Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Математика

урок
[ · Скриншот ] 2019-03-10, 3:18 PM
Предмет-алгебра
Учитель математики: Толыбаева А.К
Открытый урок «Преобразование тригонометрических выражений.»
Тип урока: обобщения знаний
Формы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.
Технология: элементы технологии критического мышления.
Цели урока: Цель урока:
• Повторить материал по тригонометрии, изученный в 8-9 классах; заинтересовать учащихся тригонометрическими функциями; вызвать интерес к дальнейшему их изучению.
• Предложить нестандартные вопросы, продемонстрировать ранее ускользнувшие связи три-гонометрии с геометрией, алгеброй, астрономией и даже с историей.
• Обобщить знания учащихся, проверить их в игровой форме, оценить знания каждого по-средством проверочных диктанта и теста.
• Развивать математическую смекалку при выполнении заданий творческого характера.
Методические приемы урока:
 Словесные (рассказ, беседа, работа с книгой);
 Наглядные
 Практические (упражнения, практическая работа).
 Эпиграф «Если люди не верят в то, что математика проста, то только потому, что они не осознают, как сложна жизнь». Джон фон Нейман.
 Ход урока.
Этапы урока Деятельность учителя Деятель-ность учащихся
Стадия вызова
1. Орг. Момент (1–2 мин.) Пси-хологический настрой
Педагог: Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас всех здоровыми, с хо-рошим настроением! Ребята, обратите внимание на наше одинокое дерево (на доске прикреплено дерево без листьев). У каждого из вас есть листочки разного цвета (лежат на парте). Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться раз-ноцветной листвой.
После того, как ребята прикрепили листочки:
- Тех кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.
Красный лист - желают общаться.
Желтый лист – проявят активность.
оранжевый– будут настойчивы.
Дерево покрылось листвой, с помощью вас оно окрасилось в разные цвета.
Красота дерева завесила от вас, ваших стремлений и ожиданий.
А красота выполненной работы сегодня на уроке будет зависеть от вас?
Надеюсь, что вы приложите максимум старания, фантазии при вы-полнении работы. Желаю вам всем получить пятёрки сегодня на уро-ке! Итак.. За дело! Класс готовит-ся для работы, включа-ются в деловой ритм.
2. Целеполагание и мотивация (3–5 мин.) Сегодня на уроке мне хотелось бы вас пригласить поглубже загля-нуть в замечательный мир математики – в мир уравнений, в мир по-иска, в мир исследований.
Давайте, сформулируем цель нашего урока.
 Повторить материал по тригонометрии, изученный в 8-9 классах; заинтересовать учащихся тригонометрическими функциями откры-вают тетради и записы-вают те-му в тет-радь.

Стадия осмысления
3. Актуализация (10 мин.)
Математиче-ский диктант При подготовке к уроку мы уже разбили класс на 4 команды, и каждая команда выбрала себе название и капитана. Давайте знакомиться:
• 1 команда – “Синусы” и её капитан –Карсыбаев Азамат
• 2 команда – “Косинусы”. Капитан – Сакенова Сабина
• 3 команда – “Тангенсы”. Капитан – Мусаева Акмарал
• 4 команда – “Котангенсы”. Капитан – Орынбекова Айлана
Каждая команда выполняет ту часть задания, которая касается её функ-ции. “Синусы” отвечают про значения функции синус, “Тангенсы” – про тангенсы и т.д.
1. Дайте определение вашей тригонометрической функции для углов от 0 до 180о.
2. Составьте таблицу значений вашей тригонометрической функции для углов 30о, 45о, 60о.
3. Найдите значение вашей тригонометрической функции для угла в 270о.
4. По рис1. вычислите значение вашей тригонометрической функции уг-лов АВС, СВД.

Рис. 1
5. На единичной окружности покажите координатные углы, значение ва-шей функции в которых положительно.

Парами работают с инфор-мацией.

Учащие-ся нахо-дят соот-ветсвие формул и вопросов
4.«Инсерт» - чте-ние с пометкой^ . Маркировка текста по мере его чтения «Ин-серт��.

«V» - уже знал

«+» - новое

«-» - думал иначе

«?» - не понял, есть вопросы
«Великие име-на». Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
НАЛ УЗНАЛ ^ ХОЧУ УЗНАТЬ




ТЕКСТ
Каждой команде выдается файл с текстом
1.Тригонометрия (от греч. trigonon-треугольник и metrio-измеряю) – раз-дел математики, в котором изучаются тригонометрические функции и их приложения к геометрии. Возникла и развивалась в древности как один из разделов астрономии, как ее вычислительный аппарат, отвечающий практическим нуждам человека. С ее помощью можно определить рас-стояние до недоступных предметов и, вообще, существенно упрощать процесс геодезической съемки местности для составления географиче-ских карт.. Однако они рассматривали не линии синуса, косинуса и др., а хорды. Роль линии синусов угла a у них выполняла хорда, стягивающая дугу, равную 2a. Тригонометрические сведения были известны древним вавилонянам и египтянам, но основы этой науки заложены в Древней Греции встречающиеся уже в III веке до н.э. в работах великих матема-тиков– Евклида, Архимеда, Апполония Пергского
В IV-V веках появился уже специальный термин в трудах по астрономии великого индийского учёного Ариабхаты. Отрезок CB он назвал ардхаджива (ардха –половина, джива – тетива лука, которую напоминает хорда). Позднее появилось более краткое название джива. Арабскими математиками в IX веке это слово было заменено на арабское слово джайб (выпуклость). При переводе арабских математических текстов в веке оно было заменено латинским синус (sinus –изгиб, кривизна). Из-вестный Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми (IX в.) составил таблицы сину-сов и котангенсов. Ал-Хабаш вычислил таблицы для тангенса, котангенса и косеканса. Слово косинус намного моложе. Косинус – это сокращение латинского выражения completely sinus, т. е. дополнительный синус (или иначе синус дополнительной дуги).
Название «тангенс», происходящее от латинского tanger (касаться), по-явилось в 1583 г. Tangens переводится как «касающийся» (линия тан-генсов – касательная к единичной окружности). Тангенсы возникли в свя-зи с решением задачи об определении длины тени. Тангенс (а также ко-тангенс) введен в X веке Аль - Батани ( ) и Абу-ль-Вефа Мухамед-бен Мухаммед ( ), который составил таблицы синусов и тангенсов через 10 с точностью до 1/604. Название «тангенс», происходящее от латинского tanger (касаться), появилось в 1583 г. Tangens переводится как «касаю-щийся» (линия тангенсов – касательная к единичной окружности). Тан-генсы возникли в связи с решением задачи об определении длины тени. Тангенс (а также котангенс) введен в X веке Аль - Батани ( ) и Абу-ль-Вефа Мухамед-бен Мухаммед ( ), который составил таблицы синусов и тангенсов через 10 с точностью до 1/604.
Учитель: надеюсь, что текст был интересным вам, что у вас появи-лось желание узнать об истории развития тригонометрии больше, и что этот интерес приведет к более осознанному и заинтересованному подходу в изучении разных тем курса алгебры и геометрии.

Вопрос ответ Каждой команде задается вопрос, выдается задание, причем каждая команда получает свое задание, записывает решение свое и команды в тетрадь.
Вопрос: есть ли связь между тригонометрическими функциями и ко-ординатными четвертями?
ответ: да, они связаны знаком
Задание: углом какой четверти является угол , если:
1) и
2) и
3) и
Вопрос: что вы можете сказать о четности и нечетности тригономет-рических функций?
ответ: косинус – четная, sin , tq , ctq - нечетная
Вопрос: с помощью каких формул можно свести нахождение значе-ний тригонометрических функций любого угла к нахождению зна-чений тригонометрических функций угла от 00 до ?
ответ: с помощью формул приведения по определенному алгоритму:
а) определяем, меняется ли название исходной функции;
б) определяем знак исходной функции
Задание:

Задание: вычислите разными способами:
Задание: (с целью вовлечения каждого ученика в работу предложено записывать свой
ответ на листах и показывать учителю).
Упростите: а) 1- cos2 = … г) =…
б) sin 2 - 1 = … д) (cos -1)(1+ cos ) =…
в) cos2 + (1- sin 2 ) =…
Вопрос: могут ли одновременно выполняться равенства? Объясните.
А) и б) и

6. .индивидуальная работа 5 учеников решают по карточкам (индивидуально) у доски и заменя-ют числа буквами из таблицы. В итоге они должны получить фа-милию ученого, который внес вклад в развитие тригонометрии.
Карточка № 1: (ответ: 0)
Карточка № 2: (ответ: 1)
Карточка № 3: (ответ: -1)
Карточка № 4: - - (ответ: 2)
Карточка № 5: (ответ: cosx·cosу)
№ карточки 1 2 3 4 5
ответ 1 cosx ·cosx -1 0 2
й р л э е
Учащимися будет составлено слово: ЭЙЛЕР
Несомненно, Эйлер принадлежит к числу гениальных математиков всех времен. В истории точных наук его имя стоит рядом с именами Ньютона, Декарта, Галилея. Он был не только математиком, но и фи-зиком, астрономом. Его труды оказали огромное влияние на развитие этих наук. 5. Прак-тическая работа №1 (10 мин.)
7.Групповая ра-бота ЛАБИРИНТ - (греч. lab-yrinthos), сооружение со сложным и запутан-ным планом. В переносном смысле — запутанные положения, от-ношения.
И в настоящее время существуют лабиринты. Например, так называ-емые «Сицилийские лабиринты».

Игра состоит в следующем: представитель каждой команды берёт карточку ,№ 1.
Код второй карточки соответствует ответу первого задания. Поэтому вторую карточку можно выбрать только после решения первого зада-ния. Код первой карточки - это ответ к задаче на последней карточке, т.е. правильность решения последней задачи проверяется по коду первой карточки. Таким образом, получается цепочка чисел, по кото-рой, как по ориентиру, команда должна выйти из лабиринта.
Команда 1
1) Дано: tg . Вычислить sin +2cos .
2) Найдите значение выражения
3) Вычислить:
4) Упростить: .
Команда 2
1) Дано: sin . III чет. Вычислить 2 tg + ctg .
2) Найдите значение выражения
3) Вычислить: ;
4) Упростить: .
Команда 3
1) Вычислите: , если
2) Найдите значение выражения
3) Вычислить: ;
4) Упрстить: .
Команда 4
1) Вычислите: , если
2) Найдите значение выражения
3) Вычислить:
4) Упростить:


8. Информирова-ние о д/з (1 мин.) Тест стр 189 1-10
Стадия рефлексии
9. Подведение итогов. Рефлек-сия (5 мин.) Подведение итогов.
Рефлексия.
Учащимся предлагается заполнить оценочные листы
Далее: Чемодан, мясорубка, корзина
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Че-модан – всё, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информа-цию переработаю. Корзина – всё выброшу. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, получен- ной на уроке. Сегодня я узнал…
Было ин-терес-но…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научил-ся…
У меня получи-лось…
Я попро-бую….
Меня удиви-ло…
Категория: Математика | Добавил: aiwat
Просмотров: 334 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-11-29, 8:41 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru