Главная » Файлы » В помощь учителю » Математика |
[ Скачать с сервера (37.0 Kb) ] | 2012-01-31, 5:06 PM |
Урок математики с элементами экономики тема: "Семейный бюджет" 7 класс Минасипова Алмагуль Болатовна - учитель математики II категории высшего уровня квалификации «Келген дәулет - Кеткен бейнет» «Приобретенный достаток – это затраченный труд» Казахская народная пословица Цель урока: Формирование экономической компетентности учащихся старших классов на уроке математике. Задачи: Коррекционные: Развитие познавательной активности; развитие слухового и зрительного восприятия; логического мышления; развитие устной связной речи, пополнение активного и пассивного словарного запаса; развитие мыслительной деятельности: аналитических способностей, умение выявлять главную мысль; развитие мелкой моторики, письменной речи. Образовательные: Обобщить понятие о семейном бюджете через составление модели «СБ».Уточнить знания из области финансовых категорий: деньги, цена, стоимость. Закрепить понятие о семейном бюджете, его составляющих: доходной и расходной части, обязательных и необязательных расходах. Продолжать отрабатывать навыки выполнения математических действий разными способами через подсчет семейного бюджета. Воспитательные: Воспитание интереса к учебе, предмету математика. Воспитание любознательности. Воспитание умения работать в парах, команде; воспитание самостоятельности. Воспитание толерантности, взаимопонимания, взаимопомощи, ответственности и заинтересованности своего труда. Воспитание любви к Родине. Тип урока: Урок-игра, обобщение и систематизация знаний. Форма урока: -индивидуально-групповая. Методы и приемы проведения урока: -объяснительный: работа с дидактическим материалом; -продуктивный: самостоятельная и практическая работа; -наглядно-иллюстированный: работа с наглядностью; -индуктивный: от простого к сложному. -словесный; -наглядный; практический; -проблемно-поисковый. Межпредметная связь: Казахский язык; Математика; СБО; Казахская и русская литература. Материально-техническое оснащение: 1.Плакат - «Келген дәулет - Кеткен бейнет» «Приобретенный достаток – это затраченный труд» Казахская народная пословица 2.Иллюстрации членов семьи; 3.Модель семейного бюджета; 4.Казахская народная пословица; 5.Пословица, разбитая на слоги; 6.Набор карточек на каждого ученика с заданиями; 7.Карточки-опоры, плакаты-опоры, схемы, таблицы; 8.Тесты, 9.Ручки, калькуляторы. Ход урока I. Организационный момент. Приветствие: на казахском и русском языках Психологический настрой: Уч.СБО: Ребята, сегодня у нас необычный урок - урок с элементами экономики. Экономика имеет огромное значение для развития нашей страны и влияет на жизнь всех граждан нашей Республики. -- Какие знаменательные даты отмечала наш Казахстан и наш город в прошлом году? ( 20 лет Независимости РК и 50 лет городу Шахтинск) - Чтобы вы пожелали друг другу .Мы хотим пожелать гостям, вам, вашим, близким, родным друзьям, знакомым, всем людям – хорошего настроения, крепкого здоровья, добра, счастья, успехов в труде и учебе, семейного благополучия. - А чтобы вы пожелали Казахстану? ( процветания, единства, согласия, мира, богатства, благосостояния и т.д.) II. 1.Ознакомление с целями и задачами. Уч.: - Скажите дату сегодняшнего дня? ( на рус. и каз. языках). - Какой день недели? ( на рус. и каз. языках). Откройте тетради и запишите дату Задание №1 Посмотрите на доску. ( на доске числа 10, 2340, 505, 75, 46750, 6704, 326705). Прочтите их. - Что вы можете сказать о числах (целые и многозначные) - Какое число лишнее и почему? (6704 не делится на 5) - расставьте числа в порядке возрастания, т.е. начиная с самого маленького числа) (Каждый ученик выходит к доске и переставляет числа ) - Запишите в тетрадях. - Если вы правильно расставили числа, на обороте листа написаны буквы, и мы прочтем тему нашего урока. -- Что у нас получилось? Учащиеся: Бюджет. ( Хором) --Уч.: Давайте вспомним, что означает слово «бюджет»? (ответы детей) Уч. Бюджет. А вот о каком бюджете мы будем говорить узнаете . разгадав ребус. 7 я Ученики : Семья . Да сегодня мы с вами будем говорить о семейный бюджете, соберем модель «семейного бюджета». Научимся просчитывать семейный бюджет, узнаем от чего зависит его размер. 2.Повторение и закрепление пройденного: - Кто планирует бюджет семьи? (папа, мама, вся семья:) - Скажите, при планировании семейного бюджета нужно учитывать интересы только тех членов семьи, которые работают?. --Скажите, а есть ли бюджет у нашего государства? Задание №2 “Собери пословицу по слогам” Уч.: Перед вами отдельные слоги, нужно их сложить так, чтоб получилась пословица. (Задание продублировано в визуальном виде на доске. /Ков-ка бот-ра-ник, ва-та-ко му-е та-пла/.) Уч.: Если вы правильно выполнили задание, то у вас получилась пословица. Прочитайте её. “Каков работник, такова ему плата”. - Почему так говорят? Учащиеся: Потому что, как поработаешь, столько и заплатят. . --Ваш труд сейчас, ваша работа на уроке. За ваш труд вы получите отметки, которые заслужите. Если вы хорошо поработаете, то какова ваша плата? Учащиеся: - Хорошая оценка. Работа по теме урока: Уч.: Сегодня мы и поговорим об этом, кто сколько зарабатывает. -Вот ваша модель “Семейного бюджета” («СБ»). (На доске помещаю кошелек.) Так как мы говорим о семье то разберем бюджет на примере семьи Айдара . (выставляется модель с изображением мальчика) Семья состоит и учителем выставляются модели с изображением : дедушка, бабушка, отец, мать, старший брат, работает, сноха с ребенком, старшая сестра – студентка. Учитель говорит на рус. яз, а ученики на каз. яз ( ата, әже, әке, ана, шеше, аға, келін, апа) По парам вызываются ученики, и они выставляют на доске опорные таблицы предполагаемых источников дохода и их суммы: -В семье есть дедушка и бабушка. Они старенькие и не работают. Что получают дедушка и бабушка? -Пенсию. (Помещаю в модель «СБ» помещаю слово-«пенсия») - Какая бывает пенсия у пожилых людей? -Бабушка получает 35570 тенге, а дедушка 55765 тенге. - Что получают папа и мама за свой труд? -Зарплату. (Помещают в модель «СБ» помещаю слово «зарплата») - Сколько может получать повар и шахтер? Ответы учеников. -Повару зарплата 50655 тенге, шахтер – 85747 тенге. Уч.: В семье есть сын. Предлагаю сыну выбрать профессию. Что получает сын за работу? А как вы думаете, сколько получает шофер? ( Ответы детей). - 65768тенге. Уч.: Кто еще есть в семье? Ответы детей. (Сноха с ребенком) -Сноха находится дома по уходу за маленькой дочкой, которой 9 месяцев. Государство ей платит за это пособие. (Помещаю в модель «СБ» сноху и слово «пособие») -Вы знаете, какую сумму составляет пособие по уходу за ребенком. - 12 850 тенге -В семье есть дочь, она учится в училище. Как вы думаете, учёба – это труд? (Ученики). - Что получают учащиеся училищ, за свой труд? Ученики: Стипендию. (В модель помещаю слово «стипендия»). - Сколько могут получать учащиеся училищ, как вы думаете? (Ответы учеников). - Стипендия составляет 7500 тенге. Уч.: Мы выяснили, что деньги получают за труд. Просто так деньги никому не дают. Ваш труд сейчас, это ваша работа на уроке. За ваш труд вы получите отметки, которые заслужите. Модель «СБ» постепенно заполняется купюрами (зарплата родителей и сына, пенсия дедушки и бабушки, стипендия дочери, пособие снохи) и дети наглядно видят составляющие бюджета семьи. - Как можно назвать одним словом? (Доход) Произносят хором. В модель семейного бюджета помещаю слово «ДОХОД». Задания № 3 разноуровневые 1гр общий семейный доход,2 гр. Сумму общей зарплаты, 3 гр.- сумму пенсий, сумма пособия и стипендии) Уч.матем.: Я предлагаю вам сосчитать бюджет нашей семьи у доски ( 1уч). Уч.матем.: Что же у вас получилось?(учащиеся называют итоги подсчетов) Уч.матем.: Сейчас мы поподробнее разберём, от чего зависит доходы семьи. В этом месяце дочь за плохую учёбу не получила стипендию. (Убрать стипендию из модели «СБ») Доходы семьи увеличились или уменьшились? Ученики: Уменьшились. Уч.матем.: На сколько? Уч.матем.: старший брат хорошо работал и получил премию. Что такое премия? Ответы учеников. Уч.матем.: Премия – это деньги, получаемые дополнительно к заработной плате за особые успехи в работе. (Положить «премию» на модель «СБ») - получил премию 5000тенге Уч.матем.: Каким сейчас стал ваш семейный бюджет. Доходы семьи увеличились или уменьшились? Ученики: увеличились. – Уч.матем.: На сколько? Уч. А для чего нужны доходы? - Покупка еды, одежды, школьных принадлежностей, оплата поездки в транспорте, ремонт бытовой техники, оплата ком. услуг - все эти затраты можно назвать одним словом. Каким? ( Расходы) Помещаю в модель «СБ» слово – «РАСХОДЫ» Уч.: Какие бывают расходы? Расходы бывают основные и неосновные. (на доске помещаю слова – основные, неосновные) (обязательные и необязательные) Семья тратит деньги (расходует) на разные нужды. Расходов в семье много, и их никак не избежать. Задание №3 «Какие бывают расходы?» назовите по 2 примера обязательных и необязательных расхода ( записать в тетрадь) (взаимопроверка). Ответы учеников. Физ. минутка ( под музыку « Миллионов долларов США) Уч.матем.: Задание №4 «Деньги любят счёт». Уч.матем.: Нужно уметь считать деньги. Какие пословицы вы знаете? «Деньги любят счет». (Задание размещено на карточках разного цвета для каждого ученика.: Сколько вы потратите денег на покупку молока, хлеба, чая и сахара и т.д.? ) Уч.матем.: Посчитайте и запишите ответ, а вот правильно ли вы посчитали, проверьте себя сами , найдя фишку, соответствующая цвету вашей карточки. ( можно использовать взаимопомощь) Уч.матем.: Для следующего задания нам надо разделиться на 2 группы. Задание №5 «Приобретите необходимые товары в магазине» ( использование калькулятора) 1группа – продукты, 2 группа – промышленные товары. Дать каждой группе купюру в 1000 тенге и предложить на эти деньги приобрести необходимые для жизни товары первой необходимости. Дети группами подходят к витрине с товарами и делают покупку сообща. Каждая группа оглашает свою покупку, проверяет учитель и ученики другой группы с помощью калькулятора Релаксация. Уч.: Вы очень хорошо поработали, давайте теперь немного отдохнём. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Вы в данный момент одна семья, возьмитесь за руки и образуйте замкнутый круг. Мысленно скажите друг другу что-нибудь доброе. «Я, ты, он, она – вместе дружная семья! Обобщение: Учитель: Молодцы ребята, хорошо потрудились. Давайте посмотрим на модель «СБ» Ученики: Учитель: Чем сегодня занимались, что вспомнили? Ученики: Говорили о семейном бюджете, составляющих семейного бюджета, доходах и расходах. Определяли что такое основные и неосновные расходы в семейном бюджете. Закрепление: Учитель: - Посмотрите на доску: Нужно закончить предложения: 1. Для исполнения желаний всех членов семьи должно быть больше…. 2. Расходы не должны превышать…. 3. План доходов и расходов семьи ---это …. Проверка. Дети читают вслух предложения. Учитель оценивает ответы. Учитель: – А что нужно делать, чтобы в семье было больше доходов? Дети: – Хорошо работать, хорошо учиться. Учитель: Молодцы! Учитель: Я задавала домашнее задание выучить стихотворение к сегодняшнему уроку, сейчас они его прочитают для всех. Дети: С экономикою нас Начали знакомить. Цена, товар, тенге Как деньги экономить. Мы доход своей семьи Вместе подсчитали Знаем цену всем вещам Что нам покупали. Расход, доход и бюджет Что это такое? От гремучих этих слов Детям нет покоя. Будем знания получать Капитал накопим И тебе родная школа В будущем поможем! Учитель: Мы хорошо поработали, всем спасибо. До свидания. | |
Просмотров: 1470 | Загрузок: 208 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|