Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » В помощь учителю » Математика

Интегрированный урок геометрии и информатики "«Сечения многогранников. Построение сечений мно
[ Скачать с сервера (61.0 Kb) ] 2013-03-22, 10:31 AM
Интегрированный урок геометрии и информатики
Тема урока:
«Сечения многогранников. Построение сечений многогранников в программе Флипчарт. Оформление отчета выполненной работы в Word”
Цель урока:
- обобщить, систематизировать и закрепить полученные знания и рассмотреть их развитие в перспективе.
Задачи урока:
Образовательная –
• обобщить, систематизировать и закрепить полученные знания на уроках геометрии по теме «Аксиоматика стереометрии. Сечения многогранников»,
• используя информационные технологии, закрепить теоретические знания, полученные на уроках информатики по теме «Графический и текстовый редакторы» при выполнении построения сечения многогранников,
• проверить свои знания при выполнении практической работы.
Развивающая –
• развитие геометрической интуиции на образы, свойства, методы построения.
• развитие пространственного мышления, пространственной абстракции, их общности, анализа и синтеза геометрических образов, пространственного воображения.
• развитие логического мышления (владение правилами логического вывода и построения, владение разными методами геометрии); развитие творческих способностей учащихся.
Воспитательная –
• воспитывать активность и самостоятельность, аккуратность учащихся; прививать интерес к предмету.
Тип урока: интегрированный урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по геометрии и информатике
Вид урока: комбинированный
Оборудование: компьютерный класс, проектор
Программное обеспечение: программа Activstudiot, офисная программа Word 2003-2007, презентации учащихся «Сечение многогранников», «Основные способы построения сечений многогранников», «Построение сечений многогранников в программе Флипрчарт»

Ход урока:
I. Организация начала урока: сообщение темы, цели урока.
(СЛАЙДЫ № 1, 2 – тема, цель)
Учитель информатики: Сегодня наш урок необычный, интегрированный. На котором мы повторим, обобщим и закрепим знания, полученные как на уроках геометрии, так и на уроках информатики. Мы решим задачи на построение сечений с помощь компьютера и конечно продемонстрируем свои творческие, проектные работы.
Учитель математики: эпиграфом сегодняшнего урока послужат слова П.Л. Чебышева
«Сближение теории с практикой дает самые благотворные результаты, и не одна практика от этого выигрывает, сами науки развиваются под её влиянием». П.Л.Чебышев
(СЛАЙД № 3)
II. Актуализация опорных знаний:
Учитель математики:
а) беседа «Мир сечений»
Особенность человеческого мышления такова, что даже простейшее восприятие и запоминание требуют неоднократного обращения к давно изученному материалу, который при этом каждый раз воспринимается по-новому. Особое место в курсе геометрии занимают задачи на построение сечений многогранников плоскостью. Такие задачи способствуют развитию пространственного воображения, развития конструктивного, абстрактного и логического мышления. При решении таких задач возникают большие затруднения. В процессе решения задач на построение сечений развивается наше умение различать пространственные фигуры по их размерам, форме и взаимному положению.
С самого раннего детства мы сталкиваемся с сечениями. Режем хлеб, обстругиваем карандаш ножом. Секущей плоскостью во всех этих случаях является плоскость ножа. И при этом мы наблюдаем, что сечения (срезы кусочков) оказываются различными.
На практике мы рассекаем данный предмет на две части, которые можем взять и хорошо рассмотреть отдельно друг от друга.
Другое дело – сечения геометрических фигур на листе бумаги, на которой мы видим только изображение пространственной фигуры и её сечения на плоскости, рассекающей фигуру. То есть рассмотреть отдельно две части фигуры нельзя, в этом – то и трудность.
б) Историческая справка «Трактат о появлении слова «сечение» в геометрии» (СЛАЙДЫ № 4, № 5, № 6)
Известно, что Золотая пропорция, пришедшая к нам из египетской и греческой культуры, была объектом увлечения и пристального внимания Леонардо да Винчи. Более того, широким использованием термина золотое сечение, а потом и слова «сечение» европейская культура и геометрия обязана именно Леонардо да Винчи. Леонардо говорил и писал о сечениях, выполняя эскизы иллюстраций для книги Луки Пачоли "Трактат о божественной пропорции". На полях иллюстраций есть рисунки с изображением сечений многогранников. Работая над книгой Луки Пачоли, Леонардо да Винчи писал "Пусть не читает меня тот, кто не математик", при этом все исследователи говорят о том, что смысл этой фразы заключается в межпредметной связи всех наук с математикой.
Толковый словарь дает такое пояснение слову «сечение»: Фигура, образующаяся в месте пересечения какого-либо тела плоскостью (в геометрии).
(СЛАЙД № 7)
А что такое сечение многогранника и что необходимо знать для его построения, мы сейчас вспомним
в) «Опорные вопросы» - вопросно-ответная беседа
1. Что называется многогранником и сечением многогранника?
(Ответ: а) Многогранником называется - тело, поверхность которого состоит из конечного числа плоских многоугольников.
б) Сечением поверхности геометрических тел называется - плоская фигура, полученная в результате пересечения тела плоскостью и содержащая точки, принадлежащие как поверхности тела, так и секущей плоскости.
2. Каким способом можно задать секущую плоскость?
(Ответ: а) Через три точки, по аксиоме стереометрии: «Через три точки не лежащие на одной прямой, можно провести плоскость и только одну».
б) Через прямую и не лежащую на ней плоскость, по теореме «Через прямую и не лежащую на ней точку можно провести плоскость и только одну»
в) Через две пересекающиеся прямые, по аксиоме «Если две различные прямые имеют общую точку, то через них можно провести плоскость и только одну».
г) Через две параллельные прямые, по определению «параллельных прямых: прямые называются параллельными, если они лежат в одной плоскости и не пересекаются».
3. Перечислите методы построения сечений многогранников.
(Ответ: метод следов, комбинированный метод, метод вспомогательных сечений (метод внутреннего проектирования))
4. Каким по виду может быть сечение многогранника плоскостью, проходящей через три точки?
(Ответ: треугольник, пятиугольник, шестиугольник, прямоугольник, трапеция, параллелограмм, отрезок, точка)
(СЛАЙД № 8, № 9 )
Выводы:
 Секущая плоскость пересекает грани многогранника по прямым, а точнее по отрезкам.
 Так как секущая плоскость проходит непрерывно, то разрезы образуют замкнутую фигуру-многоугольник.
 Полученный таким образом многоугольник и будет сечением тела.
(СЛАЙД № 10)
III. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся.
Учитель математики: теоретическую часть мы вспомнили, вы работали устно хорошо. А теперь вспомним, как мы использовали теоретический аппарат стереометрии при построении сечений многогранников. Об этом нам напомнят ребята, которым было дано проектное задание.
(выступление двух групп учащихся с презентациями)
1. «Сечение многогранников» - Исмаилов Аскар, Губайдуллина Сабина,
Жалгасов Серик
2. «Методы построения сечений многогранников» - Шевляков Олег,
Закирова Айгерим, Жайсанбаев Сабыр
Учитель математики: мы вспомнили ту часть теоретического материала по геометрии, которая вам будет необходимой при построении сечений многогранников с использованием программы Флипчарт. Итак, мы переходим к информатике.
IV. Учитель информатики (комментирует способы построения сечений многогранников с использованием программы «Power Point» и Флипчарт)
V. Практическая работа: выполнение учащимися карточек-заданий по информатике.
VI. Итоги урока, выставление оценок.
Итоги урока подводит учитель информатики:
Сегодняшний урок помог вам лучше разобраться в такой сложной теме, как «Сечения многогранников плоскостью». Увидеть, с помощью программы «Power Point», предмет геометрии совсем с другой стороны и еще больше полюбить его. Эта программа поможет вам не только лучше понять эту тему, но и заинтересоваться геометрией, а, также выполнив практическую работу, вы ещё раз убедились в возможности использования информационных технологий в учебных целях. Так программа Microsoft Power Point развивает у учащихся пространственное воображение, позволяет наглядно представить результаты своих исследований, и не только процесс и методы построений сечений многогранников, как представлено в этой работе, но и решения любых задач, не обязательно геометрических, но требующих дополнительных построений. В таких задачах очень эффективно использование компьютерной анимации, благодаря которой процесс решения поставленной задачи становится более увлекательным, наглядным, понятным. Также вы научились с помощью программы Power Point демонстрировать компьютерные презентации как на уроках.

Учитель математики: закончить сегодняшний урок хочется словами великого Леонардо до Винчи: «Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет». Мы хотим чтобы ваш ум никогда не зачах.
VII. Домашнее задание
Геометрия: работа в парах – подготовить буклет по теме «Сечения многогранников» (учитель демонстрирует пример буклета)
Информатика: подготовить мини-проекты «Построение сечений многогранников с помощью программ «Power Point» и Флипчарт.
Урок подготовили и провели:
Хабибулина Л.В., учитель математики высшей категории,
Туралина Р.М., учитель информатики второй категории.
Категория: Математика | Добавил: ludmilahabib
Просмотров: 2190 | Загрузок: 259 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2025-01-12, 9:38 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Психология [194]
Педагогика [338]
Математика [864]
Физика [274]
История [385]
Классному руководителю [571]
Русский язык и литература [770]
Физическая культура [246]
Английский язык [456]
Искусство [204]
Родительский совет [19]
Биология [360]
Информатика [398]
Начальная школа [2040]
Мой Казахстан [258]
Технология [147]
Самопознание [197]
Технология труда [66]
Персональная рубрика учителя технологии труда Шукурова Суюнгали Сагинтаевич. Западно-Казахстанская область,Жанибекский район,СОШ имени Т.Жарокова
НВП и ОБЖ [47]
Профессиональное образование [180]
Дошколенок [574]
География [142]
Школьная библиотека [55]
Казахский язык и литература [642]
Химия [54]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru