Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Математика

Интегрированный урок геометрия + черчение по теме: "Построение правильных многоугольников"
[ Скачать с сервера (6.9 Kb) ] 2011-04-07, 9:24 PM
Интегрированный урок геометрия + черчение по теме: "Построение правильных многоугольников"
Цели:

1) Повторить способы построения многоугольников с уроков черчения и познакомить с новыми способами.
2) Воспитывать у учащихся аккуратность, чувство взаимопомощи.
3) Способствовать развитию познавательного интереса к учебным предметам геометрии и черчению.
4) Развивать мышление учащихся при решении задач, выходящих за рамки школьного курса.
5) Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
6) Развивать память учащихся.

Оборудование:

для учителя - образцы практического применения; таблица погрешностей.
для учащихся - формат А4; чертежные инструменты.

Организационный момент.

Сегодня на уроке рассмотрим построение правильных многоугольников. Эта задача замечательна тем, что возникла в глубокой древности из практических потребностей людей в архитектуре и строительной технике.

Основная часть урока.

Учитель геометрии:

-Что надо знать для того, чтобы построить правильный многоугольник?

Ученик: Сторону и угол.

-Какую из величин можно задать произвольно?

Ученик: Сторону.

-Что можно сказать о величине угла?

Ученик: Его можно вычислить, применив теорему о сумме углов выпуклого многоугольника.

-Найдём величину угла для правильного пятиугольника.

Ученик:

S=180(n-2) n=5
S=180(5-2)=540

Т.к. углы равны, то 540/5=108

-Какой инструмент необходим для построения?

Ученик: Транспортир.

(Учащиеся строят правильный пятиугольник на доске и в тетрадях.) Рисунок 1.

-Рассмотрим построение правильного пятиугольника через центральный угол a=360/n n=5 a=360/5=72 (Учащиеся строят правильный пятиугольник на доске и в тетрадях.) Рисунок 2.

В ходе беседы учащиеся приходят к выводу, что транспортир-это инструмент небольших размеров, поэтому не обеспечивает достаточной точности и удобств в работе.

-С чем связан последний способ?

Ученик: С окружностью.

Решая эту задачу, учёные пришли к выводу, что правильные многоугольники можно построить с помощью циркуля и линейки. Хотя решения будут приближёнными (что вы и заметите), но с достаточно большой точностью. Значит, построение правильных многоугольников будет связано с окружностью.

-Следовательно какой многоугольник легче всего построить?

Ученик: Квадрат.

(У доски ученик объясняет построение квадрата. Рисунок 3.)

Ученик: Строим окружность произвольного радиуса. Проводим два перпендикулярных диаметра, затем последовательно соединяем их концы.

-Какая связь окружности и построенного правильного четырёхугольника?

Ученик: Квадрат вписан в окружность. Окружность разделили на четыре равные части.

Вывод: построить правильный многоугольник, значит разделить окружность на n равных частей.

Ученики предлагают построение правильного шестиугольника. Так как а6=R, то разделим окружность на шесть равных частей. Рисунок 4.

В Вавилоне считали, что окружность ровно в шесть раз длиннее радиуса L=6R.Точнее L=6 2/7R.

- Нельзя ли, используя этот рисунок, построить ещё какой-нибудь правильный n – угольник?

Ученик: Треугольник соединяя через вершину.

Используя этот рисунок, ученики строят правильный треугольник. Рисунок 5.

- Существует ещё один способ построения треугольника известный вам с уроков черчения.

Учитель черчения:

Если ученики не смогли вспомнить способ построения правильного треугольника BDC, учитель напоминает им. Рисунок 6.

Для построения треугольника проводят дугу ВС из точки А. Соединяем точки В и С хордой. А точки В и C с точкой Д.

Попутно решилась другая задача – деление окружности на 7 равных частей. Соединяя точки В и С хордой и беря ее половину GC, получают длину стороны правильного семиугольника.

Если радиусом GH сделать засечку на вертикальном диаметре в точке К, то хорда КН даст величину стороны правильного пятиугольника, а катет ОК определит длину стороны правильного десятиугольника.(Рисунок 7).

Учитель геометрии: Нельзя ли использовать построение многоугольника правильных n – угольников с большим числом сторон? (Если ученики не смогут ответить, то познакомить их с примером в учебнике геометрии на стр. 207. рисунок 286).

Ученики самостоятельно выполняют построение 12- угольника.(Рисунок 8)

Вывод: если в окружность вписать правильный n - угольник, то легко построить правильный вписанный 2n – угольник.

Учитель геометрии: Способы построения различны, хотя есть общее в построении 3- угольника, 5- угольника, 7- угольника. Практику нужен способ достаточно простой и общий для деления окружности на любое число равных дуг.

Рассмотрим общий способ построения на примере построения 9- угольника.

Возьмем R = 45 мм., треугольник АВС - равносторонний, разделим диаметр АВ точкой Д в отношении АД:АВ = 2:9 ( в общем случае АД:АВ=2:n).

Проведем СД, получим точку Е. Дуга АЕ=1:9L окружности. Отрезок АЕ- сторона правильного 9- угольника. Разделим окружность на 9 равных частей. Рисунок 9.

Посмотрим какова точность построенияn
3 4 5 6 7 8 9 10 20 60
360°/n 120° 90° 72° 60° 51°26’ 45° 40° 36° 18° 6°
Угол АОE 120° 90° 71°57’ 60° 51°31’ 45°11’ 39°41’ 36°21’ 18°38’ 6°26’
Погрешносность,% 0 0 0,07 0 0,17 0,41 0,8 0,97 3,5 7,2

Как видно из таблицы, указанным способом можно разделить окружность на 5, 7, 8, 9 или10 частей с небольшой относительной погрешностью от 0,07 до 1%

(Напомнить ученикам, что такое относительная погрешность и как её рассчитать.)

О.П = = = 0,008 = 0,8%

Т.З-Пр.Зн.= 40°-39°41’=19’=19/60=0,32

Т.З=39°41’= 39 =39,68

Такая погрешность вполне допустима в большинстве практических работ. С увеличением числа сторон точность способа заметно падает, т.е. относительная погрешность растет, но как показали исследования, при любом n она не превышает 10%.

И всё же существует единый способ построения правильного n-угольника, в основу которого положена известная вам теорема геометрии. После знакомства с этим способом вам необходимо назвать эту теорему.

Учитель черчения: Для построения многоугольника из 11 равных сторон проведем из точки А под острым углом к отрезку (диаметру) АВ, прямую линию. На ней циркулем-измерителем откладываем нужное число равных отрезков произвольной величины, в данном случае 11. Последнюю точку соединяем с точкой В. Из нечетных точек деления с помощью линейки и угольника проводим прямые, параллельные прямой 11В. Если провести через все точки, то поделим отрезок АВ на 11 равных частей.

Сейчас проведем дугу СД радиусом ВА до пересечения с горизонтальной осью. Из точек С и Д будем проводить через точки 1’, 3’,5’ и т.д. лучи до пересечения с окружностью. Соединяем полученные точки на окружности между собой, и таким образом, мы вписали в окружность правильный многоугольник. Рисунок 10.

Учитель геометрии: Какая теорема используется?

Ученик: Теорема Фалеса.

Учитель геометрии: Ещё в XV веке великий художник Леонардо да Винчи (14521519), занимался такими построениями. В 1888 году в журнале “Вестник опытной физики и элементарной математики” появилась статья Ф. Коваржика, где он предложил общий способ построения правильных многоугольников по данной стороне. (Рисунок 11)

Пусть АВ - сторона правильного n-угольника, который требуется построить. На АВ строим равносторонний треугольник АВС, из точки С опускаем перпендикуляр СД на АВ и продолжаем его. Затем делим АВ 6 равных частей и такие части откладываем на СД по обе стороны от С. Точки деления являются центрами окружностей, описанных около искомых многоугольников. Перенумеровав эти точки, как показано на рисунке, получим, что А7-радиус, описанной около семиугольника, сторона которого равна АВ. Для шестиугольника и двенадцатиугольника такое построение дает точный результат. Для других значений n предложенное построение обладает достаточно высокой точностью.

Ученики строят правильный 7-угольник, используя данный способ. (Рисунок 12).

Приближенные способы построения правильных многоугольников просты и удобны в практике, красивы и орнаментальные. Они применяются в архитектуре, живописи, народном творчестве, декоре, промышленности, быту; необходимые конструктору, строителю, радиолюбителю, художнику. Демонстрируем архитектурные сооружения, разделочные доски, репродукции с изображением доспехов русских воинов.

Задание по вариантам: Построить правильный 10-угольник и 12-угольник.

Итог урока.

ГУ «СШ им. Н. Островского»

Интегрированный урок черчение + геометрия
Тема: Построение правильных многоугольников
Преподаватель: Манаков А.К. Манакова М.К.

Категория: Математика | Добавил: ostrovka71
Просмотров: 7019 | Загрузок: 521 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-11-20, 8:42 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru