Главная » Файлы » В помощь учителю » Математика |
[ · Скриншот ] | 2020-05-16, 8:12 AM |
Система работы на уроках математики по формированию математической грамотности в 5-9 классах Учителя математики ГУ СОШ №39 г.Павлодара: Кутнова Л.Г., Бураханова Р.М., ШапиховаЗ.Е. Современное общество меняет взгляд на содержание математического образования. Основное внимание направлено на развитие способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Сегодня нужны функционально грамотные выпускники, способные вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основой высокого уровня математического образования на разных ступенях обучения является матемтаическая грамотноясть подрастающего поколения. Поэтому обеспечение математической грамотности школьников является певрочередной задачей в деле обеспечения добротности школьного математического образования Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину». В определении «математической грамотности» основной упор сделан не на овладение предметными умениями, а на функциональную грамотность, позволяющую свободно использовать математические знания для удовлетворения различных потребностей – как личных, так и общественных. Согласно этому основное внимание нужно уделять проверке способности учащихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции. Математическая грамотность «состоит» из двух основных компонентов: - «фундаментальные математические идеи», - «математическая компетентность». Фундаментальные математические идеи – это группа взаимосвязанных общих математических понятий, которые связаны с реальной действительностью тем, что характеризуют свойства, общие для разнообразных объектов и явлений живой и неживой природы, и тем самым способствуют лучшему пониманию роли математики в постижении и описании окружающей действительности. В качестве таких идей предложены: «изменение и зависимости», «пространство и форма», «неопределенность», «количественные рассуждения». Математическая компетентность – это сочетание математических знаний, умений, опыта и способностей человека, обеспечивающих успешное решение различных проблем, требующих использования математики. Развитие математической грамотности должно вестись с 5 класса, можно выделить 3 этапа реализации разработки: 5 – 6 классы; 7 – 8 классы; 9 класс. Развивать математическую грамотность надо постепенно, начиная с 5 класса. Регулярно включать в ход урока задания на «изменение и зависимости», «пространство и форма», «неопределенность», «количественные рассуждения» и т.п.. Именно эти идеи были использованы при составлении спецификации тестов по математической грамотности для ЕНТ Нами были выделены следующие формы и методы развития математической грамотности в учебном процессе. № Название форм и методов 1 игровой момент на уроке 2 проблемный элемент в начале урока 3 задание – «толчок» к созданию гипотезы для исследовательского проекта 4 задание для смены деятельности на уроке 5 модель реальной жизненой ситуации, иллюстрирующей необходимость изучения какого либо понятия на уроке 6 задание, устанавливающее межпредметные связи в процессе обучения 7 задания заставят сформулировать свою точку зрения и найти аргументы для её защиты 8 задания одного типа и провести урок в соответветствии с какойто образовательной технологией 9 задачи объединить в группы и создать свой элективный курс по развитию математического мышления 10 Задания такого типа можно включать в школьные олимпиады, математические викторины 11 Задачи на развитие математического мышления могут стать основой для внеклассного мероприятия в рамках декады математики Представляем вашему вниманию разработанную нами таблицу ( Приложение 1). В ней собраны задания на развитие математического мышления, согласно «Спецификации теста по математической грамотности для ЕНТ», с 5 по 9 классы, с указанием тем по разделам и номеров заданий из учебников. Для выполнения этих заданий требуются знания и умения, которые необходимы для математически грамотного современного человека. К ним отнесены: пространственные представления; пространственное воображение; свойства пространственных фигур; умение читать и интерпретировать количественную информацию, представленную в различной форме (в форме таблиц, диаграмм, графиков реальных зависимостей), характерную для средств массовой информации; умение работать с формулами; знаковые и числовые последовательности; нахождение периметра и площадей нестандартных фигур; действия с процентами; использование масштаба; использование статистических показателей для характеристики реальных явлений и процессов; умение выполнять действия с различными единицами измерения (длины, массы, времени, скорости) и др. Надеемся, что наш материал поможет коллегам целенаправленно формировать и развивать математическую грамотность в 5-9 классах через решение задач в учебниках, охватывая все 4 общепринятых направлений, отражающихся в спецификации тестов по математической грамотности для ЕНТ. Приложение 1. Спецификация теста по математической грамотности для ЕНТ № раздел класс тема автор учебника № задания 01 Количественные рассуждения 5 класс Математика 1.1. Натуральные числа и нуль 1.8 Буквенные выражения 1.10 Уравнения. 2.1., 2.8,.2.9 Делители натуральных чисел. НОК. НОД 2.2 Простые и составные числа 2.4-2.5. Признаки делимости натуральных чисел 2.7 Разложение составных чисел на простые множители 2.10 Движение по реке 3.7. Сравнение обыкновенных дробей. Сравнение смешанных чисел. 3.12 Взаимно - обратные числа. 3.15 Задачи на совместную работу глава 3. Обыкновенные дроби и действия над ними глава 4 п 4.1-4.12 Десятичные дроби и действия над ними глава 6 п 6.1-6.3 Проценты глава 8 п 8.1.-8.3 Диаграммы Т.А. Алдамуратова. К.С. Байшоланова . Е.С. Байшоланов П1.1. № 24 П.1.8 №82,№85(1) , № 88, №90 П1.10 №113 П3.1. №357 П 3.4 №425 П 3.11 №599 П4.3. №76 П 6.1. №1805, №1104, П 6.3 №1163, №1178, №1184 П8.3. №1299 6 класс Математика 1.1Отношения 1.2 Задачи на деление в данном отношении 1.3 Процентное отношение двух чисел 1.7 Решение задач на проценты способом пропорции 2.2. Координатная прямая. Противоположные числа. глава 2 Рациональные числа и действия над ними глава 3 Алгебраические выражения 4.2.Линейное уравнение с одной переменной Глава 5. п5.1-5.5 Линейные неравенства с одной переменной и их системы Глава 10 п10.4-10.5 Линейные уравнения с двумя переменными и их системы .А. Алдамуратова. К.С. Байшоланова . Е.С. Байшоланов П1.1 №13 П 1.2. №27,№32 П1.3 №55, №60,№61, №68 П1.7 №155 П 10.4-10.5 №1467, №1441 П 4,2 № 779,790 П5.2 №892 7 класс Алгебра Раздел 1. п 1.1.-1.3 Степень с натуральным и целым показателем Раздел 2. Одночлены и многочлены Раздел 5. Формулы сокращенного умножения 6. Решение текстовых задач с помощью составления их математических моделей. Раздел. Упражнения для повторения пройденного материала в 7 классе Шыныбеков А.Н., Шыныбеков Д.А. П.1.2 №1.105 Стр 194 №7.47, №7.48, №7.49, №7.50 П5.6 № 5.178 7 класс Алгебра Дополнительные упражнения к главе 1 §2 Выражения с переменными Глава 2 Одночлены §1. Степень с натуральным показателем П 4 Возведение одночлена в степень П 5 Тождество Глава 4. Делимсть чисел. Простые и составные числа §1. Делимсоть чисел Ю.Н. Макарычев и др. ( 2004 Алматы «Жазушы») Стр 25 №84, 87 Стр 39 №9, №12, №19, №20 Стр 194 №9 стр 197 № 19,№20 8 класс Алгебра Упражнения для повторения курса Алгебры 7 класса (практико- ориентированные задания по ФМГ) глава 1 Квадратные корни и иррациональные выражения глава 2 Квадратные уравнения глава 5 Неравенства А.Е.Абылкасымова, Т.П.Кучер, В.Е. Корчевский, З.А.Жумагулова Стр 14 № 62-66 П 2 №2.6 П4 №4.24 П.8 №8.22 №8.23 9 класс Упражнения для повторения курса 9 класса А.Е.Абылкасымова, Т.П.Кучер, В.Е. Корчевский, З.А.Жумагулова Стр 130 №56-60 №62-63, №65-66 № раздел класс тема автор учебника № задания 02 Неопределенность 6 класс Математика 8.1 Среднее арифметическое нескольких чисел 8.3. Решение комбинаторных задач методом переборов Т.А. Алдамуратова. К.С. Байшоланова. Е.С. Байшоланов П8.1 №1191 П.8.1 №1196 П8.2. №1229, №1257, №1259 П.8.3 № 1258, №1242, №1247, №1250 7 класс Алгебра Раздел 4 Элементы статистики 4.1. Генеральная совокупность и выборка 4.2. Полигон частот и относительность частот Шыныбеков А.Н., Шыныбеков Д.А. П 4.1. №4.17, №4.1, №4.7 П 4.2 №4.36 8 класс Упражнения для повторения курса алгебры за 8 класс А.Е.Абылкасымова, Т.П.Кучер, В.Е. Корчевский, З.А.Жумагулова Стр 177 №86 9 класс Алгебра П7 Основные поняти я и правила комбинаторики глава 2 Элементы комбинаторики 7-10 Основыне понятия и правила комбинаторики. Факториал.. Перестановки и размещения. Сочетания без повторений. Основные формулы комбинаторики. Решение задач с использованием формулы комбинаторики. глава 5 Элементы теории вероятностей 30-32 События и его виды., Определение классической вероятности. Статистическая вероятность. Геометрическая вероятность А.Е.Абылкасымова, Т.П.Кучер, В.Е. Корчевский, З.А.Жумагулова П7 №7.12, №7.13 П.8 №8.4 П 31. №31.1 №31.2 №31.4 9 класс Алгебра 4.4. Перестановки Шыныбеков А.Н. и др Пример №6 9 класс Алгебра 4. Сочетнаия. Н.Я. Виленкин 2005 Москва «Просвещение» №19 стр 305 № раздел класс тема автор учебника № задания 03 Изменение и зависимости 5 класс Математика 1.8 Числовые выражения. Буквенные выражения 1.12Числовые последовательности. 5.1.Множества. Элементы множества. Изображение множеств. 5.4Задачи на множества 8.1.Окружность. Круг. 8.2 Круговой сектор 8.3 Способы представления статистических данных. Столбчатые , линейные, круговые и графические диаграммы. Т.А. Алдамуратова. К.С. Байшоланова . Е.С. Байшоланов П 5.4. №1070,1072 6 класс Математика 1.5Прямая пропорциональная зависимость 1.6 Обратно пропорциональная зависимость 1.8 Масштаб глава 9. Зависимости между величинами 9.1-9.5 Зависимости между величинами. Задание зависимости между величинами с помощью формул. Табличный способ задания зависимости между величинами. Графический способ задания зависимости между величинами Т.А. Алдамуратова. К.С. Байшоланова . Е.С. Байшоланов П1.5 ,П 1.6 №117,№118 П1.8 №165 7 класс Алгебра 3.1.1. Понятие функции 3.1.2. Таблица значений функции и ее график 3.2.1. Функция прямой пропорциональности 3.2.2 Линейная функция и ее график. Раздел 5. Формулы сокращенного умножения 5 Решение текстовых задач с помощью составления их математических модлей Шыныбеков А.Н., Шыныбеков Д.А. П 3.1.2 №3.29, №3.32 П 3.1.1 №3. 6 П5 №5.180 8 класс Алгебра Упражнения для повторения курса Алгебры 7 класса (практико- ориентированные задания по ФМГ) 5. Функция у=√х. ее свойства и график 12.Решение текстовых задач, с помощью квадратного уравнения глава 3 Квадратичная функция А.Е.Абылкасымова, Т.П.Кучер, В.Е. Корчевский, З.А.Жумагулова Стр 14 № 67 П5 № 5.12 Глава 3 П.14 №14.21, №14.22 9 класс Алгебра глава 3 12.Числовая последовательность, ее виды , способы задания и ее свойства Глава П29 П.30 События и его виды Упражнения для повторения курса 9 класса А.Е.Абылкасымова, Т.П.Кучер, В.Е. Корчевский, З.А.Жумагулова П12 №12.12, №12.14 П 29 №29.32 П30 № 30.18 Стр 131 №55,№61 №64, №67-70 №86-88, №90-91 9 класс Алгебра §4 Преобразование графиков П 14 Паралельный перенос П15 Растяжение, сжатие графика вдоль оси ОУ П16 Растяжение, сжатие графика вдоль оси ОХ Н.Я. Виленкин 2005 Москва «Просвещение» Стр 39 №69 № раздел класс тема автор учебника № задания 04 Пространство и форма 5 класс Математика 1.11Формулы. Вычисления по формулам 9.1 Прямоугольный параллелепипед и его развертка 9.2 Задачи на разрезание и склеивание фигур 3.11 Умножение обыкновенных дробей и смешанных чисел Т.А. Алдамуратова. К.С. Байшоланова . Е.С. Байшоланов П3.11 № 601 6 класс математика 1.9Длина окружности. Площадь круга. Шар. Сфера 2.12Расстояние между точками координатной прямой 6.4 Прямоугольная система координат. Координатная плоскость Т.А. Алдамуратова. К.С. Байшоланова . Е.С. Байшоланов П1.9 №190, №194 7 класс геометрия 1.1.2 Отрезок. Прямая 1.2.3 Угол 1.3.1 Треугольник. Виды треугольников. (классификация треугольников по углам и стронам) 3.2.2 Неравенства треугольника Шыныбеков А.Н., Шыныбеков Д.А. П 1.1.2 №1.8 П 1.2.3 №1.31 П 1.3.1 формативное оценивание П 3.2.2 №3.45 8 класс геометрия 4-7 Свойства и признаки прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции 9. Теорема Фалеса 15 Теорема Пифагора и теорема, обратная ей. 21-25 Площади фигур (прямоугольника, ромба, квадрата, параллелограмма, трапеции) 26 Координаты: точки на плоскости, середины отрезка, Расстояние между точками. Г.Н. Солтан, А.Н. Солтан, А.М.Жумадилова П 4 №74 П 9 №105 П 21 №215,№219 П22 №234 П 23 №245 П 25 № 263 П26. №278(а) 9 класс геометрия 13Арифметичекая прогрессия. Формула n –го члена арифметической прогрессии глава 8. 23 Вписанные в окружность четырехугольники 27 Длина окружности и ее дуги 28 Площадь круга, сектора и сегмента. 29 Упражнения на повторение раздела «Окружность Многоугольники» Г.Н. Солтан, А.Н. Солтан, А.М.Жумадилова П13 №191,194,195 П 29 №400 | |
Просмотров: 795 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|