Главная » Файлы » В помощь учителю » Математика |
[ Скачать с сервера (8.2 Kb) ] | 2012-03-16, 1:30 PM |
Методические рекомендации по организации работы над задачей на уроках математики в начальной школе. Шарова Н.К., учитель начальных классов, высшая категория. ГУ «Средняя школа № 12 города Рудного» В настоящее время учителя очень обеспокоены тем, что далеко не каждого ребёнка удаётся научить решать математические задачи. Работа с большинством математических задач в начальных классах нередко сводится только к нахождению решения и получения правильного ответа. Между тем текстовый материал многих задач, ситуаций, о которых идёт речь в задачах, содержат в себе большие возможности для познавательного развития учащихся, для раскрытия практической значимости решения задач. Многие задачи в учебниках составлены так, что уже содержат познавательные вопросы, то есть, вопросы, требующие не только выполнения простейших арифметических действий, но и определённых элементарных исследовательских качеств. Поясняю это на примере: «Доярка надоила от 6 коров по 12 литров молока от каждой. Поместится ли это в 2 бидона ёмкостью по 32 литра каждый?» Здесь учащимся нужно не только ответить на вопрос: «Сколько всего литров молока надоила доярка?», но и решить практически важный вопрос: «Поместится ли это молоко в 2 бидона ёмкостью по 32 литра каждый?» Для ответа на него учащиеся должны произвести сопоставление найденных ими (а не данных в условиях задачи!) двух величин: количество полученного молока от всех коров и общей ёмкости всех бидонов. Младшие школьники, прочитав задачу, не анализируют её, а сразу приступают к решению, не обосновывая выбор арифметического знака действия. Что можно посоветовать учителю в этом случае? Как научить ребёнка анализу задачи, составлению плана решения и только потом её решению? Сначала следует научить ребёнка читать задачу, понимать смысл прочитанного, подмечать, какие события произошли в задаче: что было, что изменилось; объяснять, что обозначает каждое число в задаче, в чём суть тех или иных математических выражений. Разрешить эту проблему помогают «задачи без вопросов». При таком методическом подходе дети приобретают первые навыки анализа на основе событий, происходящих в задаче. Путь к осознанному решению задач лежит главным образом через составление их детьми. Я делаю это по: • картинкам; • числовым данным; • вопросу; • решению и ответу; • схеме; • чертежу; • краткой записи; • плану решения. Такую творческую работу планирую привести в систему и составить сборник задач, придуманными учениками класса. Наиболее сложный учебный элемент в обучении младших школьников решению задач – поиск решения задачи. Успешный поиск решения задачи, прежде всего, зависит от того, насколько решающему удаётся установить все необходимые связи и отношения, существующие между данными задачи, данными и неизвестными, данными и искомыми. В то же время выделению этих отношений способствует определённая схематизация текста задачи и, прежде всего выделение основного отношения, которое детерминирует способ решения задачи. В текстовых задачах по математике для начальной школы можно выделить 2 основных отношения, которые существуют между данными и искомыми задачи, определяющие выбор способа решения. Это отношение «быть суммой» и «быть произведением». Выбор способа решения в задачах первого типа («быть суммой») определяется на основе зависимости между суммой и слагаемыми. 1. Перед введением этого приёма решения задач следует отработать с детьми понятие «целое», «часть». Предлагаются фигуры:[Скачать с сервера] Чем похожи эти фигуры? (состоят из частей) Разрезаем фигуры, вывод: если от целого взять часть, то остаётся другая часть, если сложим, то получится целое. 2. Даётся заготовка модели:[Скачать с сервера] Например: а) нахождение суммы: «У Толи 5 книг, а у Лены 3 книги Сколько всего книг у детей?» Дети делают вывод: чтобы найти целое, надо сложить части. б) нахождение неизвестного слагаемого: Уток – 6, кур - ? Всего – 10 птиц. [Скачать с сервера] Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть. [Скачать с сервера] Рассмотрим задачи, основанные на понятии «быть произведением». Иллюстрируем при помощи прямоугольника со сторонами «а», «в». а . в= с Зависимость такого вида рассматривается в задачах с пропорциональными величинами на движение, определение массы, купля-продажа и т.д. Множители – это стороны прямоугольника, а произведение иллюстрируется значением площади этого прямоугольника. Например, «От каждой из 6 коров доярка надоила 12 литров молока. Сколько всего литров молока надоила доярка от этих коров?» Если зависимость между множителями и произведением используется 1 раз, то рисуем 1 прямоугольник, а если 2 ситуации, то 2 прямоугольника.[Скачать с сервера] Например, «Масса 5 одинаковых мешков сахара 500 кг. Найди массу 7 таких мешков». [Скачать с сервера] Дети учатся иллюстрировать данные в задаче с помощью «картинок с точками», при этом осуществляются операции в определённой последовательности и надо усвоить алгоритм рассуждения. Рассуждаю так: 1. Мне известно… 2. Надо узнать… 3. Рисую и объясняю… 4. Подумаю, надо объединять или удалять… 5. Объясняю решение… 6. Решаю… 7. Отвечаю на вопрос задачи… Например: «В гараже было 7 машин. На работу выехали 2 машины. Сколько машин осталось в гараже?» [Скачать с сервера] Большую роль в отработке умения решать текстовые задачи играет методический приём составления обратных задач, приём решения задач разными способами, приём конструирования задач. Предлагаю памятку, которая поможет правильно организовать работу над задачей: 1. Чтение текста с пониманием (в тишине). 2. Составления плана решения задачи. 3. Обоснование выбора действия. 4. Реализация плана решения или оформление решения задачи. 5. Выделение ответа и проверка. Приёмы проверки. 1. Составление обратных задач. 2. Введение ответа в решение. 3. Разные способы решения. | |
Просмотров: 1501 | Загрузок: 174 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|