Внеклассное мероприятие «Колесо истории математики». 9 класс Поремская И.В., ГУ СШ№2, г. Тайынша, Северо-Казахстанская область Цель мероприятия: • ознакомление учащихся с фактами из истории развития математики; • расширение кругозора учащихся по математике; • развитие индивидуальных творческих способностей учащихся; • воспитание чувства взаимопонимания и взаимопомощи. Оформление зала: на доске надпись большими буквами «Колесо истории математики»; таблица умножения Шюке, таблица умножения Видмана, таблица умножения П.Л. Магницкого, магнитная доска, таблички с вариантами ответов; выставка книг «за страницами математики»; шкала набранных баллов; эмблемы. План проведения: I. Вступительное слово ведущего. II. Представление команд. III. Проверка домашнего задания. IV. Ознакомление с правилами игры. V. Основная игра. VI. Супер игра. VII. Заключительное слово ведущего. Сценарий: I. Вступительное слово ведущего. Ведущий. Внимание! Сегодня у нас в рамках недели математики проводится интеллектуальная игра. Я надеюсь, что все присутствующие почувствуют, как многогранна наука математика. Она и трудна, и увлекательна, и интересна. Наша игра называется «Колесо истории математики». За этот час мы с вами окунемся в мир истории развития математики. Игра пройдет под девизом: «Нет я не забываю День вчерашний Живу однако Не вчерашним днем»! II. Представление команд. Ведущий. В игре участвуют четыре команды по два человека. III. Проверка домашнего задания. Ведущий. По предварительной жеребьёвке каждой команде досталась та или иная геометрическая фигура. И теперь команды должны убедить зрителей и жюри, в том, что это самая необходимая, самая важная геометрическая фигура. Слово предоставляется командам, которые дают характеристики треугольнику, кругу, квадрату и прямоугольнику. IV. Ознакомление с правилами игры. Ведущий. Пока жюри оценивает выступления команд (максимальная оценка 3 балла), я ознакомлю зрителей и участников с правилами игры: • должен быть порядок в классе, ни какого шума; • на каждый вопрос будет предложено три варианта ответа; • на обдумывание, выбор ответа и запись его на «листе ответов» дается 30 сек; • каждая команда называет свой вариант ответа, написанный на «листе ответов»; • за каждый правильный ответ присуждается 1 балл; • все продвижения вперед вы можете проследить по шкале, изображенной на доске. А теперь предоставляется слово жюри для подведения итога домашнего задания. V. Основная игра. Состоит из 10 вопросов. 1. Кто из великих ученых впервые применил термин «натуральное число»? а) Греческий математик Никомах (1 в н.э.) б) Римский математик Боэций (475-524 г. н.э.) в) Французский математик Даламбер (1717-1783гг.) 2. Какие числа считались суеверными? а) 7 13 40 б) 9 14 45 в) 9 13 40 3. Что является первым счетным прибором человека? а) абаки б) пальцы в) счеты 4. Кто из великих ученых средней Азии написал учебник арифметики, используя индийские числовые знаки? а) Мухаммед ал-Хорезми (8в) б) Мухаммед Насирэддин Туси (13в) в) Абуль ал- Фергани (9в) 5. Где впервые возникли приемы сложения? а) в Греции б) в Египте в) в Индии 6. Кто впервые попытался выделить простые числа из множества натуральных чисел? а) Пифагор б) Эратосфен в) Аристотель 7. Кто из великих математиков сопроводил свою таблицу умножения стихотворением? а) Шюке б) Видман в) Магницкий 8. Какая из данных мер является мерой веса? а) аршин б) гарнец в) берковец 9. Каким календарем мы пользуемся в современное время? а) Юлианский б) Григорианский в) Омара Хайяма 10. Как во Франции назывался месяц цветения? а) жерминаль б) флюреаль в) прериаль Ведущий. Уважаемые члены жюри подведите итоги и объявите команду победителя. (Все участники игры награждаются дипломами) VIII. Супер игра. Победившая команда, должна правильно ответить на три вопроса: 1. Назовите известную женщину математика? (Софья Ковалевская) 2. Назовите ее отчество? (Васильевна) 3. Заключительное слово ведущего. Итак, завершилась наша игра. Я думаю, что вы узнали много фактов вам еще неизвестных. Но я хочу, чтобы вы обратили внимание на выставку книг, в которых вы найдете ответы почти на все интересующие вас вопросы. Многие вопросы, прозвучавшие сегодня, были взяты из этих книг. Ну и в заключении хочу пожелать вам успехов в учебе и удачи.
|