Главная » Файлы » В помощь учителю » Математика |
[ Скачать с сервера (137.8 Kb) ] | 2018-12-26, 7:51 AM |
Исследовательская работа по теме: «Развитие логического мышления учащихся с ОВР на уроках математики и коррекции познавательных процессов через систему коррекционно- развивающих заданий и упражнений» учителя- дефектолога Малаховой Оксаны Владимировны Когда человек мыслит, он сомневается, он уверен, когда действует. А.Франс (Тибо) Важнейшая задача цивилизации — научить человека мыслить. Эдисон, Томас Алва Оценка реальной возможности и целесообразности обучения детей с ОВР приемам логического мышления, т.е. развитие логического мышления, важна в педагогической практике. Проблема состоит в том, что учащимся начальной школы для полноценного усвоения материала требуются навыки логического анализа. Работа над развитием логического мышления ребёнка идёт без осознания значимости психологических приёмов и средств в этом процессе. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Сравнительное изучение детей с ОВР и нормально развивающихся младших школьников, предпринятое психологами, дефектологами, позволило выявить своеобразие мышления у детей с ЗПР. Во всех видах мыслительной деятельности у детей обнаруживается отставание. В целом решение соответствующих возрасту мыслительных задач на наглядно- практическом уровне для них доступно, однако дети могут затрудняться в объяснении причинно- следственных связей. Для детей с ЗПР характерны недостаточно высокий уровень сформированности всех основных интеллектуальных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса. Слабая сформированность обобщающей функции слова обуславливает трудности в овладении детьми родовыми понятиями. У детей обнаруживается недостаточная гибкость мышления, склонность к стереотипным решениям, использование неадекватных способов действия. Темп мышления замедлен, страдает переключаемость с одного вида умственной деятельности на другой. Еще одной особенностью мышления детей с ЗПР является снижение познавательной активности. У детей данной категории нарушен и необходимый поэтапный контроль над выполняемой деятельностью, они часто не замечают несоответствие своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки. Эти дети редко могут адекватно оценить свою работу и правильно мотивировать свою оценку, которая часто завышена. Формирование логических приемов умственных действия (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование) важны для ребенка как с общеразвивающей точки зрения, так и для развития непосредственно процесса мышления. Исследования психологов области развития мышления ребенка, свидетельствуют: методическое руководство этим процессом не только возможно, но и высокоэффективно при специально организованной коррекционно - развивающей среде, которая повышает результативность процесса, независимо от исходного уровня развития ребенка. Академик В.В. Давыдов в это связи отмечал: развитие ребенка во многом зависит от той деятельности, которую он выполняет в процессе обучения. Тут же появляется вопрос: являются ли пригодными для детей с ОВР способы обучения логическим приемам мышления, которые эффективны для нормально развивающихся сверстников. Специально выполненное исследование отвечает на этот вопрос положительно. Поэтому учащиеся с ОВР, прошедшие занятия по развитию логического мышления, лучше выстраивают словесно-логические связи, чем нормально развивающиеся дети, не участвующие в обучении. Занимаясь с детьми коррекционно- развивающей работой, я столкнулась с рядом трудностей: выраженное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии познавательной деятельности детей. Поэтому я решила более детально исследовать недостатки развития мыслительных процессов, в целях уточнения направлений и средств коррекционного обучения. Подобрала, систематизировала и изучила теоретические основы по данной теме, наметила план работы по развитию логического мышления учащихся с ОВР. Объект исследования: логическое мышление младших школьников с ОВР. Предмет исследования: коррекционно - развивающие задания и упражнения на развитие логического мышления младших школьников в процессе изучения математики коррекции познавательных процессов. Цель исследования: изучение использования приемов логического мышления, повышающих эффективность умственного развития учащихся младшего школьного возраста с ОВР ЗПР через систему коррекционно- развивающих упражнений и заданий в процессе изучения математики и коррекционных занятиях. Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что развитие логического мышления на уроке математики и коррекционных занятиях будет эффективным, если использовать разнообразные коррекционно- развивающие задания и упражнения, позволяющие развивать логическое мышление учащихся с ОВР. В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи: Изучить теоретические основы развития логического мышления младших школьников с ОВР. Определить, какие логические операции логического мышления доступны учащимся младшего школьного возраста с ОВР. Разработать и апробировать комплекс занятий, направленных на развитие логического мышления в процессе изучения математики и коррекции познавательных процессов. Создать электронное приложение коррекционно- развивающих занятий по развитию логического мышления у младших школьников с ОВР в виде мультимедийных презентаций в программе Microsoft Office Power Point. Теоретико-методологическая основа исследования: теоретические исследования психических процессов младших школьников - Л.С. Выготского, М.А. Холодного, Н.Н. Поспелова, Д.Б. Эльконина, Л.Ф. Тихомировой и др.; методические рекомендации развития логического мышления в работах С.Л. Рубинштейна, Ж. Пиаже, Л.М. Фридмана, Н.А. Подгорецкой; теории развития логического мышления П.П. Блонского, А.В. Брушлинского, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.И. Мещерякова, Н.А. Менчинской, Д.Б. Эльконина, З.А. Зак, А.М. Матюшкина и др. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по теме; педагогическое наблюдение, тестирование; планирование, апробация и проведение коррекционно- развивающих занятий по развитию логического мышления, количественная обработка и качественная интерпретация полученных данных, статистическая обработка результатов, создание электронного приложения коррекционно- развивающих заданий и упражнений для младших школьников с ОВР. Условия реализации опыта: учащиеся с ЗПР 2 «А» - 4 «А» класса 2010-2014 уч.гг. КГУ «Общеобразовательная средняя школа г. Темиртау». Форма работы: подгрупповая и индивидуальная. Критерии и показатели определения результативности и эффективности внедрения опыта. Результаты мониторинга уровня развития логического мышления показали, что обучение детей рациональным способам и приемам логического мышления доступно только в результате специально организованного обучения. У. Хэзматт писал: «Великие мысли, доведенные до практики, становятся великими делами». Научная новизна исследования: исследование состоит в том, что экспериментально проверена эффективность развития логического мышления младших школьников с ОВР в процессе изучения математики и коррекционных занятиях через систему коррекционно- развивающих заданий и упражнений. Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты моего опыта работы по развитию логического мышления через систему коррекционно- развивающих заданий и упражнения могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений и учреждений, занимающихся с детьми с ОВР. В начале сентября и мая каждого учебного года совместно с психологом школы проводится диагностика уровня психических процессов, в том числе и уровня развития логического мышления. Диагностика уровня логического мышления проводилась методами психологического исследования. Для этого нами использовались тесты-методики. Учащимся были предложены тесты, направленные на определение степени овладения логическими операциями (Приложение 1). Мониторинг уровня развития логического мышления учащихся 2 «А» - 4 «А» класса КГУ «ОСШ № 24 г. Темиртау» (Приложение 2). На диаграммах прослеживается положительная динамика в развитии логического мышления младших школьников с ОВР. Опираясь на полученные данные, я считаю, что предлагаемая работа будет полезна учителям начальных классов и коррекционных школ. Так как опыт работы с учащимися с ОВР совсем невелик и только складывается, моя работа будет небольшим вкладом в наполнение учебно-методического комплекса. Исходя из полученных результатов, были поставлены следующие задачи по развитию логического мышления: 1.Развивать у учащихся 2 «А» - 4 «А» класса логическое мышление с опорой на общие представления, знания об окружающем мире и опыт детей, расширяя и обогащая их. 2.Формировать умения понимать и прослеживать причинно- следственные связи явлений и выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно- следственной связи. 3.Учить рациональным логическим приемам. Данные задачи решаю на групповых и индивидуальных занятиях по развитию логического мышления через систему коррекционно - развивающих заданий и упражнений. Предлагаемые коррекционно - развивающие задания и упражнения были мною изучены, систематизированы, переработаны и адаптированы к учащимся с ОВР на основе следующей методической литературы: o Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. Разнообразные упражнения доставляют учащимся массу удовольствия и превратили процесс обучения в увлекательную игру. Выполняя задания, они приобрели навыки логического и творческого мышления, развили наблюдательность, память и воображение. o Холодова О.А. «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика. Задания по развитию познавательных способностей». Рабочие тетради для 1, 2, 3, 4 класса и методические пособия к ним, ориентированы на детей 6 - 7, 7 - 8, 8 - 9, 9 - 10 и 10-11 лет, помогающие учащимся освоить программу 1, 2, 3 и 4 классов общеобразовательной школы. o Мищенкова Л.В. «36 занятий для будущих отличников». Задания по развитию познавательных способностей. Рабочие тетради для 1, 2, 3, 4 классов и методические пособия к ним. o Винокурова Н.К. "Подумаем вместе" представляет собой комплекс специально разработанных тестов, задач и упражнений в системе занятий по развитию творческих способностей детей. Выстроенные в определенной последовательности, они обеспечили комплексное развитие памяти, внимания, речи; развили интуицию, нестандартное, творческое мышление; повысили интерес не только к конечным результатам работы, но и - что особенно важно - к самому процессу познания. o Винокурова Н.К. «Развиваем способности детей». Рабочие тетради для 1, 2, 3, 4 классов и методические пособия к ним. На основе предложенных коррекционно- развивающих заданий и упражнений по развитию логического мышления у учащихся с ОВР было создано электронное приложение в виде мультимедийных презентаций в программе Microsoft Office Power Point, состоящее из 145 занятий. Задания и упражнения подбирала так, чтобы степень их сложности постепенно возрастала. Каждое из предложенных заданий и упражнений «работает» на формирование у учащихся с ОВР логических мыслительных приемов. Работа ведется систематически как на уроках математики, так и на занятиях по коррекции и развитию познавательных процессов. Особое внимание уделяю взаимосвязи математического развития и логического мышления, чтобы через систему специальных заданий и упражнений математического содержания формировать и развивать именно логические структуры. Такое сочетание активно влияет на развитие школьника с ОВР. Большие возможности развития операций мышления имеются на уроках математики. Цель учебного предмета математики в начальной школе - обеспечение качественного усвоения базисных основ математики, направленного на достижение необходимого уровня общего интеллектуального развития личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, формирования наглядно-образного, логического и абстрактного мышления, создание практической основы для изучения алгебры и геометрии на уровне основного среднего образования. Предлагаемые задания давались ученикам после диагностирования на протяжении 4 лет на разных этапах урока: в устном счете, при изучении нового материала, при закреплении. В структуру занятия входят игры и упражнения не только на коррекцию и развитие логического мышления, но и на развитие восприятия, внимания, памяти, т.к. все эти психические процессы взаимосвязаны; упражнения пальчиковой гимнастики, упражнения «Мозговой гимнастики». Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности являются важной частью занятий. Исследование ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности. Такие комплексные занятия длятся по 30 минут для каждой подгруппы и проводятся 1 раз в неделю. Работа по коррекции и развитию логического мышления осуществляется в тесном сотрудничестве с родителями учащихся с ОВР. На родительских собраниях даю рекомендации по формированию внимания, восприятия, памяти, логического мышления и мыслительных операций, речи. Провожу индивидуальные и групповые консультации по данному вопросу. Подбираю игры и упражнения по коррекции и развитию логического мышления у учащихся дома. Разработанные упражнения позволят педагогам начальной школы и коррекционных школ, регулярно занимаясь с младшими школьниками, развивать у них логическое мышление. Развивая логическое мышление у учащихся с ОВР, мы способствуем работе интеллекта, а интеллект – это гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. Используемая литература: Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития/ под.ред. Лебединской К.С.-МЛ, 1982 г. Безруких М.М. Знаете ли вы своего ученика? / М.М.Безруких, С.П.Ефимова. - Москва: 1997. – 92 с. Брушинский А.В. Мышление и прогнозирование. / А.В.Брушинский.- Москва: 1979. С.37-50. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. / Н.В.Басова. – Ростов- н/Д: “Феникс”, 2000. – 416с. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1973. - 175 с. Выготский Л.С. Педагогическая психология./ Под ред. В.В.Давыдова.- Москва, 1996. С.405 – 408. Гальперин П.Я. Введение в психологию./ П.Я.Гальперин. - Москва: 1976. – 120с. Дети с временными задержками развития/под ред.А.Т, Власовой, М.С. Певзнер,- Москва: Педагогика,1971 г. Дети с задержкой психического развития / под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной; Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1984. - 256 с. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / под ред. С.Г. Шевченко. — М.: АРКТИ, 2001. 224 с. Зак А.З. Диагностика мышления детей 6 – 10 лет. / А.З.Зак. - Москва: 1993. С.68 -72. Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. / А.З Зак. – М.:-103с. Зак А.З. Развитие умственных способностей школьников. / А.З.Зак. - Москва: 1994.- 98с. Зак А.З. Диагностика видов мышления у младших школьников./ А.З.Зак. - М.: 1994.- 54с. Люблинская, А.А. Детская психология./ А.А.Люблинская. - Москва: 1971. С.63 – 76. Левитов Н.Д. Психологические особенности младших школьников. / Н.Д.Левитов. - Москва: 1955.- 30с. Липина И.А. Развитие логического мышления на уроках математики // Начальная школа. – 1999. №8 - С.37. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн – СПб: Питер, 2003 – 720с.: ил. – (Серия “Мастера психологии”). Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. / В.Ф.Паламарчук. - Москва: 1987 С.68 – 72с. Петровский А.В.. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. – 2-е издание, стереотип. / А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. – М.: Издательский центр “Академия”, Высшая школа, 2001. – 512с. Психология детей с задержкой психического развития/сост.Защиринская О.В.-П., 2003 г. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. / Н.В.Самоукина. - Москва: 1993. – 313с. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений – 3-е изд., стереотип. / Н.Ф.Талызина. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003. – 288с. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших. / Л.Ф.Тихомирова. - Ярославль, 1998. – С.198 – 202. Ульянова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития.- МЛ, 1990 г. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. / И.Э.Унт. - Москва: 1990. С.9 – 16. Усанова О.И. Дети с проблемами психического развития. - М.,1995 г. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника.- Москва: 1974. – 304с. Якиманская И.С. Развивающее обучение. / И.С.Якиманская. - Москва: 1979. С.105 – 107. | |
Просмотров: 528 | Загрузок: 16 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|