Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Математика

Математика 5 класс
2013-03-16, 6:45 AM
Урок математики в 5-м классе по теме: "Делители и кратные"

Бежекенева Асия Касымкановна, учитель математики КГУ «Средняя школа №6 города Зыряновска», ВКО

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Место урока в учебном плане: Данный урок первый в теме: «Делимость натуральных чисел», который проводится с использованием ИКТ и роль его во введении понятия делителя числа и кратного числа.
Аннотация: Данный урок ориентирован на учащихся 5-го общеобразовательного класса, работающих по учебнику «Математика 5». Авторы: Т.Алдамуратова, Е.Байшоланов. К уроку я создала презентацию в программе Microsoft PowerPoint и тест в режиме интерактивной доски.
Цели урока:
• Ввести понятие делителя числа и кратного числа.
• Проверить уровень первичного усвоения.
Задачи:
• Обучающая: Ввести понятие делителя и кратного числа; научить находить делители и кратные данного натурального числа.
• Развивающая: Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки; развивать математическую речь учащихся, умения классифицировать факты и выделять существенные признаки.
• Воспитательная: Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской и творческой деятельности: трудолюбия, ответственности, внимательности, уверенности, активности, целеустремлённости и сообразительности.

Ход урока

I Организационный момент. Сообщение девиза урока (слайд 2).
Учитель: Добрый день, ребята. Садитесь. Откройте тетради, запишите дату, “Классная работа” и оставьте место, чтобы позже вписать тему нашего урока.
А для того, чтобы узнать, чем мы сегодня будем заниматься на уроке, начнем с разминки (тест). Помогать мне сегодня будут мультипликационные герои.

II Устный счёт. Тестирование учащихся (использование контролирующих устройств).
Полученные оценки заносятся в журнал.
Учитель: Ребята, Винни-Пух предлагает выполнить нам следующее задание, найти значение выражений.
Тест (слайд 3)
1) (505 : 5) : 101
а) 2 б) 1 в) 10 г) 0

2) 10 * (606 : 3)
а) 2010 б) 1010 в) 2020 г) 2200

3) 99 : ( 102 – 31 * 3)
а) 9 б) 10 в) 8 г) 11

4) (125 : 25 + 3) * 100 : 40
а) 20 б) 2 в) 10 г) 200

5) (300 : 15) * 100 : 500
а) 6 б) 8 в) 4 г) 10

6) При каком значении х будет верным равенство:
270 : х = 62 + 28
а) 3 б) 30 в) 10 г) 13

7) При каком значении а будет верным равенство:
а : 12 = 126 : 21
а) 84 б) 72 в) 48 г) 62

III Изучение нового материала.
Учитель: К нам в гости пришли два ёжика. Они принесли с собой полный мешок вопросов и просят помочь им на них ответить.
Запись на слайде 4:
1) 16 : x = 1
2) 16 : a = 2
3) 16 : m = 4
4) 16 : y = 8
5) 16 : c = 16
6) 16 : z = 3
Учитель: Что интересного записано на доске?
Ученик: Уравнения.
Учитель: Чем похожи эти уравнения?
Ученик: Одинаковое делимое, неизвестное – делитель числа 16. (Необходимо выслушать разные варианты ответов детей).
Учитель: А теперь давайте найдем делители числа 16. Решим первое уравнение в тетрадях.
(Один ученик диктует с места, объясняя правило нахождения неизвестного компонента, а остальные - пишут под диктовку в тетрадях).
Учитель: Хорошо. А остальные давайте решим устно. (Учащиеся по одному проговаривают, а учитель пишет ответы на доске).
Учитель: Почему не можете найти z в последнем уравнении?
Ученик: Не делится без остатка.
Учитель: Ребята, давайте сформулируем определение делителя.
Ученик: Делителем натурального числа a называют натуральное число b, на которое а делится без остатка (слайд 5).
Учитель: Сколько делителей числа 16 мы нашли?
Ученик: Пять.
Учитель: А еще можете назвать?
Ученик: Нет.
Учитель: А знаете, как записать все делители числа 16 на математическом языке?
(Выслушать разные варианты детей).
Учитель: А мне и ёжикам понравилась такая запись: Д(16)= {1;2;4;8;16} (слайд 6). (Учитель пишет на доске, дети – в тетрадях).
Учитель: Назовите мне сейчас делители чисел 20, 30, 35. (Дети называют в любом порядке, учитель записывает их на доске).( Слайд 7).
Учитель: Запишите их сейчас на математическом языке, располагая в порядке убывания.
(Одного ученика можно вызвать к закрытой части доски или заранее заготовить верную запись: Д(20) = {20; 10; 5; 4; 2; 1} и т.д).
Учитель: Посмотрите внимательно, что мы получили. Что интересного можно заметить?
Ученик: Есть общие делители, наибольшее и наименьшее число.
Учитель: Попробуйте сделать вывод.
Ученик: Самый наименьший делитель любого числа – это 1, а наибольший – само число (слайд 8)
Учитель: Хорошо. Молодцы.
Учитель: А сейчас посмотрите на следующие интересные записи.
Записи на слайде 9:
d : 3 = 1
а : 3 = 2
b : 3 = 3
c : 3 = 4
Р : 3 = 9
Учитель: Что интересного заметили?
Ученик: Числа делятся на 3, неизвестно делимое.
Учитель: Найдите неизвестное делимое первого уравнения в тетрадях. (Один ученик с места диктует с полным объяснением правил нахождения компонентов).
Учитель: Остальные решаем устно. (Дети по одному говорят, учитель пишет ответы на доске).
Учитель: Итак, мы решили все уравнения. Ребята, у делимого есть другое название. В дальнейшем мы будем называть его кратным.
Учитель: Итак, мы нашли кратные числа 3. Попробуйте дать определение кратного.
Ученик: Кратным натурального числа b называют натуральное число a, которое делится без остатка на b (слайд 10)
Учитель: А можно еще записать кратные для числа 3?
Ученик: Да.
Учитель: Сколько?
Ученик: Много.
Учитель: Давайте запишем на математическом языке. (Учитель пишет на доске, а дети – в тетрадях : К(3) = {3; 6; 9; 12; 15; 18; 21;…})(слайд 11).
Учитель: Посмотрите внимательно и скажите, как получено каждое следующее число?
Ученик: Увеличивается на 3.
Учитель: А сейчас запишите кратные числам 4,6,12. (Один человек работает на закрытой части доски или заготовить верный результат заранее К(6) = {6; 12; 18; 24;…} и т.д) (слайд 12)
Учитель: А что можете здесь интересного заметить?
Ученик: Наибольшего числа нет, а наименьшее равно самому числу (слайд 13).

IV Гимнастика для глаз. Презентация.

V Первичное закрепление знаний.
Учитель: Итак, мы хорошо поработали, ответили на все вопросы ёжиков (слайд 14). Давайте повторим, с какими понятиями мы сегодня работали?
Ученик: Делители, кратные.
Учитель: Так какую же тему урока мы должны записать?
Ученик: Делители и кратные.
Учитель: Запишите ее в оставленной строке. (Учащиеся вписывают тему урока в тетрадях).
Учитель: Мы с вами вместе потрудились, а сейчас давайте посмотрим, что вы усвоили. Вам предстоит самостоятельно выполнить задания, которые нам приготовил зайчонок Кеша и его друзья.
Устно:
 Какому числу кратны числа 5, 10, 15?
 Назовите числа, кратные 2
Устно:
 Сколько у числа 10 делителей?
 Сколько у числа 10 кратных?
 Назовите наименьшее кратное для 10.
Учащиеся работают самостоятельно, ответы записывают в тетрадь (самопроверка):
1. Запишите пары чисел, в которых второе число кратно первому:
5 и 45
9 и 71
8 и 34
16 и 80
17 и 51
4 и 63
12 и 60
23 и 115
2. Выберите из чисел 3,7,10,15,18,30,84
1) делители числа 21;
2) делители числа 90;
3) числа, кратные числу 2;
4) числа, кратные числу 5.
3. Запишите число, которое является:
а) делителем 45 и кратным 5;
б) делителем 92 и кратным 23;
в) делителем 120 и кратным 30.
Слайды 16-23.
Учитель: Молодцы. Вы сейчас сами поработали и давайте посмотрим, у кого не допущено ни одной ошибки. (Дети поднимают руки). Поставьте себе “5”. У кого допущена одна ошибка? Поставьте себе “4”.

VI Подведение итогов уроков. Информация о домашнем задании.
Учитель: Давайте подведем итог.
- С какими новыми понятиями вы познакомились на этом уроке?
- Назовите делители числа 8 и три числа, кратные числу 8.
- Наш урок подошел к концу, хотелось бы узнать ваше мнение. Выберите из предложенных рисунков тот, который соответствует вашему настроению после пройденного урока, и нарисуйте его в тетради (слайд 24). Сдайте тетради на проверку.

Учитель: А сейчас запишем домашнее задание:
П.2.1
№151(группа А)
№162 (группа В)
168 (группа С)
Дополнительное задание:
Узнать возраст мамы и папы (сестры, брата). К полученным числам найти все делители и по 3 кратных (слайд 25).
Учитель: Молодцы. Спасибо за работу на
Категория: Математика | Добавил: БКА
Просмотров: 5068 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.5/4
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2025-01-12, 10:01 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru