Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Математика

Голосенко Т.Н., учитель математики ССШ № 25 г. Актобе
[ Скачать с сервера (159.5 Kb) ] 2013-02-12, 1:07 PM
Перед просмотром скачайте файл!!!

Интересные приемы для уроков математики
Активные методы обучения математики
Эффективность обучения школьников математики во многом зависит от выбора форм организации учебного процесса. В своей работе я отдаю предпочтение активным методам обучения. Методы активного обучения- это совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых.
Методы активного обучения обеспечивают и направленную активизацию психических процессов учащихся, т.е. стимулируют мышление при использовании конкретных проблемных ситуаций и проведении деловых игр, облегчают запоминание при выделении главного на практических занятиях, возбуждают интерес к математике и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний. Цепь неудач может отвратить от математики и способных детей, с другой стороны, обучение должно идти близко к потолку возможностей ученика: ощущение успеха создаётся пониманием того, что удалось преодолеть значительные трудности. Поэтому к каждому уроку стараюсь тщательно подобрать и подготовить индивидуальные задания, карточки, основанные на адекватной оценке возможностей ученика в данный момент, учитываю его индивидуальные способности.
Значительное влияние на развитие математических способностей оказывают коллективные обсуждения и коллективная работа. Ввиду этого в своей работе я применяю всевозможные командные соревнования такие как: математический бой. урок -взаимообучения учащихся, урок - КВН , очень часто применяю дидактические игры и даже ролевые.
Очень люблю необычно начинать урок , сразу ребята собираются, в глазах интерес, включаются в работу сразу. Хочу показать вам кусочек одного урока в 9-м классе по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессия» ( люблю блочную систему, так как освобождается время для закрепления, а также легче запоминается тема в сравнении). Итак, вы сейчас выступите в роли учеников.
Один ученик как-то спросил меня : « Как можно научиться все улавливать с первого раза, а потом эти знания применять?» Если вы вдумаетесь в этот вопрос, то вам станет ясна цель урока. Я хочу вам задать вопрос: « Какие анализаторы использует человек при восприятии информации?»
Человек при восприятии информации использует анализаторы запаха, вкуса, осязания, зрения, слуха. Но для рационального восприятия информации необходимо знать свой доминирующий анализатор, обычно это зрение или слух. Вот его-то в первую очередь и следует использовать. Но прежде, необходимо выяснить, у кого какой доминирующий анализатор.
Для начала проверим вашу зрительную память. На доске вы сейчас увидите два ряда чисел, я открою их на минуту, а вы постарайтесь запомнить и по моей команде запишите в тетрадь. Приготовились! Внимание! Начали!
6; 8; 10;12;14;16;18;20

-12;-9;-6;-3;-0;3;6;9;12
(Через минуту закрыть числа )
Запишите числа в тетрадь в том порядке, в каком они расположены на доске. Проверим правильность записи. ( Снова показать последовательность).
Не огорчайтесь, если кто-то ошибся. Возможно, это случайность, сейчас проверим ещё раз. На сей раз будут записаны равенства и вам надо будет их запомнить, а после того, как я выключу компьютер, записать в тетрадь
8= ; 10= ; 12= ; 14=
Конечно же, вам здесь помогла не только зрительная, но и логическая память. А теперь попробуем проверить слуховую память. Я прочту одно определение, а вы должны его записать после единственного прослушивания. Сделать это вам будет просто, так как на доске есть зрительный образ того, что я сейчас вам назову. Говорить буду медленно, чтобы каждое слово вы успели осознать и привязать к соответствующему зрительному образу. Итак слушайте: « Числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго равен предыдущему, сложенному с одним и тем же числом, называется арифметической последовательностью» Запишите ( после паузы читаю ещё раз, проверьте запись).
Не огорчайтесь, если кто-то допустил ошибку, видимо, у вас лучше развита зрительная память, зрительные анализаторы, да есть ещё и вкусовые и другие. Итак, при изучении какой-либо информации необходимо всесторонне использовать анализаторы. Вспомните, те, кто безошибочно записал определение арифметической прогрессии, опирался не только на слух, но и на смысл, и на образ и , конечно, использовал зрение, когда разглядывал на доске примеры арифметической прогрессии. Но я видела, что кое-кто шевелил губами, про себя повторяя за мной определение, стараясь придать ему эмоциональную окраску и определенный ритм- это из примеров восприятия информации.
Далее показать последовательность
А) 1; 6; 11; 16; а ;…; а ;….;…; а ; а ; …
Какие числа стоят вместо а ; а ; а ; а ? ( 21, 31, 46, 51)
Б) Известно, что та последовательность, которую сейчас вы видите – арифметическая последовательность и задана она только двумя членами. Надо записать, чему равнаа ?
1) 1; 6;…; а ( 16)
2) 1;…; 11; …; а (21)
3) 1; …; 21; …; а (41)
Итак, последовательность (а ) – арифметическая прогрессия, если выполняется условие:
а = а +dЧто такое d? d= а - а
И сразу пример : а = -3 d= -1
Записать арифметическую прогрессию. (-3; -4; -5; -6; -7: -8:…)
( Дальше выводим формулу n-го члена) : а = а + d (n-1) и закрепляем примерами
Слайд 1
Но если есть арифметическая прогрессия , то есть и геометрическая .и т.д.
В конце можно привести такой пример: В благоприятных условиях бактерии размножаются так, что на протяжении одной минуты одна бактерия делится на две. Запишем колонию рождения одной бактерии за 7 минут.
Итак в начале урока я старалась ответить на вопрос: « Как научиться учиться?», мы говорили об анализатарах, но я хотела бы вам рассказать притчу, любимую создателем художественного театра в Москве Константина Сергеевича Станиславского: «Магараджа выбирал себе министра. Он объявил, что возьмет того, кто пройдет по стене вокруг города с кувшином, доверху наполненным молоком, и не прольет ни капли. Многие ходили, но по пути их отвлекали и они проливали молоко. Но вот один пошел, вокруг него кричали, стреляли, его всячески пугали и отвлекали, но он не пролил ни капли. « Ты слышал крики, выстрелы?»- спросил его потом Магараджа. « Ты видел, как тебя пугали?» « нет, повелитель, я смотрел на молоко»». « Не слышать и не видеть ничего постороннего - вот до какой степени может быть сосредоточено внимание. Каким мощным оно бывает»
Математические бои - очень привлекательная форма решения нестандартных задач. Если на обычном уроке по большей части учащиеся решают для учителя, ради оценки, а на олимпиадах - для себя, то во время мат. боя - для победы своей команды. Мини- мат.бой провожу как урок. Уровень задач подбираю соответственно уровню команд. В подготовке и проведении даю полную самостоятельность учащимися. Сосредотачиваю внимание детей на содержательных моментах, а не на желании победить любой ценой. Идея мат.боя проста. Команды решают одни и те же задачи, потом по очереди рассказывают решения, а соперники их проверяют.
Если вызванная команда хочет отвечать, то она выставляет докладчика, а другая команда оппонента для проверки решения. Жюри даёт командам очки как за доклад, так и за оппонирование.
Команду возглавляет капитан , он отвечает перед командой за организацию решения задач, подготовку докладчиков и оппонентов, тактику ведения боя. Жюри должно знать решение всех задач.
Обычно такие уроки при большой активности и энтузиазме учащихся. Они не только находят пути решения интересных задач, но и развивают математическую речь, приобретают навык составления научного доклада, умение выслушать и понять работы другого, задавать чёткие вопросы по существу. У детей просыпается вкус к хорошей работе.Учащиеся с удовольствием работают в группах любят советоваться, обмениваться мнениями.
Очень люблю необычные задачи, например задачи, которые облекаютя в стихотворную форму.
Вот одна из задач знаменитого индийского математика XII в. Бхаскары. Её можно использовать при изучении темы « Квадратные уравнения» Слайд 2
Решение Бхаскары свидетельствует о том, что он знал о двузнач¬ности корней квадратных уравнений. Соответствующее задаче уравнение
Бхаскара пишет под видом

и, чтобы дополнить левую часть этого уравнения до квадрата, прибавляет к обеим частям 322, получая затем:




Хочу привести пример задачи – шутки ( применяю в уроках-играх или КВН или просто в устном счете)« Найди ошибку»
При решении задачи мальчику пришлось делить 40 на 8 он расположил ход так
Когда его сестра , увидев решение , сказала, что он ошибся Слайд 3, то он стал проверять Слайд 4
Это в тятом классе, а в седьмом при прохождении темы : « Разложение многочлена на множители» можно это задание дать в такой форме:
Х2 - Х2 =Х2 - Х2
Х(х-х) =( х –х) (х +х) Разделим обе части на (х –х)
Х=2х
1=2
Приведу пример задачи, которая имеет девять решений.
На гипотенузе АВ прямоугольного треугольника ABC построен квадрат ABDE в той полуплоскости от прямой АВ, которой не принадлежит треугольник ABC. Найти расстояние от вершины С прямого угла до центра квадрата, если катеты ВС и АС имеют соответственно длины а и b. Её можно решить: 1)по теореме синусов: 2)по теореме косинусов; 3)по теореме Птолемея;4)методом площадей; 5)методом геометрически преобразований 6)чисто геометрическое (описать около квадрата квадрат со сторонойа+в)7) методом комплексных чисел. 8) методом координат 9) Векторное решение/
Сравнение различных решений одной задачи очень поучительно. Стараюсь накапливать такие решения, подключаю к этой работе учащихся.
При изучении каждой темы провожу уроки разноуровневого обучения. Задания на дом и для работы в классе даю дифференцированные: "обязательный минимум" на "3". "4" и "5".
Например при изучении темы : «Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений»:
« Биржа знаний» ( разноуровневые задания) . Каждый из вас выбирает задания по силам
На «5» На «4» На «3»
1. Известно, что tgх =2
Найти:

1. Докажите тождество:

1. Докажите тождество:
( 1-cosx) ( 1+cosx)=sin

2. Вычислите:
1+sin …
3. Упростите:
2. Докажите тождество:


3. Докажите тождество:
cosx(1+tgx+

3. Докажите тождество:

3.Найдите значение выражения:
cos(-

« Тригонометрическое лото»
1) sin(
2) sin
3) tg37

4) cos ( -
5) Может ли sin
6)tg( -

Варианты ответов : - сos ; - sin ; 4 ; 2 ; 1; 8; - ; да; нет; -1
1 4 2 3 4 5 6
Игра через сказку для детей является одной из самых привлекательных форм деятельности. При закреплении материала можно взять структуру сказки про Ивана-царевича и Елену прекрасную, которую похитил злой Кощей. На выручку царевны отправляются три брата с воинами (т.е. капитан и команда). Препятствиями служат не решённые уравнения или неупрощённые выражения, задачи и т.д. исходя из темы. Выдвигаю обычно столько препятствий, сколько воинов у Ивана-царевича. Последнее - для капитанов. Ведётся учёт очков, определяем победителя. Ему-то и достаётся Елена прекрасная.
Продолжением урока служит творческое домашнее задание: сочинить собственные сказки, рассказы, баллады или выполнить любое другое оригинальное задание. Чего только ни насочиняли мои ребята это и путешествия в страну Геометрию.и бал геометрических фигур, и стихотворения о раскрытии скобок.
Предлагаю Вам задания для самостоятельной работы по теме « Построения графиков в системе координат»
Грибок
1) (6; 0), (6; 2), (5; 1,5), (4; 3), (2; 1), (0; 2,5), (- 1,5; 1,5), (- 2; 5), (- 3; 0,5), (- 4; 2), (- 4; 0).
2) (2; 1), (2,2; 2), (2,3; 4), (2,5; 6), (2,3; 8), (2; 10), (6; 10), (4,8; 12), (3; 13,3), (1; 14),
(0; 14), (- 2; 13,3), (- 3,8; 12), (- 5; 10), (2; 10).
3) (- 1; 10), (- 1,3; 8), (- 1,5; 6), (- 1,2; 4), (- 0,8;2).
Мышонок 1) (3; - 4), (3; - 1), (2; 3), (2; 5), (3; 6), (3; 8), (2; 9), (1; 9), (- 1; 7), (- 1; 6),
(- 4; 4), (- 2; 3), (- 1; 3), (- 1; 1), (- 2; 1), (-2; - 1), (- 1; 0), (- 1; - 4), (- 2; - 4),
(- 2; - 6), (- 3; - 6), (- 3; - 7), (- 1; - 7), (- 1; - 5), (1; - 5), (1; - 6), (3; - 6), (3; - 7),
(4; - 7), (4; - 5), (2; - 5), (3; - 4).
2) Хвост: (3; - 3), (5; - 3), (5; 3).
3) Глаз: (- 1; 5).
Лебедь
1) (2; 7), (0; 5), (- 2; 7), (0; 8), (2; 7), (- 4; - 3), (4; 0), (11; - 2), (9; - 2), (11; - 3),
(9; - 3), (5; - 7), (- 4; - 3).
2) Клюв: (- 4; 8), (- 2; 7), (- 4; 6).
3) Крыло: (1; - 3), (4; - 2), (7; - 3), (4; - 5), (1; - 3).
4) Глаз: (0; 7).
Слоник
1) (2; - 3), (2; - 2), (4; - 2), (4; - 1), (3; 1), (2; 1), (1; 2), (0; 0), (- 3; 2), (- 4; 5),
(0; 8), (2; 7), (6; 7), (8; 8), (10; 6), (10; 2), (7; 0), (6; 2), (6; - 2), (5; - 3), (2; - 3).
2) (4; - 3), (4; - 5), (3; - 9), (0; - 8), (1; - 5), (1; - 4), (0; - 4), (0; - 9), (- 3; - 9),
(- 3; - 3), (- 7; - 3), (- 7; - 7), (- 8; - 7), (- 8; - 8), (- 11; - 8), (- 10; - 4), (- 11; - 1),
(- 14; - 3), (- 12; - 1), (- 11;2), (- 8;4), (- 4;5).
3) Глаза: (2; 4), (6; 4).
Конь
1) (14; - 3), (6,5; 0), (4; 7), (2; 9), (3; 11), (3; 13), (0; 10), (- 2; 10), (- 8; 5,5),
(- 8; 3), (- 7; 2), (- 5; 3), (- 5; 4,5), (0; 4), (- 2; 0), (- 2; - 3), (- 5; - 1), (- 7; - 2),
(- 5; - 10), (- 2; - 11), (- 2; - 8,5), (- 4; - 8), (- 4; - 4), (0; - 7,5), (3; - 5).
2) Глаз: (- 2; 7).
Кроме уроков математики веду такие предметы, как « Бизнес- математика» и « Финансовую грамотность» Заостряю внимание на то , что этот предмет- это путь к выполнению программы Президента «2030», где НурсултанАбишевич сказал, что развитие малого и среднего бизнеса- путь развития экономики страны. Вам её поднимать, вам развивать бизнес, вы станете бизнесменами и предпринимателями. А как вы думаете, бизнесмен и предприниматель- это одинаковое понятие? Нет, конечно. Общее, конечно есть, и те и другие работают ради прибыли, оба рискуют разориться, оба имеют свободу деятельности, оба открывают свое дело, но предприниматель- это тот, кто применяет новые технологии, новые формы работы и т.д.
Вот формула бизнеса:
Только 5% имеют талант и чутье к бизнесу, но и везение играет большую роль. Слайд 5
Один наш предприниматель как то сказал мне, когда я его спросила о том, как ему удалось так подняться, научиться управлять своим бизнесом : « Когда я работаю 17 часов в день и 7 дней в неделю, то мне начинает везти. Вот мы сейчас проверим : кто из вас самый везучий. Игра « Бинго». (раздать карточки и спроектировать на доску ). Положите на каждую пустую клетку все , что у вас найдется по одному предмету, предметы должны быть все разные. По очереди называем предмет , у кого такой предмет лежит на клетке- убирают его, когда не останется ни одного предмета, кричать « Бинго». Вот от и самый везучий. Но сегодня найдем тройку везучих.





Бинго


Закончить свое выступления я хотела бы стихотворением, который написал мой ученик
МАТЕМАТИКА

Ах, эта математика –
Наука очень строгая.
Учебник математики
Всегда берешь с тревогою.
Там функции и графики
И уравнений тьма,
А модуль может запросто
Свести тебя с ума.
И правила, и формулы,
Все так легко забыть,
Но все ж без математики
Нам невозможно жить.
Любите математику
И вы поймете вдруг,
Что, правда: “Математика –
Царица всех наук!”
Категория: Математика | Добавил: ирэн
Просмотров: 881 | Загрузок: 136 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2025-01-13, 2:40 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru