Главная » Файлы » В помощь учителю » Математика |
[ Скачать с сервера (1.15 Mb) ] | 2014-01-22, 10:06 AM |
АКТЮБИНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ. АКТЮБИНСКИЙ ОБАСТНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР. «Формы и методы внеклассной работы по математике и информатике» (обобщение опыта) Актобе -2013-2014г. Рассмотрено и рекомендовано к печати научно- практическим советом центра Авторы – составители: Тартанова Д.Л. Жардаева Г.К. Айдаубаева А.А. Дошумова Г.К.- учителя математики и информатики СШ№3. Рецензенты: А.А.Баймагамбетова- заместитель директора ПО УВР СШ№3, руководитель проекта. Жаркылов Т.С.- зам.декана АГУ им.Жубанова. Методист АОНПЦ Кужантаева М.К. Жубандыкова Ж.У.- старший преподаватель, к.т.н. кафедры НГДТФ АГУ им.Жубанова Данное методическое пособие призвано помочь учителям и родителям приобщить детей к работе во внеурочное время. Учитель является основным носителем истины позитивных знаний. Молодое поколение умеет разумно воспользоваться новой информацией. Современные ученики живут в насыщенном информационном мире и должны научиться жить и работать в быстро изменяющемся мире. Научить этому своих учеников - основная задача современной школы. ВВЕДЕНИЕ Некоторые из традиционных форм внеклассной и внешкольной работы по математике: клубы веселых математиков, общества веселых математиков, вечерние математические школы, слеты юных математиков, внеклассное чтение и некоторые другие, практически исчезли. А популярность других форм внеклассной и внешкольной работы по математике: стенной печати, факультативов, кружков, олимпиад, школ при вузах и т.п., стала снижаться. В то же время появилось много новых популярных как у учителей, так и учащихся новых форм внеклассной и внешкольной работы по математике: математические бои, регаты, турниры, карусели, нестандартные олимпиады, международный конкурс – игра «Кенгуру – математика для всех» и др. Под внеклассной работой по математике понимаются необязательные систематические занятия учащихся с преподавателем во внеурочное время. Внеклассная работа по математике является составной частью учебно–воспитательного процесса, осуществляемого школой и учителем. В теории и методике обучения математике различают два типа внеклассной работы. К первому типу относится внеклассная работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала (дополнительные занятия после уроков). Основной целью ее является своевременная ликвидация (и предупреждение) имеющихся у учащихся пробелов в знаниях и умениях по курсу математики. Данный тип внеклассной работы есть в школе в настоящее время. Он должен носить ярко выраженный индивидуальный характер: занятия с учащимися, пропустившими занятия из-за болезни или другой уважительной причины, занятия с учащимися, перешедшими из другой школы, и т.п. Вторым типом внеклассной работы является работа с учащимися, проявляющими к изучению математики повышенный, по сравнению с другими, интерес и способности. Последний тип и является собственно внеклассной работой в традиционном понимании этого слова. При этом внеклассная работа является естественным продолжением и дополнением основных форм организации учебно–познавательной деятельности учащихся на уроке. Наиболее важными задачами внеклассной работы на современном этапе развития школы являются следующие: • пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям; • расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу; • развитие математических способностей и мышления у учащихся; • развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно – популярной литературой; • создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса; • расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики в технике, экономике; • расширение и углубление представлений учащихся о культурно – исторической ценности математики, о роли ведущих ученых – математиков в развитии мировой науки; • осуществление индивидуализации и дифференциации; • разностороннее развитие личности. В содержание внеклассной работы необходимо включать: вопросы, выходящие за рамки школьной программы по математике, но примыкающие к ней; вопросы, вошедшие в содержание математического образования в последние десятилетия: логика, теория вероятностей, комбинаторика и т.п. Внеклассная работа может осуществляться в самых разнообразных видах и формах. Условно можно выделить следующие три основные вида внеклассной работы. 1. Индивидуальная работа – работа с учащимися с целью руководства внеклассным чтением по математике, подготовкой докладов, рефератов, математических сочинений, изготовлением моделей; работа с консультантами; подготовка некоторых учащихся к участию в городской (районной) или областной олимпиаде. 2. Групповая работа – систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом учащихся. К ней можно отнести факультативы, кружки, спецкурсы, элективные курсы. 3. Массовая работа – эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом. К данному виду относятся вечера, научно– практические конференции, недели математики, олимпиады, конкурсы, соревнования и т.п. На практике все эти три вида внеклассной работы тесно связаны друг с другом. Внешкольная работа, прежде всего, предназначена для учащихся, уже увлеченных математикой. Основными целями организации внешкольной работы являются: • развитие мышления и математических способностей учащихся; • углубление знаний учащихся по математике. Основными формами внешкольной работы по математике на сегодня являются: • математические кружки и факультативы, Центрах дополнительного образования; • математические соревнования между школами, городами (различные виды олимпиад, турниры и т.д.); • районные и городские научные конференции школьников. ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ Слово «факультативный» означает «необязательный», предоставленный собственному выбору. Основным назначением факультативных занятий является развитие способностей и интересов учащихся в сочетании с общеобразовательной подготовкой по математике и на ее основе. Целями организации факультативных занятий являются: • расширение кругозора учащихся; • развитие математического мышления и способностей; • формирование активного познавательного интереса к предмету; • углубленное изучение математики; • содействие профессиональной ориентации учащихся об области математики и ее приложений; • «обкатка» нового школьного содержания, новых методов обучения. Все факультативы по математике условно можно разделить на три вида: 1) факультативы, предназначенные для повышения математического уровня учащихся, они тесно связаны с основными курсами математики. Их главная задача – углубить знания, полученные учащимися на уроках. На таких факультативах уделяется большое внимание вопросам школьной программы; 2) факультативы, которые дополняют знания учащихся, полученные ими на уроках. Основная цель таких факультативов – расширение знаний учащихся. На таких факультативах основное внимание уделяется темам, которые обычно не входят в школьную программу, в том числе рассматриваются и методы решения олимпиадных задач; 3) спецкурсы. Основная цель спецкурсов: рассмотрение некоторых важных тем, отсутствующих в основном курсе математики. Но могут быть факультативы и комбинированного характера. В школах факультативы организовываются как для учащихся одного класса, так и параллельных классов. Хотя факультативы являются специфической формой внеклассной работы, но они содержат в себе и многие признаки урока. Проводятся факультативы по расписанию, с постоянным составом учащихся, по утвержденной программе и часто по специальным пособиям. Основными формами организации учебно–познавательной деятельности учащихся являются: изложение узловых вопросов данного факультативного курса учителем (лекционным методом), семинары, собеседования (дискуссии), тематическое комбинированное занятие, соревнование, решение задач, рефераты учащихся (как по теоретическим вопросам, так и по решению цикла задач), математические сочинения, доклады учащихся и т.д. Акцент на факультативных занятиях должен быть на самостоятельную работу учащихся. Необходимо больше уделять внимания индивидуальной работе учащихся и меньше – фронтальной работе. Основным средством обучения на факультативных занятиях должна быть учебная книга по математике. ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ Эта статья об опыте проведения факультативов по информатике в 6-9 классах в школах. Почему нужны факультативные занятия по информатике в средней школе? Как определить содержание и методы организации таких занятий? Каково место факультативных занятий в учебном процессе? Возможно, кто-то скажет: «Проживу я и без информатики. Зато я в подлиннике читаю Шекспира». Действительно, до сих пор много людей живет без знаний основ информатики и не считают себя обделенными. Однако давайте подумаем. Каким словарем вам удобнее пользоваться: а) рукописным, б)машинописным неотсортированным и в) машинописным, отсортированным в алфавитном порядке? Конечно, последним. Но ведь сортировка — это результат деятельности информатики. Филологи чаще обращаются к компьютеру, чтобы быстро и качественно выполнить любой другой анализ текста. Для педагогов компьютер незаменим при подготовке лекций, для демонстрации методического материала (видео- и аудиопрезентаций), при оформлении макетов учебников, пособий и методических разработок, в организации обмена опытом с коллегами, доступа к библиотекам всего мира. Научным работникам компьютер помогает не только общаться с коллегами на другом конце света в режиме реального времени, но и готовить статьи, слайды, видеоролики, рекламные проспекты. Но для ученого компьютер не только органайзер, прежде всего возможности моделирования, экспериментальная проверка полученных результатов и др. Практически любая работа требует навыков владения компьютером и оргтехникой. В распространение математических знаний, приступающей после окончания школы, к трудовой деятельности. Большинство ведущих профессий в жизни общество требует многих знаний, умений и навыков, относящихся к математике и ее приложениям. А умение решать задачи с использованием компьютера и информационных технологий вообще споров в настоящее время уже не вызывает. Важной задачей обучения информатике и математике в средней школе является подготовка к продолжению образования в высшей школе, воспитание у них стремления к непрерывному пополнению своих знаний в избранном направлении с помощью самообразования. Школьная программа содержит обязательный для всех учащихся минимум знаний по всем предметам. Факультативные занятия, вводятся с целью углубления знаний по естественным и гуманитарным наукам, а также развития разносторонних интересов и способностей учащихся. Можем сказать, что факультативы по информатике в 7-8 классах вводятся, исходя из заинтересованности детей и по желанию родителей, начать изучение предмета раньше Факультативы - это небольшие специальные курсы, знакомящие учащихся с некоторыми областями знаний информатики, которые не рассматриваются в учебной программе. I. Факультативный курс представляет собой систему нескольких тем, частично связанных между собой. Каждая из них предназначена для развития основных идей школьной информатики, ее понятий, методов. Следовательно, факультативные занятия важно соотносить с основным курсом информатики, можно, например, отработать навыки решения задач с помощью ЭВМ. Для осуществления такой связи необходимо: • систематизировать материал; • последовательно развертывать теорию; • рассматривать дополнительные методы для решения задач. Факультативные занятия по информатике в 5-9 классах, проводятся в форме модульных групп по предложенной учебной программе, включающей в себя целевой план действий, банк информаций, руководство по достижению цели, реализуют образовательные запросы учащихся и родителей, выполняют роль подготовки к базовому изучению курса информатики, в тех школах где информатика как учебная дисциплина преподается в 10-11 классах, а так же в школах. Так и основной курс информатики и ВТ служит источником тем для углубленной разработки факультативных занятий по предмету. Взаимосвязью основного и факультативного курсов необходимо воспользоваться для развития мышления школьников. И необходимо, чтобы связь эта была двусторонней. II. Преемственность в отношении ко многим формам внеклассной и внешкольной работы по информатике. Т.е., факультативы по информатике дополняют кружки, занятия компьютерных клубов, заочных школ по программированию новым содержанием, новыми подходами к его раскрытию, связностью изложения, и др. III. Факультативные занятия представляют большие возможности подготовки к конкурсам, соревнованиям и олимпиадам (пользовательским, по языкам программирования), занятиям проектной деятельностью. | |
Просмотров: 2109 | Загрузок: 138 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|