире, если бы вдруг исчезли все углы» 7. Оценивание. 8. Рефлексия. Ход урока. Поделить детей на две группы по желанию детей. Вспомнить правила работы в группах. 1. Психологический тренинг «Пожелания друг другу» 2. Упражнение «Согласны ли вы с утверждениями». Вопросы обсуждаются в группах и предлагается один ответ от группы. Если согласны, поднять зеленый стикер, не согласны- красный стикер. За правильный ответ вручается один жетон. 3. Решение задач. Задачи решают сообща в группе. Ответ оформляется на бумаге. Выбранный спикер одной группы объясняет решение задачи, вторая группа дополняет. За правильный ответ вручается один жетон. 4. Проверка домашнего задания. Показать сказку об углах «Жили- были углы». (Оценить «две звезды одно пожелание». Обсудить критерии оценивания) 5. Практическая работа. Для этой работы учащимся предлагаю пройтись по школе и найти: 1-ая группа - острые углы, 2-ая группа - тупые углы и сфотографировать их на сотовый телефон, затем представить их на интерактивной доске. (Обсудить критерии оценивания) 6. Работа над проблемой: «Что произошло бы в мире, если бы вдруг исчезли все углы». Нарисовать и представить. (Обсудить критерии оценивания) 7. Провести оценивание работ. 8. Провести рефлексию урока. Урок начала с психологического настроя. Так как это был всего второй урок, то дети еще стеснялись друг друга, но уже более четко формулировали свои пожелания. Было видно, что детям нравится слышать в свой адрес теплые слова от своих одноклассников. Затем я предложила поделиться на группы. Так как детей всего восемь, то должно было получиться две группы. Ребята предложили поделиться по дням рождения, т.е. весенние и летние в одну группу, зимние и осенние в другую группу. Разделившись, я предложила вспомнить правила работы в группах, что было сделано с удовольствием. Так же дети решили дать своим командам названия. В итоге были сформированы две команды: «Ученые» и «Аксиомы». Следующим этапом урока по плану было задание, где дети должны были ответить на утверждение «Согласны ли вы с утверждениями». Выполнение данного задания предполагало развитие критического мышления. Здесь учащимся волей- неволей приходилось вспоминать изученный материал по теме «Определение понятия угла, биссектрисы угла», и сопоставлять с данными утверждениями. Задания я показывала на интерактивной доске. Обсудив в группе утверждение, дети должны были дать общий ответ: если согласны- поднять зеленый стикер, если несогласны- красный стикер. Правильность ответа затем проверялось на доске. За каждый правильный ответ я предлагала детям один жетон. В результате выполнения данного задания один ответ у двух групп не совпал, и мы все вместе обсудили его. Итогом было: 7 жетонов у «Ученых», 8 жетонов у «Аксиом» Следующим этапом урока было решение задач по предложенным чертежам на доске. Таких задач было пять. Предлагая это задание, я предполагала, что каждый самостоятельно будет решать задачи, а затем сравнивать ответы. Но получилось, что инициативу брал на себя один ученик в каждой группе, остальным оставалось только ждать. Вот здесь в будущем мне придется поработать над этим, как распределить работу. Надо было все- таки каждому отдельно дать задачу на карточках. Зато потом решение каждой задачи объясняли разные члены группы, т.е. каждый ребенок смог выступить в роли спикера. Правильность ответа проверялось на доске. В результате по пять жетонов получила каждая группа. В это время подошел конец первого урока, и мы провели динамическую паузу, что соответствует возрастным особенностям детей седьмого класса. Второй урок начался с проверки домашнего задания, где было задано сочинить сказку: «Жили - были углы». Прежде чем начать проверку, мы с ребятами обсудили критерии оценивания и записали их на доске. Дети предложили такие критерии: чтобы участвовал каждый член группы и чтобы в сказке были использованы все виды углов. Критерии, на мой взгляд, были не очень удачными, мне нужно было самой продумать их и предложить детям, т.к. они не совсем поняли, чего я от них хочу добиться. Так как домашнее задание было для всех, у каждого была своя сказка. Но в группе я предложила выбрать одну, наиболее удачную и инсценировать ее. Здесь я использовала модули «Обучение критическому мышлению» и «Обучение талантливых и одаренных учеников». Группа «Аксиома» выбрали сказку девочки К., где семейство углов пытались построить дом и ребята изобразили виды углов: развернутый угол, прямой угол, тупой угол и острый угол.Группа «Ученые» выбрали сказку мальчика Е. Мне понравилась оригинальность его сочинения. Приведу текст этой сказки. «Жила – была семья Угловых: папа- Развернутый угол, мама- Прямая углиха, и их дети. Старшего сына звали Тупой угол, а младшего – Острый угол. И вот однажды старший спрашивает у отца, почему его назвали Тупым углом. Отец отвечает: «Потому что, ты больше похож на меня, у тебя градусная мера больше, чем девяносто градусов, а Острый угол похож на маму – он меньше чем девяносто градусов». Этот мальчик Е. показал свое нестандартное мышление, которое так необходимо при изучении геометрии. Хочется добавить, что мальчик еще в сентябре, когда мы начали изучать геометрию, говорил, что ему геометрия не нравится, для него алгебра была намного привычней. Теперь же, в конце моей практики, он признался, что геометрия очень интересный предмет, и сильно отличается от алгебры, и он с радостью будет изучать ее, что для меня было признаком того, как эффективно применение новых технологий на уроках геометрии. Оценивание данного задания прошло не очень гладко. Хоть вторая группа и отличилась оригинальностью, но в критерии оценивания это не входило, и поэтому обе группы получили одинаковые баллы. На будущее нужно хорошо поработать над критериями оценивания. Следующим этапом урока было такое задание: пройтись по школе и сфотографировать на сотовый телефон виды углов, группе «Ученые» - острые углы, группе «Аксиома» - тупые углы. Сразу оговорили, что это нужно делать тихо, так как по школе шли уроки, что было принято и исполнено детьми без проблем. Обсудили критерии оценивания: каждая группа должна была принести по пять фотографий с заданными углами. Ребята с удовольствием выполнили задание, так как им разрешили пользоваться запретными сотовыми телефонами. Дети смогли применить полученные знания в окружающей действительности. Интересно было видеть результаты работы. Они находили углы в разных ситуациях: скамейка во дворе школы, стенды школы, перила лестницы, расположение стен в школе, узоры из реек в гардеробной. Затем мы скинули все фото на интерактивную доску и рассмотрели результаты. Оказалось, что фотографий сделали много и мы уже сообща отобрали по пять удачных, за что каждая группа получила по пять жетонов. Очень интересным для детей была работа над проблемой: «Что произошло бы в мире, если бы вдруг исчезли углы». Времени было дано десять минут. Наблюдалось бурное обсуждение. Ребятам приходилось критически мыслить и представить мир без углов. Это получилось у них быстро. Группа «Ученые» представили город, где все дома были круглыми, машины круглые, все окружающие вещи круглые, и спикер этой группы сделал заключение, что жизнь без углов невозможна, так как дома были бы неустойчивыми и окружающие нас вещи не лежали бы на месте, постоянно скатывались. Вторая группа «Аксиомы» нарисовали мир без углов в виде сказочного мира, которому они дали название «Овальный мир», где домики были круглые, летали бабочки, ежики бегали круглые. Спикер при выступлении сделала вывод, что как бы сказочным и красивым этот мир не казался, все равно жизнь в этой сказочной стране невозможна. За эти работы по общему согласию каждая группа получила по одному жетону, за творчество, за креативность. Данное задание развивало пространственное воображение, абстрактное мышление, что необходимо при выполнении геометрических заданий. Также эта работа способствовало повышению мотивации к изучению предмета. Дальше мы подвели итоги. Подсчитав полученные жетоны, группа «Ученые» получила двадцать баллов, группа «Аксиома» - двадцать один балл из общего количества, что соответствовало высшим оценкам. Я не очень была довольна своей работой по применению модуля «Оценивание обучения, оценивание для обучения». Здесь мне нужно было бы провести еще взаимооценивание в группе, так как не все учащиеся работали в равной степени, и провести самооценивание. Я планирую детально изучить модуль «Оценивание обучения, оценивание для обучения» и грамотно внедрить его в свои уроки, так как этот модуль предполагает «что улучшение обучения через оценивание зависит от пяти на первый взгляд ключевых факторов: 1. Обеспечение эффективной обратной связи с учениками. 2. Активное участие учеников в собственном обучении. 3. Изменение преподавания с учетом результатов оценивания. 4. Признание значительного влияния оценивания на мотивацию и самооценку учеников, что, в свою очередь, решающим образом влияет на обучение. 5. Необходимость того, чтобы ученики могли оценивать себя и понимать, как улучшить свое обучение» (см. Руководство для учителя, стр.176) Итогом моего урока была рефлексия. Я предложила учащимся написать на стикерах, что понравилось на уроке, какие будут пожелания. Было приятно читать, что дети написали в своей рефлексии. «Мне нравится геометрия, так как здесь чертят, рисуют», «Побольше таких уроков», «Этот урок прошел интересно», «Понравилось работать в группе». Отсюда можно сделать вывод, что применяя новые подходы в обучении, которые мы изучили на данных курсах, обучение учащихся может кардинально измениться, у детей поднимается мотивация к изучению предмета, что я наглядно увидела в своей практике. «Ожидаемые результаты настоящей Программы заключаются в том, чтобы ученики научились тому, как учиться, и в результате могли стать независимыми, само мотивированными, увлеченными, ответственными учениками с развитым критическим мышлением» (см. Руководство для учителя, стр.119) Анализируя свой урок, я могу сказать, что задачи, которые я поставила в начале урока: развивать навыки применения полученных знаний при решении задач, развивать умение рассуждать и доказывать, развивать геометрическую интуицию, глазомер, воспитывать познавательный интерес к предмету и аккуратность, воспитывать умение добиваться цели всем вместе, в большей степени я добилась. Я планирую пересмотреть все свое преподавание в других классах, продолжать детальное изучение модулей и применять их на каждом своем уроке. | |
Просмотров: 1014 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|