Главная » Файлы » В помощь учителю » Математика |
2013-03-16, 6:45 AM | |
Урок математики в 5-м классе по теме: "Делители и кратные" Бежекенева Асия Касымкановна, учитель математики КГУ «Средняя школа №6 города Зыряновска», ВКО Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Место урока в учебном плане: Данный урок первый в теме: «Делимость натуральных чисел», который проводится с использованием ИКТ и роль его во введении понятия делителя числа и кратного числа. Аннотация: Данный урок ориентирован на учащихся 5-го общеобразовательного класса, работающих по учебнику «Математика 5». Авторы: Т.Алдамуратова, Е.Байшоланов. К уроку я создала презентацию в программе Microsoft PowerPoint и тест в режиме интерактивной доски. Цели урока: • Ввести понятие делителя числа и кратного числа. • Проверить уровень первичного усвоения. Задачи: • Обучающая: Ввести понятие делителя и кратного числа; научить находить делители и кратные данного натурального числа. • Развивающая: Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки; развивать математическую речь учащихся, умения классифицировать факты и выделять существенные признаки. • Воспитательная: Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской и творческой деятельности: трудолюбия, ответственности, внимательности, уверенности, активности, целеустремлённости и сообразительности. Ход урока I Организационный момент. Сообщение девиза урока (слайд 2). Учитель: Добрый день, ребята. Садитесь. Откройте тетради, запишите дату, “Классная работа” и оставьте место, чтобы позже вписать тему нашего урока. А для того, чтобы узнать, чем мы сегодня будем заниматься на уроке, начнем с разминки (тест). Помогать мне сегодня будут мультипликационные герои. II Устный счёт. Тестирование учащихся (использование контролирующих устройств). Полученные оценки заносятся в журнал. Учитель: Ребята, Винни-Пух предлагает выполнить нам следующее задание, найти значение выражений. Тест (слайд 3) 1) (505 : 5) : 101 а) 2 б) 1 в) 10 г) 0 2) 10 * (606 : 3) а) 2010 б) 1010 в) 2020 г) 2200 3) 99 : ( 102 – 31 * 3) а) 9 б) 10 в) 8 г) 11 4) (125 : 25 + 3) * 100 : 40 а) 20 б) 2 в) 10 г) 200 5) (300 : 15) * 100 : 500 а) 6 б) 8 в) 4 г) 10 6) При каком значении х будет верным равенство: 270 : х = 62 + 28 а) 3 б) 30 в) 10 г) 13 7) При каком значении а будет верным равенство: а : 12 = 126 : 21 а) 84 б) 72 в) 48 г) 62 III Изучение нового материала. Учитель: К нам в гости пришли два ёжика. Они принесли с собой полный мешок вопросов и просят помочь им на них ответить. Запись на слайде 4: 1) 16 : x = 1 2) 16 : a = 2 3) 16 : m = 4 4) 16 : y = 8 5) 16 : c = 16 6) 16 : z = 3 Учитель: Что интересного записано на доске? Ученик: Уравнения. Учитель: Чем похожи эти уравнения? Ученик: Одинаковое делимое, неизвестное – делитель числа 16. (Необходимо выслушать разные варианты ответов детей). Учитель: А теперь давайте найдем делители числа 16. Решим первое уравнение в тетрадях. (Один ученик диктует с места, объясняя правило нахождения неизвестного компонента, а остальные - пишут под диктовку в тетрадях). Учитель: Хорошо. А остальные давайте решим устно. (Учащиеся по одному проговаривают, а учитель пишет ответы на доске). Учитель: Почему не можете найти z в последнем уравнении? Ученик: Не делится без остатка. Учитель: Ребята, давайте сформулируем определение делителя. Ученик: Делителем натурального числа a называют натуральное число b, на которое а делится без остатка (слайд 5). Учитель: Сколько делителей числа 16 мы нашли? Ученик: Пять. Учитель: А еще можете назвать? Ученик: Нет. Учитель: А знаете, как записать все делители числа 16 на математическом языке? (Выслушать разные варианты детей). Учитель: А мне и ёжикам понравилась такая запись: Д(16)= {1;2;4;8;16} (слайд 6). (Учитель пишет на доске, дети – в тетрадях). Учитель: Назовите мне сейчас делители чисел 20, 30, 35. (Дети называют в любом порядке, учитель записывает их на доске).( Слайд 7). Учитель: Запишите их сейчас на математическом языке, располагая в порядке убывания. (Одного ученика можно вызвать к закрытой части доски или заранее заготовить верную запись: Д(20) = {20; 10; 5; 4; 2; 1} и т.д). Учитель: Посмотрите внимательно, что мы получили. Что интересного можно заметить? Ученик: Есть общие делители, наибольшее и наименьшее число. Учитель: Попробуйте сделать вывод. Ученик: Самый наименьший делитель любого числа – это 1, а наибольший – само число (слайд 8) Учитель: Хорошо. Молодцы. Учитель: А сейчас посмотрите на следующие интересные записи. Записи на слайде 9: d : 3 = 1 а : 3 = 2 b : 3 = 3 c : 3 = 4 Р : 3 = 9 Учитель: Что интересного заметили? Ученик: Числа делятся на 3, неизвестно делимое. Учитель: Найдите неизвестное делимое первого уравнения в тетрадях. (Один ученик с места диктует с полным объяснением правил нахождения компонентов). Учитель: Остальные решаем устно. (Дети по одному говорят, учитель пишет ответы на доске). Учитель: Итак, мы решили все уравнения. Ребята, у делимого есть другое название. В дальнейшем мы будем называть его кратным. Учитель: Итак, мы нашли кратные числа 3. Попробуйте дать определение кратного. Ученик: Кратным натурального числа b называют натуральное число a, которое делится без остатка на b (слайд 10) Учитель: А можно еще записать кратные для числа 3? Ученик: Да. Учитель: Сколько? Ученик: Много. Учитель: Давайте запишем на математическом языке. (Учитель пишет на доске, а дети – в тетрадях : К(3) = {3; 6; 9; 12; 15; 18; 21;…})(слайд 11). Учитель: Посмотрите внимательно и скажите, как получено каждое следующее число? Ученик: Увеличивается на 3. Учитель: А сейчас запишите кратные числам 4,6,12. (Один человек работает на закрытой части доски или заготовить верный результат заранее К(6) = {6; 12; 18; 24;…} и т.д) (слайд 12) Учитель: А что можете здесь интересного заметить? Ученик: Наибольшего числа нет, а наименьшее равно самому числу (слайд 13). IV Гимнастика для глаз. Презентация. V Первичное закрепление знаний. Учитель: Итак, мы хорошо поработали, ответили на все вопросы ёжиков (слайд 14). Давайте повторим, с какими понятиями мы сегодня работали? Ученик: Делители, кратные. Учитель: Так какую же тему урока мы должны записать? Ученик: Делители и кратные. Учитель: Запишите ее в оставленной строке. (Учащиеся вписывают тему урока в тетрадях). Учитель: Мы с вами вместе потрудились, а сейчас давайте посмотрим, что вы усвоили. Вам предстоит самостоятельно выполнить задания, которые нам приготовил зайчонок Кеша и его друзья. Устно: Какому числу кратны числа 5, 10, 15? Назовите числа, кратные 2 Устно: Сколько у числа 10 делителей? Сколько у числа 10 кратных? Назовите наименьшее кратное для 10. Учащиеся работают самостоятельно, ответы записывают в тетрадь (самопроверка): 1. Запишите пары чисел, в которых второе число кратно первому: 5 и 45 9 и 71 8 и 34 16 и 80 17 и 51 4 и 63 12 и 60 23 и 115 2. Выберите из чисел 3,7,10,15,18,30,84 1) делители числа 21; 2) делители числа 90; 3) числа, кратные числу 2; 4) числа, кратные числу 5. 3. Запишите число, которое является: а) делителем 45 и кратным 5; б) делителем 92 и кратным 23; в) делителем 120 и кратным 30. Слайды 16-23. Учитель: Молодцы. Вы сейчас сами поработали и давайте посмотрим, у кого не допущено ни одной ошибки. (Дети поднимают руки). Поставьте себе “5”. У кого допущена одна ошибка? Поставьте себе “4”. VI Подведение итогов уроков. Информация о домашнем задании. Учитель: Давайте подведем итог. - С какими новыми понятиями вы познакомились на этом уроке? - Назовите делители числа 8 и три числа, кратные числу 8. - Наш урок подошел к концу, хотелось бы узнать ваше мнение. Выберите из предложенных рисунков тот, который соответствует вашему настроению после пройденного урока, и нарисуйте его в тетради (слайд 24). Сдайте тетради на проверку. Учитель: А сейчас запишем домашнее задание: П.2.1 №151(группа А) №162 (группа В) 168 (группа С) Дополнительное задание: Узнать возраст мамы и папы (сестры, брата). К полученным числам найти все делители и по 3 кратных (слайд 25). Учитель: Молодцы. Спасибо за работу на | |
Просмотров: 5068 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|