Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Математика

Методические рекомендации по организации работы над задачей на уроках математики в начальной школе
[ Скачать с сервера (8.2 Kb) ] 2012-03-16, 1:30 PM
Методические рекомендации
по организации работы над задачей на уроках математики
в начальной школе.

Шарова Н.К., учитель начальных классов, высшая категория.
ГУ «Средняя школа № 12 города Рудного»

В настоящее время учителя очень обеспокоены тем, что далеко не каждого ребёнка удаётся научить решать математические задачи. Работа с большинством математических задач в начальных классах нередко сводится только к нахождению решения и получения правильного ответа. Между тем текстовый материал многих задач, ситуаций, о которых идёт речь в задачах, содержат в себе большие возможности для познавательного развития учащихся, для раскрытия практической значимости решения задач. Многие задачи в учебниках составлены так, что уже содержат познавательные вопросы, то есть, вопросы, требующие не только выполнения простейших арифметических действий, но и определённых элементарных исследовательских качеств.
Поясняю это на примере: «Доярка надоила от 6 коров по 12 литров молока от каждой. Поместится ли это в 2 бидона ёмкостью по 32 литра каждый?»
Здесь учащимся нужно не только ответить на вопрос: «Сколько всего литров молока надоила доярка?», но и решить практически важный вопрос: «Поместится ли это молоко в 2 бидона ёмкостью по 32 литра каждый?» Для ответа на него учащиеся должны произвести сопоставление найденных ими (а не данных в условиях задачи!) двух величин: количество полученного молока от всех коров и общей ёмкости всех бидонов.
Младшие школьники, прочитав задачу, не анализируют её, а сразу приступают к решению, не обосновывая выбор арифметического знака действия. Что можно посоветовать учителю в этом случае? Как научить ребёнка анализу задачи, составлению плана решения и только потом её решению?
Сначала следует научить ребёнка читать задачу, понимать смысл прочитанного, подмечать, какие события произошли в задаче: что было, что изменилось; объяснять, что обозначает каждое число в задаче, в чём суть тех или иных математических выражений. Разрешить эту проблему помогают «задачи без вопросов». При таком методическом подходе дети приобретают первые навыки анализа на основе событий, происходящих в задаче.
Путь к осознанному решению задач лежит главным образом через составление их детьми. Я делаю это по:
• картинкам;
• числовым данным;
• вопросу;
• решению и ответу;
• схеме;
• чертежу;
• краткой записи;
• плану решения.
Такую творческую работу планирую привести в систему и составить сборник задач, придуманными учениками класса.
Наиболее сложный учебный элемент в обучении младших школьников решению задач – поиск решения задачи. Успешный поиск решения задачи, прежде всего, зависит от того, насколько решающему удаётся установить все необходимые связи и отношения, существующие между данными задачи, данными и неизвестными, данными и искомыми. В то же время выделению этих отношений способствует определённая схематизация текста задачи и, прежде всего выделение основного отношения, которое детерминирует способ решения задачи.
В текстовых задачах по математике для начальной школы можно выделить 2 основных отношения, которые существуют между данными и искомыми задачи, определяющие выбор способа решения. Это отношение «быть суммой» и «быть произведением». Выбор способа решения в задачах первого типа («быть суммой») определяется на основе зависимости между суммой и слагаемыми.
1. Перед введением этого приёма решения задач следует отработать с детьми понятие «целое», «часть». Предлагаются фигуры:[Скачать с сервера]
Чем похожи эти фигуры? (состоят из частей) Разрезаем фигуры, вывод: если от целого взять часть, то остаётся другая часть, если сложим, то получится целое.
2. Даётся заготовка модели:[Скачать с сервера]
Например: а) нахождение суммы: «У Толи 5 книг, а у Лены 3 книги Сколько всего книг у детей?»
Дети делают вывод: чтобы найти целое, надо сложить части.
б) нахождение неизвестного слагаемого: Уток – 6, кур - ? Всего – 10 птиц.
[Скачать с сервера]
Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть.
[Скачать с сервера]
Рассмотрим задачи, основанные на понятии «быть произведением». Иллюстрируем при помощи прямоугольника со сторонами «а», «в». а . в= с
Зависимость такого вида рассматривается в задачах с пропорциональными величинами на движение, определение массы, купля-продажа и т.д.
Множители – это стороны прямоугольника, а произведение иллюстрируется значением площади этого прямоугольника. Например, «От каждой из 6 коров доярка надоила 12 литров молока. Сколько всего литров молока надоила доярка от этих коров?»
Если зависимость между множителями и произведением используется 1 раз, то рисуем 1 прямоугольник, а если 2 ситуации, то 2 прямоугольника.[Скачать с сервера]
Например, «Масса 5 одинаковых мешков сахара 500 кг. Найди массу 7 таких мешков».
[Скачать с сервера]
Дети учатся иллюстрировать данные в задаче с помощью «картинок с точками», при этом осуществляются операции в определённой последовательности и надо усвоить алгоритм рассуждения.
Рассуждаю так:
1. Мне известно…
2. Надо узнать…
3. Рисую и объясняю…
4. Подумаю, надо объединять или удалять…
5. Объясняю решение…
6. Решаю…
7. Отвечаю на вопрос задачи…

Например:
«В гараже было 7 машин. На работу выехали 2 машины. Сколько машин осталось в гараже?»
[Скачать с сервера]
Большую роль в отработке умения решать текстовые задачи играет методический приём составления обратных задач, приём решения задач разными способами, приём конструирования задач.
Предлагаю памятку, которая поможет правильно организовать работу над задачей:
1. Чтение текста с пониманием (в тишине).
2. Составления плана решения задачи.
3. Обоснование выбора действия.
4. Реализация плана решения или оформление решения задачи.
5. Выделение ответа и проверка.

Приёмы проверки.
1. Составление обратных задач.
2. Введение ответа в решение.
3. Разные способы решения.
Категория: Математика | Добавил: Ninulya
Просмотров: 1501 | Загрузок: 174 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-12-02, 11:57 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru