Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Математика

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В КЛАССАХ ОБЩЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
[ Скачать с сервера (41.0 Kb) ] 2012-01-07, 3:27 PM
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В КЛАССАХ ОБЩЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Буньковская Н.Е.
ГУ «Гимназия №2» г.Рудного Костанайской области

В 2006 году школы Казахстана перешли на профильное обучение. На сегодняшний день программы по математике разработаны пока для двух основных направлений обучения: естественно-математического и общественно-гуманитарного. Но, наряду с этими профилями, огромное внимание уделяется прекрасно зарекомендовавшим себя классам и школам с углубленным изучением математики.
Известно, что математика едина, нет отдельной математики для физика и лингвиста. Вопрос в том, как ее преподавать в классах разных профилей. С обучением в школах с углубленным изучением математики и классах естественно-математического направления ситуация представляется более или менее очевидной: есть программы, есть учебники, есть дополнительная литература, опыт использования которой в изучении отдельных вопросов математики уже имеется, есть методики преподнесения этих вопросов, есть наработанные формы ведения занятий с учащимися, выбравшими естественно-математический профиль, с учетом их психологических особенностей, другими словами, есть опыт, от которого можно оттолкнутся в дальнейшем развитии преподавания математики в классах естественно-математического направления.
Иное дело – вопрос об обучении математике в классах общественно-гуманитарного профиля. Надо сказать, что с момента принятия решения о переходе на профильное обучение появились и программы, и учебники по математике для общественно-гуманитарного направления, но трудности в преподавании остались… Здесь надо исходить прежде всего из того, что математика – наука гуманитарная. Это не покажется парадоксальным, если вспомнить, что математика представляет собой некоторый язык, имеющий свою лексику и свою грамматику. Кроме того, математические идеи и методы постепенно проникают в самые что ни на есть гуманитарные науки, прививая им строгий стиль мышления. Это логика, это лингвистика, социология, психология и т.д.
Из всего сказанного следует, что в гуманитарной школе математика не должна быть падчерицей среди других дисциплин. Но преподавать ее нужно с учетом психологии учащихся, выбравших этот профиль. Речь идет о содержании курса и о способах преподавания его. Говоря о содержании любого курса математики, можно выделить три основных аспекта: логический, образный и технический. Для общественно-гуманитарного профиля наиболее важен логический аспект. Формировать понятия, строить классификации, отделяя существенные признаки от несущественных, проводить строгие логические рассуждения и доказательства в попытке убедить кого-то – вот главное достижение в математике для учеников такого класса и такой школы. Марк Фабий Квинтилиан в «12 книгах риторических наставлений» писал: «…нужен порядок в геометрии; не нужен ли он в красноречии? Геометрия предыдущим доказывает последующее и известным неизвестное, не то ли же и оратор делает? Самые сильные доводы называются обычно геометрическим доказательством. Что же более потребно и в речи, как не доказательство?» Нужно, чтобы ученик владел лексикой математического языка: понимал смысл и особенности математических знаков, отличал определяемые понятия от неопределяемых, понимал, что такое определение, аксиома, теорема, умел образовывать сложные математические утверждения из простых. Разумеется, решать все эти вопросы можно и нужно на материале большинства традиционных разделов школьного курса математики. Отрадно, что в учебник для общественно-гуманитарных классов вошла «вероятностная» глава, т.к. стохастическое мышление – это особая форма познания действительности, с принципами которой должен быть знаком каждый человек.
Но математика – это не только школа логического мышления, это еще и источник образов. Ее образный аспект, безусловно, очень важен для людей с гуманитарными интересами. Уметь видеть разнообразные формы в их пространственном и плоскостном изображении, распознавать конфигурации, представлять себе вид графика, зная свойства функции - все это способствует развитию воображения и эстетического чувства. Такое преподавание математики способствует возникновению ассоциаций и помогает чувствовать целостность изучаемых объектов.
Вычислительный аспект математики в гуманитарной школе не играет первостепенной роли, но ее выпускнику, как всякому современному человеку, придется время от времени производить разнообразные вычислительные операции, не говоря уже о том, что идея числа как одного из элементов культуры должна войти в плоть и кровь гуманитария. Кроме того, ученику гуманитарной школы надо бы познакомиться с некоторыми понятиями и методами вычислительного характера, которые непосредственно прилагаются к психологии, социологии, лингвистике и другим гуманитарным наукам.
Гуманитарный стиль преподавания требует, чтобы ученики свободно владели родным языком: умели четко и грамотно выражать свои мысли, правильно выбирать слова и строить предложения, научиться правильно употреблять математические термины и т.д.
Разумеется, гуманитарное преподавание математики немыслимо без изучения ее истории. Здесь речь идет и об истории возникновения математических понятий, терминов, и о выдающихся гуманитариях, хорошо знавших математику. Например, Омар Хайям и Пятый постулат Евклида, А.С.Пушкин и особый математический ритм Онегинской строфы, архитектор А.Вознесенский – прекрасный математик, и потому не похожие на других его стихи, сложенные по особым математическим законам, и много других примеров.
Говоря об изучении математики в школах общественно-гуманитарного направления, ни в коем случае нельзя иметь в виду уменьшение объема знаний.
Надо вести речь о методах подачи материала с опорой на психолого-педагогические особенности гуманитариев.
1. У учащихся гуманитарных классов преобладает наглядно-образное мышление.
2. Восприятие красоты математики у гуманитариев направлено на ее проявление в живой природе, в произведениях искусства, в конкретных математических объектах.
3. Внимание на уроке у них может быть устойчивым около 12 минут.
4. Наибольшим интересом у учащихся-гуманитариев пользуются вопросы истории математики, прикладные аспекты, занимательный материал.
5. В гуманитарном классе предпочтительно объяснение учителем нового материала, лабораторные работы, деловые игры, индивидуальные задания с привлечением научно-популярной литературы.
6. Из методов самостоятельной работы гуманитарии выбирают коллективные.
7. У гуманитариев богаче воображение, сильнее эмоции.
При работе в классах любого профиля надо руководствоваться следующими принципами:
• направленность обучения на развитие личности ученика, формирование для каждого ученика индивидуального стиля деятельности;
• вариативность обучения, т.е. разнообразие его содержания, форм и методов;
• валидность обучения, означающая высокую значимость математического материала для достижения результатов обучения;
• успешность обучения, означающая, что у каждого ученика должен быть свой успех, пусть даже маленький;
• открытость методической работы учителя, т.е. каждый ученик не только должен представлять себе цели обучения, но и понимать, зачем он решает эту задачу или доказывает эту теорему, или выполняет это индивидуальное задание.
При таком подходе к обучению можно рассчитывать на его успех.
Категория: Математика | Добавил: nvnd | Теги: ГУ Гимназия №2, Костанайская обл., г.Рудный
Просмотров: 2791 | Загрузок: 352 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-12-03, 2:39 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru