Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Математика

факультативное занятие по основам экономики и финансовой грамотности "Зарабатывание денег"
[ Скачать с сервера (494.5 Kb) ] 2012-02-01, 6:49 AM
Факультативное занятие в 8 классе
Турекулова Гульнар Аманжоловна
Учитель математики СОШ №12
г.Абай Карагандинская область

Название факультатива:Основы экономики и финансовой грамотности
Тема: Зарабатывание денег.
Дело ладится умением.
Абай Кунанбаев.
Цель: создание условий для усвоения экономических понятий и терминов;
для осознания социальной, практической и личностной значимости
финансовой грамотности; ознакомление со способами зарабатывания денег.
Задачи: - знание и понимание экономических терминов;
- формирование и развитие исследовательской культуры, умений видеть
проблемы и находить пути их решения; развитие интеллекта, этнической
культуры, коммуникативной культуры, умения общаться, сотрудничать;
- воспитание национального патриотизма, взаимоуважения,
доброжелательности, взаимоподдержки.
Оборудование: конверты с заданиями, листы ответов, компьютер, интерактивная
доска.
Форма работы – групповая, коллективная.
Тип урока – презентация.
Ход занятия.
І.Организационный момент (2 мин.)
1. Приветственное слово учителя.
Всем добрый день! Сегодня мы проводим занятие по теме «Зарабатывание денег» под девизом «Дело ладится умением» (слайд 1).
Цель занятия: знакомство с новыми экономическими терминами, с возможными способами зарабатывания денег.
На нашем занятии присутствуют гости, которые будут представлять группу экспертов. Задача экспертов – вносить дополнения и свои предложения.
Во время занятия должны соблюдаться правила совместной работы (слайд 2):
2.Позвольте представить участников занятия. Во время представления участники встают и обмениваются рукопожатиями. Работа проводится в группах (слайд 3):
1.Беззаботные – люди, потребляющие весь свой доход и не откладывающие денег на будущее. (участники встают и обмениваются рукопожатиями).
2.Бережливые – люди, во многом отказывающие себе и откладывающие деньги
для будущих покупок.
3.Заемщики – люди, «живущие взаймы», активно использующие кредит.
4.Кредиторы – люди, дающие в долг под проценты.
II. Рубрика «Пословицы». Задание: объяснить смысл этой пословицы, используя экономические термины. Если сможете, подберите близкие по смыслу пословицы других народов (слайд 4). Вскройте конверт №1. В нём содержится текст казахской пословицы.
(Время на выполнение – 1 минута.. Заслушать ответы. Эксперты.)

«Пословицы».
1.Хочешь избавиться от бедности – трудись, хочешь добиться богатства – трудись.
2. Дрова давай разжигать тому, кто их нарубил, скот пасти тому, кто его вырастил.
3.Нет затрат – нет и прибыли.
4.Ячмень и пшеница – пища, золото и серебро – лишь камни.
Эксперты – дополнения.
III. Рубрика «За или против?» (слайд 5). Лист ответа №1 «За» или «Против».
«Есть люди, все помыслы и дела которых направлены на то, чтобы жить в достатке и красиво одеваться. Они из кожи лезут, чтобы показать себя и сорвать похвалу в свой адрес или вызвать чью-либо зависть. Но что с того, что кто-то будет завидовать их нарядам? Преследовать в жизни только личные выгоды – значит быть ограниченным человеком. Не от большого ума идёт желание человека обладать всеми благами мира. Достоинство человека определяется не внешностью и достатком».
Чьи это слова? Автор этих слов – великий казахский поэт и философ Абай Кунанбаев, живший и творивший в конце 19, начале 20 века. Но заметьте, насколько актуальны его высказывания и в наше время, хотя в чём-то мы можем и не согласиться с ним. Я попрошу вас высказать своё мнение. Стремление к богатству и изобилию – это хорошо? (2 мин.). Заслушать ответы.
А теперь давайте посмотрим, какие выводы делает сам Абай Кунанбаев в книге «Слова назидания» (слайд 6):
«Всегда ли осуждается стремление к богатству? Нет. Устроенность жизни как бы очищает ум человека, а достаток создаёт условия для его развития. Человек должен стремиться к богатству, как к средству, которое, во-первых, даёт ему возможность оказывать неограниченную помощь своим братьям, во-вторых, не позволяет ему самому попасть в губительную зависимость от других. И то, и другое означает, что изобилие необходимо для обеспечения свободы людей и создания определённых условий для их духовного развития».
Итак, чтобы обеспечить финансовую свободу, необходимо иметь достаточно средств. А для этого нужно работать. Чтобы работать, надо иметь профессию. А чтобы иметь профессию, работу, надо учиться.
Какие профессии, по вашему мнению, являются высокооплачиваемыми? Почему?
Те, которые связаны с риском для жизни и здоровья или требуют определённого дара, таланта, способностей и знаний. Только высокообразованный специалист может рассчитывать на хорошо оплачиваемую работу.
Как только перед нами встаёт вопрос о выборе работы, мы становимся участниками рынка труда.

IV. Рубрика «Экономические термины» (слайд 7). Откройте конверт №2.
Задание «Тест соответствия» (1 мин.).
Заполнить пропуски, вписав соответствующие определению термины с экономическим содержанием.

«Экономические термины».
……………………………– неплатёжеспособность, невозможность продолжать деятельность предприятия из-за отсутствия средств.
……………………………– экономическая деятельность, направленная на получение прибыли; предпринимательство.
……………………………– распределение инвестиций в разные финансовые организации и страны для увеличения прибыли и сокращения рисков.
……………………………– денежное вознаграждение за труд.
……………………………– успешное продвижение в какой-либо области деятельности.
……………………………– разница между доходами и затратами на производство товара или услуги.
……………………………– основной род занятий, трудовой деятельности, свидетельство наличия у работника определённого набора знаний, умений, опыта, необходимых для качественного выполнения данной работы.
……………………………– занятие, труд, деятельность, должность с определёнными обязанностями и ответственностью, способ получения материальных благ.
……………………………– экономическая структура, позволяющая людям обменять свои услуги на заработную плату и другие выгоды, которые фирмы или работодатели согласны предоставить в обмен на труд работника.
Экономические термины: работа, карьера, заработная плата, профессия, рынок труда, диверсификация, банкротство, прибыль, бизнес.
Проверьте результат (слайд 8):
«Экономические термины».
Банкротство – неплатёжеспособность, невозможность продолжать деятельность предприятия из-за отсутствия средств.
Бизнес – экономическая деятельность, направленная на получение прибыли; предпринимательство.
Диверсификация – распределение инвестиций в разные финансовые организации и страны для увеличения прибыли и сокращения рисков.
Заработная плата – денежное вознаграждение за труд.
Карьера – успешное продвижение в какой-либо области деятельности.
Прибыль – разница между доходами и затратами на производство товара или услуги.
Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности, свидетельство наличия у работника определённого набора знаний, умений, опыта, необходимых для качественного выполнения данной работы.
Работа – занятие, труд, деятельность, должность с определёнными обязанностями и ответственностью, способ получения материальных благ.
Рынок труда – экономическая структура, позволяющая людям обменять свои услуги на заработную плату и другие выгоды, которые фирмы или работодатели согласны предоставить в обмен на труд работника.
Выполняя это задание, мы затронули вопросы, связанные с предпринимательской деятельностью, которая всё больше охватывает многие сферы экономической жизни нашей республики. О роли и значении предпринимательства в условиях рыночной экономики говорил (слайд 9) Президент Нурсултан Назарбаев в Послании народу Казахстана «Новое десятилетие – новый экономический подъём – новые возможности Казахстана» (слайд10). Итак, предпринимательство, малый и средний бизнес – возможные способы зарабатывания денег. И наша следующая рубрика «Зарабатывание денег»

V. Зарабатывание денег.
Ответьте на вопрос, учитывая то, к какой группе вы принадлежите.
Вопрос: Что можно делать с деньгами? Примерные ответы:
Беззаботные – тратить. Бережливые – копить, экономить.
Заемщики – брать в долг. Кредиторы – давать в долг под проценты.
Я предлагаю вам следующие ситуации:
Беззаботные истратили свои деньги, но осталась небольшая сумма, на которую они приобрели билеты «Казлото» и неожиданно выиграли крупную сумму денег.
Вы решили приобрести магазин одежды и обуви.
Бережливые скопили достаточную сумму для того, чтобы открыть свою автомойку.
Заемщики оформили документы и получили одобрение на получение крупного кредита, часть которого потратили на возмещение долгов, а оставшуюся сумму использовали, чтобы выкупить с торгов обанкротившуюся хозяйственную лавку.
Кредиторы, у которых имеются финансовые накопления, решили войти в долю с хозяевами фотосалона. Хозяева фотосалона приняли предложение, так как у них недостаточно средств для дальнейшего развития бизнеса.
Задание – дать новое название своему предприятию и обосновать, почему вы так его назвали. Итак, ваше предприятие работает, но что вы ждёте от этого? Прибыль?
Откройте конверт №3. В нём – задача, решив которую, мы выясним, даёт ли ваше предприятие хорошую прибыль. Задача – вычислить прибыль за один квартал.
VI. Итак, прибыль не так уж и велика, и перед вами встаёт проблема, как увеличить доходность предприятия. Что-то нужно изменить, усовершенствовать, чтобы получать хорошую прибыль. Как это сделать? (лист ответа №2 «Ваши предложения»). Заслушать предложения. Экспертная группа – дополнения.
VII. Конкурс «Буриме». Используйте лист ответа №3 «Конкурс «Буриме».
Составить восьмистишие на имеющиеся рифмы (слайд 11):
болит – кредит, премьера – карьера,
забота – работа, доход – оборот.
VIII. Рефлексия. «Незаконченная фраза». Задание – закончить фразу.
Чтобы зарабатывать деньги, нужно: …….. Заслушать ответы.
Закончить наше занятие хотелось бы мудрыми словами великого Абая Кунанбаева.
Откройте конверт №4 и зачитайте высказывания:
«К достатку ведут разум и собранность…»
«Качества духовные – вот что главное в человеческой жизни».
«Наукой овладевает тот, кто испытывает жажду познания».
«Человек становится сильнее, когда и богатство, и слава, и признание приходят к
нему, как результат упорного труда».

Занятие окончено. Спасибо всем за активное участие.

Приложение.
Конверт №1 «Пословицы»
1.Хочешь избавиться от бедности – трудись, хочешь добиться богатства – трудись.




______________________________________________________
2. Дрова давай разжигать тому, кто их нарубил, скот пасти тому, кто его вырастил.

3.Нет затрат – нет и прибыли.

________________________________________________________
4.Ячмень и пшеница – пища, золото и серебро – лишь камни.

Конверт №2
Задание. Заполнить пропуски, вписав соответствующие
определению термины с экономическим содержанием.

«Экономические термины».
………………………… – неплатёжеспособность, невозможность продолжать деятельность предприятия из-за отсутствия средств.
………………………… – экономическая деятельность, направленная на получение прибыли; предпринимательство.
………………………… – распределение инвестиций в разные финансовые организации и страны для увеличения прибыли и сокращения рисков.
………………………… – денежное вознаграждение за труд.
………………………… – успешное продвижение в какой-либо области деятельности.
………………………… – разница между доходами и затратами на производство товара или услуги.
………………………… – основной род занятий, трудовой деятельности, свидетельство наличия у работника определённого набора знаний, умений, опыта, необходимых для качественного выполнения данной работы.
………………………… – занятие, труд, деятельность, должность с определёнными обязанностями и ответственностью, способ получения материальных благ.
………………………… – экономическая структура, позволяющая людям обменять свои услуги на заработную плату и другие выгоды, которые фирмы или работодатели согласны предоставить в обмен на труд работника.

Экономические термины: работа, карьера, заработная плата, профессия, рынок труда, диверсификация, банкротство, прибыль, бизнес.

№ 1 № 2 № 3 № 4 № 5
_______________________________________________________

Беззаботные

Бережливые

_______________________________________________________

Заемщики

Кредиторы

Лист ответа № 1





Лист ответа № 2
«Ваши предложения»

Лист ответа № 3
Конкурс «Буриме»
Категория: Математика | Добавил: Дроля
Просмотров: 2562 | Загрузок: 227 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-12-03, 3:26 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru