Главная » Файлы » В помощь учителю » Математика |
[ Скачать с сервера (61.0 Kb) ] | 2013-03-22, 10:31 AM |
Интегрированный урок геометрии и информатики Тема урока: «Сечения многогранников. Построение сечений многогранников в программе Флипчарт. Оформление отчета выполненной работы в Word” Цель урока: - обобщить, систематизировать и закрепить полученные знания и рассмотреть их развитие в перспективе. Задачи урока: Образовательная – • обобщить, систематизировать и закрепить полученные знания на уроках геометрии по теме «Аксиоматика стереометрии. Сечения многогранников», • используя информационные технологии, закрепить теоретические знания, полученные на уроках информатики по теме «Графический и текстовый редакторы» при выполнении построения сечения многогранников, • проверить свои знания при выполнении практической работы. Развивающая – • развитие геометрической интуиции на образы, свойства, методы построения. • развитие пространственного мышления, пространственной абстракции, их общности, анализа и синтеза геометрических образов, пространственного воображения. • развитие логического мышления (владение правилами логического вывода и построения, владение разными методами геометрии); развитие творческих способностей учащихся. Воспитательная – • воспитывать активность и самостоятельность, аккуратность учащихся; прививать интерес к предмету. Тип урока: интегрированный урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по геометрии и информатике Вид урока: комбинированный Оборудование: компьютерный класс, проектор Программное обеспечение: программа Activstudiot, офисная программа Word 2003-2007, презентации учащихся «Сечение многогранников», «Основные способы построения сечений многогранников», «Построение сечений многогранников в программе Флипрчарт» Ход урока: I. Организация начала урока: сообщение темы, цели урока. (СЛАЙДЫ № 1, 2 – тема, цель) Учитель информатики: Сегодня наш урок необычный, интегрированный. На котором мы повторим, обобщим и закрепим знания, полученные как на уроках геометрии, так и на уроках информатики. Мы решим задачи на построение сечений с помощь компьютера и конечно продемонстрируем свои творческие, проектные работы. Учитель математики: эпиграфом сегодняшнего урока послужат слова П.Л. Чебышева «Сближение теории с практикой дает самые благотворные результаты, и не одна практика от этого выигрывает, сами науки развиваются под её влиянием». П.Л.Чебышев (СЛАЙД № 3) II. Актуализация опорных знаний: Учитель математики: а) беседа «Мир сечений» Особенность человеческого мышления такова, что даже простейшее восприятие и запоминание требуют неоднократного обращения к давно изученному материалу, который при этом каждый раз воспринимается по-новому. Особое место в курсе геометрии занимают задачи на построение сечений многогранников плоскостью. Такие задачи способствуют развитию пространственного воображения, развития конструктивного, абстрактного и логического мышления. При решении таких задач возникают большие затруднения. В процессе решения задач на построение сечений развивается наше умение различать пространственные фигуры по их размерам, форме и взаимному положению. С самого раннего детства мы сталкиваемся с сечениями. Режем хлеб, обстругиваем карандаш ножом. Секущей плоскостью во всех этих случаях является плоскость ножа. И при этом мы наблюдаем, что сечения (срезы кусочков) оказываются различными. На практике мы рассекаем данный предмет на две части, которые можем взять и хорошо рассмотреть отдельно друг от друга. Другое дело – сечения геометрических фигур на листе бумаги, на которой мы видим только изображение пространственной фигуры и её сечения на плоскости, рассекающей фигуру. То есть рассмотреть отдельно две части фигуры нельзя, в этом – то и трудность. б) Историческая справка «Трактат о появлении слова «сечение» в геометрии» (СЛАЙДЫ № 4, № 5, № 6) Известно, что Золотая пропорция, пришедшая к нам из египетской и греческой культуры, была объектом увлечения и пристального внимания Леонардо да Винчи. Более того, широким использованием термина золотое сечение, а потом и слова «сечение» европейская культура и геометрия обязана именно Леонардо да Винчи. Леонардо говорил и писал о сечениях, выполняя эскизы иллюстраций для книги Луки Пачоли "Трактат о божественной пропорции". На полях иллюстраций есть рисунки с изображением сечений многогранников. Работая над книгой Луки Пачоли, Леонардо да Винчи писал "Пусть не читает меня тот, кто не математик", при этом все исследователи говорят о том, что смысл этой фразы заключается в межпредметной связи всех наук с математикой. Толковый словарь дает такое пояснение слову «сечение»: Фигура, образующаяся в месте пересечения какого-либо тела плоскостью (в геометрии). (СЛАЙД № 7) А что такое сечение многогранника и что необходимо знать для его построения, мы сейчас вспомним в) «Опорные вопросы» - вопросно-ответная беседа 1. Что называется многогранником и сечением многогранника? (Ответ: а) Многогранником называется - тело, поверхность которого состоит из конечного числа плоских многоугольников. б) Сечением поверхности геометрических тел называется - плоская фигура, полученная в результате пересечения тела плоскостью и содержащая точки, принадлежащие как поверхности тела, так и секущей плоскости. 2. Каким способом можно задать секущую плоскость? (Ответ: а) Через три точки, по аксиоме стереометрии: «Через три точки не лежащие на одной прямой, можно провести плоскость и только одну». б) Через прямую и не лежащую на ней плоскость, по теореме «Через прямую и не лежащую на ней точку можно провести плоскость и только одну» в) Через две пересекающиеся прямые, по аксиоме «Если две различные прямые имеют общую точку, то через них можно провести плоскость и только одну». г) Через две параллельные прямые, по определению «параллельных прямых: прямые называются параллельными, если они лежат в одной плоскости и не пересекаются». 3. Перечислите методы построения сечений многогранников. (Ответ: метод следов, комбинированный метод, метод вспомогательных сечений (метод внутреннего проектирования)) 4. Каким по виду может быть сечение многогранника плоскостью, проходящей через три точки? (Ответ: треугольник, пятиугольник, шестиугольник, прямоугольник, трапеция, параллелограмм, отрезок, точка) (СЛАЙД № 8, № 9 ) Выводы: Секущая плоскость пересекает грани многогранника по прямым, а точнее по отрезкам. Так как секущая плоскость проходит непрерывно, то разрезы образуют замкнутую фигуру-многоугольник. Полученный таким образом многоугольник и будет сечением тела. (СЛАЙД № 10) III. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся. Учитель математики: теоретическую часть мы вспомнили, вы работали устно хорошо. А теперь вспомним, как мы использовали теоретический аппарат стереометрии при построении сечений многогранников. Об этом нам напомнят ребята, которым было дано проектное задание. (выступление двух групп учащихся с презентациями) 1. «Сечение многогранников» - Исмаилов Аскар, Губайдуллина Сабина, Жалгасов Серик 2. «Методы построения сечений многогранников» - Шевляков Олег, Закирова Айгерим, Жайсанбаев Сабыр Учитель математики: мы вспомнили ту часть теоретического материала по геометрии, которая вам будет необходимой при построении сечений многогранников с использованием программы Флипчарт. Итак, мы переходим к информатике. IV. Учитель информатики (комментирует способы построения сечений многогранников с использованием программы «Power Point» и Флипчарт) V. Практическая работа: выполнение учащимися карточек-заданий по информатике. VI. Итоги урока, выставление оценок. Итоги урока подводит учитель информатики: Сегодняшний урок помог вам лучше разобраться в такой сложной теме, как «Сечения многогранников плоскостью». Увидеть, с помощью программы «Power Point», предмет геометрии совсем с другой стороны и еще больше полюбить его. Эта программа поможет вам не только лучше понять эту тему, но и заинтересоваться геометрией, а, также выполнив практическую работу, вы ещё раз убедились в возможности использования информационных технологий в учебных целях. Так программа Microsoft Power Point развивает у учащихся пространственное воображение, позволяет наглядно представить результаты своих исследований, и не только процесс и методы построений сечений многогранников, как представлено в этой работе, но и решения любых задач, не обязательно геометрических, но требующих дополнительных построений. В таких задачах очень эффективно использование компьютерной анимации, благодаря которой процесс решения поставленной задачи становится более увлекательным, наглядным, понятным. Также вы научились с помощью программы Power Point демонстрировать компьютерные презентации как на уроках. Учитель математики: закончить сегодняшний урок хочется словами великого Леонардо до Винчи: «Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет». Мы хотим чтобы ваш ум никогда не зачах. VII. Домашнее задание Геометрия: работа в парах – подготовить буклет по теме «Сечения многогранников» (учитель демонстрирует пример буклета) Информатика: подготовить мини-проекты «Построение сечений многогранников с помощью программ «Power Point» и Флипчарт. Урок подготовили и провели: Хабибулина Л.В., учитель математики высшей категории, Туралина Р.М., учитель информатики второй категории. | |
Просмотров: 2190 | Загрузок: 259 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|