Главная » Файлы » В помощь учителю » Математика |
[ Скачать с сервера (6.9 Kb) ] | 2011-04-07, 9:24 PM |
Интегрированный урок геометрия + черчение по теме: "Построение правильных многоугольников" Цели: 1) Повторить способы построения многоугольников с уроков черчения и познакомить с новыми способами. Оборудование: для учителя - образцы практического применения; таблица погрешностей. Организационный момент. Сегодня на уроке рассмотрим построение правильных многоугольников. Эта задача замечательна тем, что возникла в глубокой древности из практических потребностей людей в архитектуре и строительной технике. Основная часть урока. Учитель геометрии: -Что надо знать для того, чтобы построить правильный многоугольник? Ученик: Сторону и угол. -Какую из величин можно задать произвольно? Ученик: Сторону. -Что можно сказать о величине угла? Ученик: Его можно вычислить, применив теорему о сумме углов выпуклого многоугольника. -Найдём величину угла для правильного пятиугольника. Ученик: S=180(n-2) n=5 Т.к. углы равны, то 540/5=108 -Какой инструмент необходим для построения? Ученик: Транспортир. (Учащиеся строят правильный пятиугольник на доске и в тетрадях.) Рисунок 1. -Рассмотрим построение правильного пятиугольника через центральный угол a=360/n n=5 a=360/5=72 (Учащиеся строят правильный пятиугольник на доске и в тетрадях.) Рисунок 2. В ходе беседы учащиеся приходят к выводу, что транспортир-это инструмент небольших размеров, поэтому не обеспечивает достаточной точности и удобств в работе. -С чем связан последний способ? Ученик: С окружностью. Решая эту задачу, учёные пришли к выводу, что правильные многоугольники можно построить с помощью циркуля и линейки. Хотя решения будут приближёнными (что вы и заметите), но с достаточно большой точностью. Значит, построение правильных многоугольников будет связано с окружностью. -Следовательно какой многоугольник легче всего построить? Ученик: Квадрат. (У доски ученик объясняет построение квадрата. Рисунок 3.) Ученик: Строим окружность произвольного радиуса. Проводим два перпендикулярных диаметра, затем последовательно соединяем их концы. -Какая связь окружности и построенного правильного четырёхугольника? Ученик: Квадрат вписан в окружность. Окружность разделили на четыре равные части. Вывод: построить правильный многоугольник, значит разделить окружность на n равных частей. Ученики предлагают построение правильного шестиугольника. Так как а6=R, то разделим окружность на шесть равных частей. Рисунок 4. В Вавилоне считали, что окружность ровно в шесть раз длиннее радиуса L=6R.Точнее L=6 2/7R. - Нельзя ли, используя этот рисунок, построить ещё какой-нибудь правильный n – угольник? Ученик: Треугольник соединяя через вершину. Используя этот рисунок, ученики строят правильный треугольник. Рисунок 5. - Существует ещё один способ построения треугольника известный вам с уроков черчения. Учитель черчения: Если ученики не смогли вспомнить способ построения правильного треугольника BDC, учитель напоминает им. Рисунок 6. Для построения треугольника проводят дугу ВС из точки А. Соединяем точки В и С хордой. А точки В и C с точкой Д. Попутно решилась другая задача – деление окружности на 7 равных частей. Соединяя точки В и С хордой и беря ее половину GC, получают длину стороны правильного семиугольника. Если радиусом GH сделать засечку на вертикальном диаметре в точке К, то хорда КН даст величину стороны правильного пятиугольника, а катет ОК определит длину стороны правильного десятиугольника.(Рисунок 7). Учитель геометрии: Нельзя ли использовать построение многоугольника правильных n – угольников с большим числом сторон? (Если ученики не смогут ответить, то познакомить их с примером в учебнике геометрии на стр. 207. рисунок 286). Ученики самостоятельно выполняют построение 12- угольника.(Рисунок 8) Вывод: если в окружность вписать правильный n - угольник, то легко построить правильный вписанный 2n – угольник. Учитель геометрии: Способы построения различны, хотя есть общее в построении 3- угольника, 5- угольника, 7- угольника. Практику нужен способ достаточно простой и общий для деления окружности на любое число равных дуг. Рассмотрим общий способ построения на примере построения 9- угольника. Возьмем R = 45 мм., треугольник АВС - равносторонний, разделим диаметр АВ точкой Д в отношении АД:АВ = 2:9 ( в общем случае АД:АВ=2:n). Проведем СД, получим точку Е. Дуга АЕ=1:9L окружности. Отрезок АЕ- сторона правильного 9- угольника. Разделим окружность на 9 равных частей. Рисунок 9. Посмотрим какова точность построенияn Как видно из таблицы, указанным способом можно разделить окружность на 5, 7, 8, 9 или10 частей с небольшой относительной погрешностью от 0,07 до 1% (Напомнить ученикам, что такое относительная погрешность и как её рассчитать.) О.П = = = 0,008 = 0,8% Т.З-Пр.Зн.= 40°-39°41’=19’=19/60=0,32 Т.З=39°41’= 39 =39,68 Такая погрешность вполне допустима в большинстве практических работ. С увеличением числа сторон точность способа заметно падает, т.е. относительная погрешность растет, но как показали исследования, при любом n она не превышает 10%. И всё же существует единый способ построения правильного n-угольника, в основу которого положена известная вам теорема геометрии. После знакомства с этим способом вам необходимо назвать эту теорему. Учитель черчения: Для построения многоугольника из 11 равных сторон проведем из точки А под острым углом к отрезку (диаметру) АВ, прямую линию. На ней циркулем-измерителем откладываем нужное число равных отрезков произвольной величины, в данном случае 11. Последнюю точку соединяем с точкой В. Из нечетных точек деления с помощью линейки и угольника проводим прямые, параллельные прямой 11В. Если провести через все точки, то поделим отрезок АВ на 11 равных частей. Сейчас проведем дугу СД радиусом ВА до пересечения с горизонтальной осью. Из точек С и Д будем проводить через точки 1’, 3’,5’ и т.д. лучи до пересечения с окружностью. Соединяем полученные точки на окружности между собой, и таким образом, мы вписали в окружность правильный многоугольник. Рисунок 10. Учитель геометрии: Какая теорема используется? Ученик: Теорема Фалеса. Учитель геометрии: Ещё в XV веке великий художник Леонардо да Винчи (14521519), занимался такими построениями. В 1888 году в журнале “Вестник опытной физики и элементарной математики” появилась статья Ф. Коваржика, где он предложил общий способ построения правильных многоугольников по данной стороне. (Рисунок 11) Пусть АВ - сторона правильного n-угольника, который требуется построить. На АВ строим равносторонний треугольник АВС, из точки С опускаем перпендикуляр СД на АВ и продолжаем его. Затем делим АВ 6 равных частей и такие части откладываем на СД по обе стороны от С. Точки деления являются центрами окружностей, описанных около искомых многоугольников. Перенумеровав эти точки, как показано на рисунке, получим, что А7-радиус, описанной около семиугольника, сторона которого равна АВ. Для шестиугольника и двенадцатиугольника такое построение дает точный результат. Для других значений n предложенное построение обладает достаточно высокой точностью. Ученики строят правильный 7-угольник, используя данный способ. (Рисунок 12). Приближенные способы построения правильных многоугольников просты и удобны в практике, красивы и орнаментальные. Они применяются в архитектуре, живописи, народном творчестве, декоре, промышленности, быту; необходимые конструктору, строителю, радиолюбителю, художнику. Демонстрируем архитектурные сооружения, разделочные доски, репродукции с изображением доспехов русских воинов. Задание по вариантам: Построить правильный 10-угольник и 12-угольник. Итог урока. ГУ «СШ им. Н. Островского» Интегрированный урок черчение + геометрия | |
Просмотров: 7019 | Загрузок: 521 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|