Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Математика

урок геометрии в 9 классе по теме "Векторы в геометрии и физике"
2013-03-05, 7:01 PM
Векторы в геометрии и физике»

Цели урока:

Систематизировать ЗУН учащихся по изучаемой теме.
Совершенствовать навыки решения практических задач при применении теории векторов.
Развивать логическое мышление, память, самостоятельность. Формировать коммуникативную и эмоциональную культуру. Продолжать показ тесной связи физики и математики.

Ход урока

Организационный момент (слайд №3)
Вспомним басню Ивана Крылова «Лебедь, Рак и щука»:
Однажды Лебедь, Раки да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!

Почему «воз и ныне там»? Ответить на этот вопрос сможем, решая задачи по теме «Векторы».

Проверка знания теории – тест с последующей самопроверкой (слайды №4-№12)
Вопросы теста записаны на интерактивной доске. Учащиеся решают задания в тетрадях, ответы записывают на листочки и сдают на проверку учителю, правильность своих ответов проверяют по тетрадям. Презентация составлена так, что все учащиеся одновременно заканчивают работу (каждый слайд содержит по одному заданию каждого варианта)

I вариант
Заполните пропуски, чтобы получилось верное утверждение:
а) Ненулевые векторы а и в называются сонаправленными, если….
б) т = п, если…
в) Векторы а и к*а противоположно направлены, если…
г) Если АВСД – параллелограмм, то АВ+АД=…
2. Установите истинность утверждений:
а) Разностью векторов а и в называется такой вектор с, что
с+а=в
б) ненулевые векторы называются коллинеарными, если они
одинаково направлены.
- Выберите верный ответ из предложенных:
3. АВСД – квадрат. АВ=5. АВ+АД равен:
а) 10 В С
б) 5√2
в) √10 А Д
4. Упростите выражение: ЕА+РС-GМ-РА+GN+CF
а) EF+MN
б) TF+CP+MN
в) MN
5. В параллелограмме АВСД диагонали пересекаются в точке О.
Выразить через векторы а = АВ и в = АД вектор ОА.
а) 1/2(а+в)
б) - 1/2(а+в)
в) 1/2(а-в)

II вариант
1. Заполните пропуски, чтобы получилось верное утверждение:
а) Ненулевые векторы m и n называются противоположно
направленными, если….
б) а = -в, если…→
в) Векторы с и к*с сонаправлены, если…
г) Если АВСД – ромб, то СВ+СД=…
2. Установите истинность утверждений:
а) Произведением ненулевого вектора а на число к называется такой вектор в, что в =
б) от любой точки можно отложить вектор, равный данному вектору а и притом только один.
- Выберите верный ответ из предложенных:
3. АВСД – квадрат. АВ=5. АВ+АД равен:
а) 10 В С
б) 4√2
в)√8 А Д
4. Упростите выражение: РВ+ОД+МС-РА+ВМ+ОА
а) ДА+СА
б) АД+АС
в) ДС
5. В параллелограмме АВСД диагонали пересекаются в точке О.
Выразить через векторы а = АВ и в = АД вектор ОД.
а) 1/2 (а-в)
б) - 1/2 (а-в)
в) 1/2 (а+в)

Ключи к тесту (слайд №13)


I вариант

а)… если они коллинеарны и одинаково направлены.
б) … если т↑ ↑п и т = п
в) … если к˂0
г) … если АВ+АД=АС
2. а) ложное;
б) ложное.
3. б); 4. а); 5. б).


I I вариант

1.а)… если они коллинеарны и одинаково направлены.
б) … если а↑ ↓в и а = в
в) … если к>0
г) … если АВ+АД=АС
2.а) ложное;
б) истинное.
3. а); 4. в); 5. б).

III .Актуализация знаний учащихся
Решение задач на готовых чертежах (устно, один из учащихся рассказывает свое решение, остальные слушают) .(слайды №14-15)

Выразить через а, в, с векторы ВД, АС, ВС
В С

а с

А в Д

Найти: АС+СВ ; АС + СВ , если угол В равен 600, АС=14
В

А С

АВСД – параллелограмм. ВЕ:ЕС=3:2; ДК:КС=1:4.
Выразить через х= АВ и у=АД векторы АЕ, АК, ДЕ, ВК, ЕК
В Е С

х

К
А Д
У

Ответы к задачам:
ВД=в-а; АС= в+а; ВС=в+с-а;
АС+СВ =14; АС +СВ =28;
АЕ= х +3/5у; АК= 1/5х +у; ДЕ= х- 2/5 у; ВК = у- 4/5х; ЕК = 2/5у - 4/5х.

IV. Самостоятельное решение задач

I уровень

На стороне ВС прямоугольника АВСД отмечена точка К так, что ВК:КС=3:4. Выразите векторы АК, ДК через а=АВ и в=АД.
Точки Р и Е лежат соответственно на сторонах ВС и ДС параллелограмма АВСД так, что ВР=РС и ДЕ:ЕС=1:2. Выразите через векторы т = АВ и п= АД векторы АР, АЕ, ДР, ВЕ, РЕ.

Из условия РВ-ОД+х-СМ=РА-ВМ+АО найдите вектор х.

Из условия т=МN+PR-MK+NP-RH найдите длину вектора т.

II уровень

Точки А и В лежат соответственно на сторонах NK и KP трапеции ABCD так, что NA = АК, 2КВ=ВР. Выразите векторы МА, МВ, АВ через векторы а=МN и в= МР, если известно, что основание NК равно половине МР.
Докажите, что АА1 +ВВ1+СС1=0, где АА1, ВВ1,СС1 – медианы треугольника АВС.
Докажите, что если для четырехугольника АВСД и произвольной точки О выполняется равенство ОВ-ОА=ОС-ОД, то этот четырехугольник – параллелограмм.
Диагонали параллелограмма АВСД пересекаются в точке О, точка Е лежит на стороне СД так, что ДЕ:ЕС=2:5. Выразите вектор ОЕ через векторы х=АВ и у=АД.

V.Практическое применение понятия вектора и действий с векторами в физике.

Прорешав задачи о векторах, попытаемся ответить на вопрос, поставленный в начале урока: почему «воз и ныне там»? Давайте прокомментируем данную ситуацию не только математическими формулами, но и с физической точки зрения. Для этого вспомним понятие силы.
(Сила - векторная величина)
Практическая работа по группам. Тема: “ Геометрическое сложение сил”

Из слов, написанных на экране мир, тема, дно, составьте название прибора, необходимого для проведения работы (динамометр).
Оживите картину с помощью трех динамометров. (слайд №16)



Работа в группах. Задание: экспериментальная установка правила сложения сил.


Свяжем нитями пружины трех динамометров. При растянутых пружинах динамометров точка О оказывается неподвижной. Тогда

Первая группа: |F1 | = …

Вторая группа: |F2 | = …

Третья группа: |F3 | = …

Проведите измерения. Заполните пропуски.

VI. Итог урока.(слацйд №17)
И так, почему усилия Лебедя, Рака и Щуки не привели к успеху?
Чему равна равнодействующая сил, с которой «товарищи» тянут воз?
Категория: Математика | Добавил: Amina_0065
Просмотров: 14886 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 2.8/4
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2025-01-26, 3:08 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru