Тема: «Исследование функции с помощью производной и построение графика». Цели урока: 1. Образовательная – отработать умения систематизировать, обобщать при исследовании функции ее свойства, применять знания производной при построении графиков функции; 2. Развивающая – развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений, развитие зрительной памяти, математической речи учащихся. 3. Воспитательные – воспитание познавательной активности, чувства ответственности, уважения друг другу, взаимопонимания, воспитание культуры общения. Оборудование: презентация, карточки – математическое лото. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Ход урока. Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы продолжим изучение применения производной функции для построения графиков различных функций. Так как урок сегодня необычный, то начать я хочу его с необыкновенных слов. «Музыка может возвышать или умиротворять душу, живопись – радовать глаз, поэзия – пробуждать чувства, философия – удовлетворять потребности разума, инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей, а математика способна достичь всех этих целей!» Морис Клайн А работать мы будем под девизом: « Знания имей отличные, исследуя функции различ-ные». Оценочный лист: Фамилия, Имя Д/з Устная работа Найти ошибку Матема-тическое лото Построе-ние гра-фика функции. Прове-рочный тест Итого-вая оценка 1. Проверка домашнего задания. Учащиеся оценивают выполненную ими домашнюю работу. «Кто смолоду делает и думает сам, тот становиться потом, надежнее, крепче, умнее» В. Шукшин. Учащиеся оценивают выполнение ими домашнее задание. 2. Устная работа - разминка. Оцените, пожалуйста, ребята долю своего участия в устной работе. Активно поднима-ли руку, и вам удалось ответить правильно оценка «5», ваши ответы были правильны-ми, но вы сомневались и стеснялись «4», были неточности «3», вы были пассивны «2». 3. Найти ошибку. Проверка теоретического материала. Отвечать должны только да или нет. ^ – верно, _ – неверно, есть ошибка. 1. Функция возрастает на [-7; 2) и (2; 8], значит, она возрастает на [-7; 8]. Верно ли? 2. Производная функции в точке х0 равна 0, значит х0 - критическая точка. Верно ли? 3. Производная функции не существует в точке х0, значит х0 - критическая точка. Верно ли? 4. Критическая точка является точкой экстремума. Верно ли? 5. Точка экстремума является критической точкой. Верно ли? Проверка; Проверка, 5 правильных ответов оценка «5», 4-«4», 3-«3», 2-0 оценка «2». 4. На следующем этапе урока учащиеся группируются по 4 человека. Применяется раздаточный материал – математическое лото. Необходимо решить 9 примеров на нахождение производной функции. Результатом в каждой группе должен полу-читься график функции. Каждый график проверяется, и учащиеся называют свой-ства изображенного графика. По окончании выставляется оценка в оценочный лист. Карточка №1. y′(x)-? y=(5x+23)7 y′(x)-? y′(x)-? y′(x)-? y′(x)-? y=tg x+x2 y′(x)-? y=sin 5x+cos3x y′(x)-? y=(4x+0.5)3 y′(x)-? Правильные ответы. y′(x)=35(5x+23)6 y′(x)=4x3+4x y′(x)=5cos5x-3sin3x y′(x)=12(4x+0.5)2 Неправильные ответы. y′(x)=6(5x+23)6 y′(x)=3x2+2 y′(x)=cos5x-sin3x y′(x)=4(4x+0.5)2 Карточка №2. y′(x)-? y=(0.4x+25)8 y′(x)-? y′(x)-? y′(x)-? y′(x)-? y=-2tg x+x3 y′(x)-? y=sin 3x+cos5x y′(x)-? y=(6x-9.5)5 y′(x)-? Правильные ответы. y′(x)=3.2(0.4x+25)7 y′(x)=6x5-6x y′(x)=3cos3x-5sin5x y′(x)=30(6x-9.5)4 Неправильные ответы. y′(x)=7(0.4x+25)7 y′(x)=5x4-3 y′(x)=cos3x-sin5x y′(x)=5(6x-9.5)2 Обратная сторона карточек. 7. Проверочная работа – тест. Проверочный тест. Вариант 1. Вариант 2. 1 Дано: f(x) = (1 + 2x)(2x -1). Найдите (0,5) A) -4 3 C) 0 D) 4 E) 2 1 Найдите производную функции f(x) = (3 + 4x)(4x – 3) A) 16x 32x C) 8x2 D) 16 E) 32x2 2 Дана функция f(x) = . Найдите A) 5 -3 C) 1 D) 6 E) 0 2 Дана функция: f(x) = 2x2 + 20 . Найдите: A) C) D) E) 3 Найдите производную функции f(x) = A) 0 C) D) E) 3 Дана функция f(x) = 4sin3x. Найдите (x). A) 6cos3x -4cos3x C) 12cosx D) -4cosx E) 12cos3x 4 Для функции Y = определите: а) нули; б) промежутки возрастания; в) промежутки убывания A) а) -4; 0; б) (- ; -4), (0; ); в) нет а) -4; 4; б) (- ; 0), (0; ); в) нет C) а) -4; 0; 4; б) [-4; 0], [4; ); в) (- ; -4], [0; 4] D) а) -4; 4; б) (- ; ); в) нет E) а) -4; 4; б) (- ; -4], [4; ); в) [-4; 4] 4 Найдите точки максимума и минимума функции у = х3 + 6х2 – 15х – 3 A) x = -5 точка max; x = 1 точка min x = 5 точка max; x = -1 точка min C) x = 5 точка max; x = -5 точка min D) x = 1 точка max; x = -5 точка min E) x = -1 точка max; x = -5 точка min 5 Найдите производную функции f(x) = (2х – 6)8 A) -7(2x – 6)7 16(2x – 6)7 C) -7(2x + 6)7 D) 4(2x – 6)7 E) 8(2x – 6)7 5 Дано f(x) = (5 + 6x)10. Найдите (-1) A) -10 10 C) -60 D) 6 E) 60 Ответы: Вариант 1 Вариант 2 1 - С 1 - B 2 - A 2 - D 3 - E 3 - E 4 - D 4 - A 5 - B 5 - C 5 баллов – «5» 4 балла - «4» З балла – «3» 0-2 балла - «2». 8. Итоги урока. Заслушиваются оценки учеников. Рефлексия. Как вы считаете, кто из вас работал в полную силу своих возможностей, чувствовал себя уверенно? А кто из вас работал хорошо, но не полную силу, испытывал чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно? А у кого из вас не было желания работать, то есть сегодня не ваш день? Я хочу вам пожелать, чтобы у вас была только положительная производная, чтобы знания ваши только возрастали. Спасибо за урок. 9. Домашнее задание: стр.155, №346( а, в, д, ж), №348(б, г)
|