Главная » Файлы » В помощь учителю » Математика |
[ Скачать с сервера (75.0 Kb) ] | 2013-03-24, 7:09 PM |
Открытый интегрированный урок математики и географии, 5 класс (городской семинар для заместителей директоров по УМР) Тема: «Действия с десятичными дробями» Цель урока: обучающая: 1) отработать навыки сложения, вычитания и умножения десятичных дробей; продолжить формирование умений использовать полученные навыки при решении уравнений и задач; развивающая: 2) способствовать развитию самоконтроля, любознательности, используя межпредметные связи; сформировать первичные понятия о предмете география, о горных вершинах, о горной системе; воспитательная: 3) воспитывать желание доводить начатое дело до конца, воспитывать желание учиться, прививать интерес к предмету. Тип урока: урок обобщения нового материала Вид урока: урок-путешествие Формы урока: классная, индивидуальная Методы урока: наглядно-образные, словесные, дидактическая игра Оборудование урока: географическая карта с указанным «маршрутом» путешествия, плакаты, слайды с изображением горных вершин, карточки-схемы Ход урока: I. Организация начала урока. а) Девизом сегодняшнего урока могут стать такие слова (слайд) «Лучших гор есть только горы На которых ещё не бывал…» б) Вступительное слово учителя: Сегодня, ребята, у нас с вами будет очень необычный урок, на котором мы будем заниматься не только математикой, но и познакомимся с интересной наукой географией. Мы отправимся в путешествие к высочайшим вершинам мира. Побываем в экстремальных ситуациях, где нам будут необходимы не только знания по математике, но и выносливость, упорство и сообразительность, мы будем совершать восхождения к горным вершинам, и будем на каждой покоренной нами вершине оставлять вот такие красивые флажки. (учитель показывает на географической карте «маршрут путешествия») А что такое горная вершина? (ответы учащихся) Горная вершина - это наиболее высокая часть горного массива. (слайд) Горные вершины Спят во тьме ночной Тихие долины Полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы… Подожди немного, Отдохнешь и ты… А сопровождать нас в пути будут проводники, которые в любую минуту готовы помочь нам, итак, в путь. II. Актуализация опорных знаний. (слайд) Ученик 1. Первая из высочайших вершин мира гора Монблан, её высота составляет 4870 метров над уровнем моря. Гора Монблан – это самая высокая точка Западной Европы. Она расположена в Альпах, в Швейцарии. Более 170 лет назад было совершено первое восхождение на гору Монблан. С тех пор на белую гору поднимались сотни альпинистов. Учитель: А чтобы и нам покорить эту гору, мы должны справиться с этим злым трехглавым драконом, который от голода проглотил тему сегодняшнего урока, оставив нам только вот такие кусочки: 1/5 = ?? или 0,2 18/10=1,8; ??? ,17?7 +6,77?5 6,576? ≤ 6,???0 … дроби – это ???? сравнивать, вычитать, …жать, скла….ть, де… ть Задание 1: Разгадайте тему урока по этой шифровке. (учащиеся разгадывают тему урока, учитель записывает её на доске) Учитель: Мы победили злого дракона, разгадали тему урока «Действия с десятичными дробями» и преодолели 1-ю вершину, а в знак покорения горы Монблан на её вершине оставим яркий флажок и отправимся дальше в путь, в Южную Америку. (на плакате учитель закрепляет флажок на «горе» Монблан) III. Обобщение, контроль и коррекция знаний (слайд) Ученик 2: Гора Аконкагуа расположена в Южной Америке, в Аргентине. Её высота достигает 6960м. С горы Аконкагуа спускаются 7 ледников длиной до 6 километров. Первое восхождение на эту вершину было совершено в 1897 году. Первая попытка покорить Аконкагуа была предпринята немцем Раулем Гусвельдом в 1883 г. Она не удалась, поскольку снаряжение у альпиниста было недостаточным и практически отсутствовал маршрут. По его стопам в 1897 г. отправилась экспедиция англичанина Эдварда Фицджеральда, и 14 января пик был достигнут членом этой экспедиции, швейцарцем Маттиасом Цубриггеном. Учитель: При восхождении на эту гору участников экспедиций подстерегали горные обвалы и камнепады, эта величественная гора не сразу покорилась человеку. Но мы с вами постараемся её «покорить». А помогут нам в этом Белоснежка и 7 гномов, которые приготовили для нас вот такое задание: (плакат с Белоснежкой и гномами) Задание 2: Записать в виде десятичных дробей величины, выразив их в километрах. Полученные десятичные дроби записать в порядке возрастания и убывания. (вывешиваются 2 плаката с заданиями для двух вариантов; учащиеся работают самостоятельно, а 2-е выполняют эту же работу у доски) – самопроверка. Учитель: Вот и ещё над одной вершиной развивается флажок (на плакате отмечается флажком вершина) а наш путь лежит дальше, в Африку. Здесь, близ Экватора расположен потухший вулкан Килиманджаро. (слайд) Ученик 3: Килиманджаро – потухший вулкан. На языке африканского народа его название звучит как Килимангара - три вершины, на которых всегда лежит снег. Хотя этот вулкан находится вблизи Экватора. Гора Килиманджаро, или как ее ещё называют «крыша Африки», самая высокая в мире отдельно стоящая вершина и одновременно самая высокая точка на всем африканском континенте. Учитель: Да, интересно. Значит, чтобы нам преодолеть эту вершину, нам предстоит попыхтеть. Тем более, что задания нам приготовили семь подземных королей, которые решили сбить нас с намеченного пути. Но мы их перехитрим. Мы разделимся на три группы и встретимся у самой высокой части горы Килиманджаро, на самой её вершины. И я уверена, что и там мы оставим этот яркий флажок. (учащиеся работают по рядам, а у доски в это время данное задание выполняют три ученика, по одному с каждого ряда) Задание 3: а) Решить уравнения 1-й вариант: х : (1,03 + 12,125) = 8 (Ответ: х = 105,24) 2-й вариант: у : (46,131 – 44,598) = 5 (Ответ: у = 7,655) 3-й вариант: z : 10 = 59,8 – 47,92 (Ответ: z = 118,8) б) Найти значение выражения: z – y – x, если числа z, y , x являются корнями данных уравнений. (118,8 – 7,655 – 105,24 = 5,895) Учитель: А вы знаете, чем интересно для нас полученное в результате выполнения задания число 5,895?! Ученик 4: Число 5,895 – это десятичная дробь и выражает она высоту вулкана Килиманджаро в километрах, т.е. высота горы 5895 метров над уровнем моря. Учитель: Вот и ещё одна вершина покорилась нам, а на её вершине мы оставим три флажка, потому что все три вершины африканской горы Килимангары покорились трем группам альпинистов из 5«А» класса. А дальше наш путь лежит на север Тибета. (на плакате отмечается флажком вершина) (слайд) Ученик 5: Китай…северный Тибет… Одна из высочайших вершин мира расположена именно здесь и это гора Чонг Карлыгтаг, её высота 7720 метров. Эта величественная вершина была исследована и открыта Пржевальским. Он же дал ей второе название за её красоту и величественность – Шапка Мономаха, как символ русского самодержавия. Учитель: Да, тяжела ты шапка Мономаха, но эту вершину нам нельзя не покорить. А поможет нам в этом юный художник Карандаш, который придумал для нас такое сложнейшее задание. Задание 4: Решить задачу (слайд с условием задачи, выбранной из учебника) Восхождение к вершине приравнивают к тяжелой работе. Когда человек выполняет тяжелую работу, его дыхание учащается в 5 раз. При нормальных условиях человек за одну минуту вдыхает 1032 грамма воздуха. Сколько воздуха вдыхает группа альпинистов, состоящая из 25 человек за время восхождения (исключая отдых и подготовку к восхождению), если оно длилось 12 дней по 8 часов в день? (устное комментирование условия задачи, составление плана решения, письменное оформление решения у доски) – 1 ученик решает у доски. Учитель: Мы оставляем ещё один флажок. В знак покорения вершины Чонг Карлыгтаг (на плакате отмечается флажком вершина). А сами отправляемся к высочайшей вершине мира, которая находится в Гималаях. (слайд) Ученик 5: Наш путь лежит в Гималаи в Непал. Здесь находится самая высокая вершина мира Джомолунгма (Эверест). Джомолунгма в переводе на русский язык означает «Мать Богов». В Непале она известна как Сагарматха, или «небесная вершина». Много было попыток совершить восхождение на неё, но альпинистов долгое время ожидали неудачи. И только 29 мая 1953 года очередная попытка увенчалась успехом. Сер Эдмунд Хилари со своим проводником Тенсингом вошли в историю как первые покорители величественной вершины Джомолунгма, высота которой равна 8,848 км, то есть 8848 метров. Учитель: В 1865 г. Эта величественная вершина получила название Эверест — в честь сэра Джорджа, английского инженера-геодезиста, удостоенного за свои заслуги дворянского звания. Гора Джомолунгма – это двойная вершина, у её подножья много красивых цветов. А вот среди этой красоты я увидела интересные цветики-семицветики. Подойдем поближе, чтобы собрать эти прекрасные цветики-семицветики и увидим, что же написано на их лепестках?! А пойдем мы двумя группами (вариантами) и постараемся побыстрее выполнить следующее задание. Задание 5: (плакат с цветиками-семицветиками, для двух вариантов отдельные плакаты) Составьте пример, записанный на лепестках цветов, и выполните указанные действия (составляя пример следует учесть «порядок» цветов в радуге), работа по «Цепочке» 1-й вариант (0,98 + 0,7 – 0,27) • (6,69 – 2,69) + 11,24 • (7,25 -0,25) = ? (Ответ: 84,32) 2-й вариант: (187,2 – 178,04 + 0,04) • 10 – (7,13 + 6,87) • 1,75 + 13,22 = ? (Ответ: 84,32) Учитель: Обе группы справились с заданием и получили одинаковые верные ответы, полученное число выражает приблизительную разницу в метрах двух вершин Джомолунгмы. И вот двуглавая вершина в очередной раз «покорилась» нашим юным альпинистам. И теперь над ней развивается этот красивый флажок. (на плакате отмечается флажком вершина) Наше путешествие к высочайшим вершинам мира подходит к концу и мы отправляемся в Тянь-Шань… (слайд) Ученик 6: Гора Хан-Тенгри - одна из высочайших вершин мира, находится в самом центре Тянь-Шаня на границе Казахстана с Киргизией и Китаем. Пик Хан Тенгри называют “Властелином Неба”, а ещё «Повелитель Духов» и «Кровавая Гора», за её красный цвет на закате солнца. Гора Хан-Тенгри была открыта и исследована знаменитым географом Семеновым-Тяньшанским. Высота горы Хан-Тенгри 7010 метров нам уровнем моря. (слайд) Учитель: В горах Тянь-Шаня расположены горнодолинные ледники, которые располагаются дальше на Памир. Оледенение Памира грандиозно, особенно на Центральном, Северо-Западном и Северном Памире. Всего на Памире около 7100 ледников общей площадью около 7500 кв. км. Наиболее крупный из ледников – это ледник Федченко, его длина составляет 77 км, а его площадь равна 649,6 кв.км. Мы закончим восхождение к высочайшим вершинам мира именно здесь, у горы Хан-Тенги, где уже давно со «слезами» нас ожидает Незнайка. Он никак не может выбрать правильный ответ к задаче из нашего учебника «Математика-5» и нам придется ему помочь. Задание 6: самостоятельно, решить задачу с тестовым содержанием и выбрать верный вариант ответа (работа с учебником), самопроверка, устное комментирование 3,5 – 1,34 = 2,16 (км) Ответ: 2,16 км – Г Учитель: Мы решили задачу, нашли верный ответ, помогли Незнайке и конечно же покорили ещё одну вершину и на ней оставим этот флажок. (на плакате отмечается флажком вершина) И теперь нам предстоит выполнить последнее задание, а оно вот какое. IV. Итоги урока, выставление оценок Задание 7 Прочитайте зашифрованное числами слово и вы узнаете, как класс работал сегодня на уроке (на плакате дан русский алфавит, на втором – зашифрованное слово) 16 20 13 10 25 15 16 ! О Т Л И Ч Н О ! Молодцы ребята. V. Домашнее задание: (творческая работа в группах) (слайд) Учитель: На уроке вы все работали очень хорошо, однако одна из вершин осталась не покоренной (учитель показывает на плакат). Эта вершина находится на Памире, в Таджикистане, и называется она Пик Коммунизма. Эта вершина является самой высокой вершиной в СНГ, её высота достигает 7495 метров. Пик Коммунизма – самая высокая вершина Памира и бывшего Советского Союза. С 1999 года она носит название пик Исмаила Самони, основателя таджикского государства. Кстати, местные жители называют пик Коммунизма – “Уз-терги”, что означает “Кружит голову”. Действительно, её вершина – это прихожая небесной обители, так что головокружение здесь правило, а не исключение. А восхождение на эту вершину вам предстоит совершить дома, выполнив такое задание: а) вычислить: (51,6 : 3 + 0,83 • 2,16 + 7,25) • (0,5 - ½) = ? б) сочинить сказку «А вы слышали новости о десятичных дробях»… VI. Рефлексия. «Волшебный кубик» - ответы учащихся Что сегодня делали на уроке? Что нового узнали на уроке? Что понравилось на уроке? Что не понравилось на уроке? Учитель: Я желаю всем, чтобы все намеченные вершины покорялись вам и пусть это будет не всегда легко, но даже маленькая покоренная вершина всегда доставляла радость. Урок подготовила и провела: Хабибулина Л.В., учитель математики, сш № 2 г. Тараз [b] | |
Просмотров: 2712 | Загрузок: 241 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|