Главная » Файлы » В помощь учителю » Математика |
[ Скачать с сервера (494.5 Kb) ] | 2012-02-01, 6:49 AM |
Факультативное занятие в 8 классе Турекулова Гульнар Аманжоловна Учитель математики СОШ №12 г.Абай Карагандинская область Название факультатива:Основы экономики и финансовой грамотности Тема: Зарабатывание денег. Дело ладится умением. Абай Кунанбаев. Цель: создание условий для усвоения экономических понятий и терминов; для осознания социальной, практической и личностной значимости финансовой грамотности; ознакомление со способами зарабатывания денег. Задачи: - знание и понимание экономических терминов; - формирование и развитие исследовательской культуры, умений видеть проблемы и находить пути их решения; развитие интеллекта, этнической культуры, коммуникативной культуры, умения общаться, сотрудничать; - воспитание национального патриотизма, взаимоуважения, доброжелательности, взаимоподдержки. Оборудование: конверты с заданиями, листы ответов, компьютер, интерактивная доска. Форма работы – групповая, коллективная. Тип урока – презентация. Ход занятия. І.Организационный момент (2 мин.) 1. Приветственное слово учителя. Всем добрый день! Сегодня мы проводим занятие по теме «Зарабатывание денег» под девизом «Дело ладится умением» (слайд 1). Цель занятия: знакомство с новыми экономическими терминами, с возможными способами зарабатывания денег. На нашем занятии присутствуют гости, которые будут представлять группу экспертов. Задача экспертов – вносить дополнения и свои предложения. Во время занятия должны соблюдаться правила совместной работы (слайд 2): 2.Позвольте представить участников занятия. Во время представления участники встают и обмениваются рукопожатиями. Работа проводится в группах (слайд 3): 1.Беззаботные – люди, потребляющие весь свой доход и не откладывающие денег на будущее. (участники встают и обмениваются рукопожатиями). 2.Бережливые – люди, во многом отказывающие себе и откладывающие деньги для будущих покупок. 3.Заемщики – люди, «живущие взаймы», активно использующие кредит. 4.Кредиторы – люди, дающие в долг под проценты. II. Рубрика «Пословицы». Задание: объяснить смысл этой пословицы, используя экономические термины. Если сможете, подберите близкие по смыслу пословицы других народов (слайд 4). Вскройте конверт №1. В нём содержится текст казахской пословицы. (Время на выполнение – 1 минута.. Заслушать ответы. Эксперты.) «Пословицы». 1.Хочешь избавиться от бедности – трудись, хочешь добиться богатства – трудись. 2. Дрова давай разжигать тому, кто их нарубил, скот пасти тому, кто его вырастил. 3.Нет затрат – нет и прибыли. 4.Ячмень и пшеница – пища, золото и серебро – лишь камни. Эксперты – дополнения. III. Рубрика «За или против?» (слайд 5). Лист ответа №1 «За» или «Против». «Есть люди, все помыслы и дела которых направлены на то, чтобы жить в достатке и красиво одеваться. Они из кожи лезут, чтобы показать себя и сорвать похвалу в свой адрес или вызвать чью-либо зависть. Но что с того, что кто-то будет завидовать их нарядам? Преследовать в жизни только личные выгоды – значит быть ограниченным человеком. Не от большого ума идёт желание человека обладать всеми благами мира. Достоинство человека определяется не внешностью и достатком». Чьи это слова? Автор этих слов – великий казахский поэт и философ Абай Кунанбаев, живший и творивший в конце 19, начале 20 века. Но заметьте, насколько актуальны его высказывания и в наше время, хотя в чём-то мы можем и не согласиться с ним. Я попрошу вас высказать своё мнение. Стремление к богатству и изобилию – это хорошо? (2 мин.). Заслушать ответы. А теперь давайте посмотрим, какие выводы делает сам Абай Кунанбаев в книге «Слова назидания» (слайд 6): «Всегда ли осуждается стремление к богатству? Нет. Устроенность жизни как бы очищает ум человека, а достаток создаёт условия для его развития. Человек должен стремиться к богатству, как к средству, которое, во-первых, даёт ему возможность оказывать неограниченную помощь своим братьям, во-вторых, не позволяет ему самому попасть в губительную зависимость от других. И то, и другое означает, что изобилие необходимо для обеспечения свободы людей и создания определённых условий для их духовного развития». Итак, чтобы обеспечить финансовую свободу, необходимо иметь достаточно средств. А для этого нужно работать. Чтобы работать, надо иметь профессию. А чтобы иметь профессию, работу, надо учиться. Какие профессии, по вашему мнению, являются высокооплачиваемыми? Почему? Те, которые связаны с риском для жизни и здоровья или требуют определённого дара, таланта, способностей и знаний. Только высокообразованный специалист может рассчитывать на хорошо оплачиваемую работу. Как только перед нами встаёт вопрос о выборе работы, мы становимся участниками рынка труда. IV. Рубрика «Экономические термины» (слайд 7). Откройте конверт №2. Задание «Тест соответствия» (1 мин.). Заполнить пропуски, вписав соответствующие определению термины с экономическим содержанием. «Экономические термины». ……………………………– неплатёжеспособность, невозможность продолжать деятельность предприятия из-за отсутствия средств. ……………………………– экономическая деятельность, направленная на получение прибыли; предпринимательство. ……………………………– распределение инвестиций в разные финансовые организации и страны для увеличения прибыли и сокращения рисков. ……………………………– денежное вознаграждение за труд. ……………………………– успешное продвижение в какой-либо области деятельности. ……………………………– разница между доходами и затратами на производство товара или услуги. ……………………………– основной род занятий, трудовой деятельности, свидетельство наличия у работника определённого набора знаний, умений, опыта, необходимых для качественного выполнения данной работы. ……………………………– занятие, труд, деятельность, должность с определёнными обязанностями и ответственностью, способ получения материальных благ. ……………………………– экономическая структура, позволяющая людям обменять свои услуги на заработную плату и другие выгоды, которые фирмы или работодатели согласны предоставить в обмен на труд работника. Экономические термины: работа, карьера, заработная плата, профессия, рынок труда, диверсификация, банкротство, прибыль, бизнес. Проверьте результат (слайд 8): «Экономические термины». Банкротство – неплатёжеспособность, невозможность продолжать деятельность предприятия из-за отсутствия средств. Бизнес – экономическая деятельность, направленная на получение прибыли; предпринимательство. Диверсификация – распределение инвестиций в разные финансовые организации и страны для увеличения прибыли и сокращения рисков. Заработная плата – денежное вознаграждение за труд. Карьера – успешное продвижение в какой-либо области деятельности. Прибыль – разница между доходами и затратами на производство товара или услуги. Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности, свидетельство наличия у работника определённого набора знаний, умений, опыта, необходимых для качественного выполнения данной работы. Работа – занятие, труд, деятельность, должность с определёнными обязанностями и ответственностью, способ получения материальных благ. Рынок труда – экономическая структура, позволяющая людям обменять свои услуги на заработную плату и другие выгоды, которые фирмы или работодатели согласны предоставить в обмен на труд работника. Выполняя это задание, мы затронули вопросы, связанные с предпринимательской деятельностью, которая всё больше охватывает многие сферы экономической жизни нашей республики. О роли и значении предпринимательства в условиях рыночной экономики говорил (слайд 9) Президент Нурсултан Назарбаев в Послании народу Казахстана «Новое десятилетие – новый экономический подъём – новые возможности Казахстана» (слайд10). Итак, предпринимательство, малый и средний бизнес – возможные способы зарабатывания денег. И наша следующая рубрика «Зарабатывание денег» V. Зарабатывание денег. Ответьте на вопрос, учитывая то, к какой группе вы принадлежите. Вопрос: Что можно делать с деньгами? Примерные ответы: Беззаботные – тратить. Бережливые – копить, экономить. Заемщики – брать в долг. Кредиторы – давать в долг под проценты. Я предлагаю вам следующие ситуации: Беззаботные истратили свои деньги, но осталась небольшая сумма, на которую они приобрели билеты «Казлото» и неожиданно выиграли крупную сумму денег. Вы решили приобрести магазин одежды и обуви. Бережливые скопили достаточную сумму для того, чтобы открыть свою автомойку. Заемщики оформили документы и получили одобрение на получение крупного кредита, часть которого потратили на возмещение долгов, а оставшуюся сумму использовали, чтобы выкупить с торгов обанкротившуюся хозяйственную лавку. Кредиторы, у которых имеются финансовые накопления, решили войти в долю с хозяевами фотосалона. Хозяева фотосалона приняли предложение, так как у них недостаточно средств для дальнейшего развития бизнеса. Задание – дать новое название своему предприятию и обосновать, почему вы так его назвали. Итак, ваше предприятие работает, но что вы ждёте от этого? Прибыль? Откройте конверт №3. В нём – задача, решив которую, мы выясним, даёт ли ваше предприятие хорошую прибыль. Задача – вычислить прибыль за один квартал. VI. Итак, прибыль не так уж и велика, и перед вами встаёт проблема, как увеличить доходность предприятия. Что-то нужно изменить, усовершенствовать, чтобы получать хорошую прибыль. Как это сделать? (лист ответа №2 «Ваши предложения»). Заслушать предложения. Экспертная группа – дополнения. VII. Конкурс «Буриме». Используйте лист ответа №3 «Конкурс «Буриме». Составить восьмистишие на имеющиеся рифмы (слайд 11): болит – кредит, премьера – карьера, забота – работа, доход – оборот. VIII. Рефлексия. «Незаконченная фраза». Задание – закончить фразу. Чтобы зарабатывать деньги, нужно: …….. Заслушать ответы. Закончить наше занятие хотелось бы мудрыми словами великого Абая Кунанбаева. Откройте конверт №4 и зачитайте высказывания: «К достатку ведут разум и собранность…» «Качества духовные – вот что главное в человеческой жизни». «Наукой овладевает тот, кто испытывает жажду познания». «Человек становится сильнее, когда и богатство, и слава, и признание приходят к нему, как результат упорного труда». Занятие окончено. Спасибо всем за активное участие. Приложение. Конверт №1 «Пословицы» 1.Хочешь избавиться от бедности – трудись, хочешь добиться богатства – трудись. ______________________________________________________ 2. Дрова давай разжигать тому, кто их нарубил, скот пасти тому, кто его вырастил. 3.Нет затрат – нет и прибыли. ________________________________________________________ 4.Ячмень и пшеница – пища, золото и серебро – лишь камни. Конверт №2 Задание. Заполнить пропуски, вписав соответствующие определению термины с экономическим содержанием. «Экономические термины». ………………………… – неплатёжеспособность, невозможность продолжать деятельность предприятия из-за отсутствия средств. ………………………… – экономическая деятельность, направленная на получение прибыли; предпринимательство. ………………………… – распределение инвестиций в разные финансовые организации и страны для увеличения прибыли и сокращения рисков. ………………………… – денежное вознаграждение за труд. ………………………… – успешное продвижение в какой-либо области деятельности. ………………………… – разница между доходами и затратами на производство товара или услуги. ………………………… – основной род занятий, трудовой деятельности, свидетельство наличия у работника определённого набора знаний, умений, опыта, необходимых для качественного выполнения данной работы. ………………………… – занятие, труд, деятельность, должность с определёнными обязанностями и ответственностью, способ получения материальных благ. ………………………… – экономическая структура, позволяющая людям обменять свои услуги на заработную плату и другие выгоды, которые фирмы или работодатели согласны предоставить в обмен на труд работника. Экономические термины: работа, карьера, заработная плата, профессия, рынок труда, диверсификация, банкротство, прибыль, бизнес. № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 _______________________________________________________ Беззаботные Бережливые _______________________________________________________ Заемщики Кредиторы Лист ответа № 1 Лист ответа № 2 «Ваши предложения» Лист ответа № 3 Конкурс «Буриме» | |
Просмотров: 2562 | Загрузок: 227 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|